Получи документы

Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок

МАРИНА КОЧУКОВА
Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок

В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Очень часто у детей наряду с нарушением звукопроизношения, проблема формирования лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы не только исправить нарушенные звуки, но и преодолеть ошибки в грамматическом оформлении речи, так как эти ошибки приводят к несформированности связной речи, и как следствие в условиях школьного обучения возникает дисграфия – нарушение письма.

Публикация «Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок» размещена в разделах

Овладение правильной речью оказывает влияние и на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формируя третью цель в обучении языку, назвал грамматику поиском языка. Говоря о её изучении, он писал: "… Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание ребенка, то есть именно ту способность, вследствие которой ребенок является человеком между животными".

Освоение ребенком морфологии начинается с изменения слова по падежам. В этом нам помогут чистоговорки. Еще в начале прошлого века филолог Корней Чуковский отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. ". Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка".

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой не только для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, но и для коррекции лексико-грамматической стороны речи :

«Один - много»

Цель: учить употреблять существительные, прилагательные и глаголы в форме множественного числа.

1 вариант

Логопед проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает картинку. Затем показывает другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить чистоговорку. Например:

- За-за – коза (Показать картинку с изображением козы, затем картинку, на которой несколько коз) А здесь кто?

- Козы (отвечает ребенок)

- А как сказать чистоговоркой?

- Зы-зы – козы.

2 вариант

Логопед проговаривает чистоговорку и показывает картинку (например,

За - за - белая коза). Затем показывает другую картинку (несколько белых коз) и просит составить чистоговорку (зы - зы – белые козы)

«Измени слово по падежам»

Цель: учить употреблять существительное в разных падежах

- Са - са – это кто?

- Са – са – лиса.

- Сы – сы – нет кого?

- Сы – сы – лисы.

- Се – се – бегу к кому?

- Се – се – к лисе.

- Су – су – вижу кого?

- Су – су – лису.

- Се – се – пою о ком?

- Се – се – о лисе.

«Посчитай»

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

Логопед показывает картинку с изображением, например автобуса :

Ус- ус-ус ….

Один автобус.

Са-са-са (картинка с изображением двух, трех, четырех автобусов)

Два (три, четыре) автобуса.

«Подбери слово, близкое по значению»

Цель: учить ребенка подбирать слова-синонимы к предмету или объекту.

Логопед показывает картинку и произносит чистоговорку (Например, ша-ша – белая лапша). Затем задает ребенку наводящие вопросы (А какая еще лапша). Логопед произносит ряд слов – признаков (длинная, светлая, вкусная) и просит подобрать подходящее слово (синоним) к слову «белая».

«Скажи ласково»

Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреблять существительные с уменьшительно- ласкательным значением.

Логопед показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит составить чистоговорку про маленький предмет. Например:

Су – су – цветок в лесу (проговаривает логопед)

Су – су – цветочек в лесу (проговаривает ребенок)

«Скажи чьи?»

Цель: учить правильно образовывать притяжательные прилагательные.

Логопед показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам логопеда должен составить чистоговорку (притяжательное прилагательное + существительное)

За-за-за – Это чьи глаза?

За-за-за – Это лисьи глаза. И так далее.

Предлагаемые приемы работы с чистоговорками можно ежедневно включать в индивидуальные логопедические занятия логопеда, а также и в работу воспитателей по развитию речи. Использование данных приемов предоставляет ребенку возможность создать "свое", придумать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по теме «Весна» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Доклад на РМО «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников» СЛАЙД 1 Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании,.

Конспект подгруппового занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений на тему «Домашние животные» Цель: формировать лексико-грамматический строй речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закрепить представления детей о домашних животных;.

Конспект подгруппового занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений в старшей группе по теме «Зимующие птицы» Цель: формирование лексико-грамматического строя по лексической теме " Зимующие птицы". Задачи: 1. Коррекционно-образовательные -обобщение.

Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической,.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников методом глинотерапии Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Осень» Задачи. Образовательные: - систематизировать знания об осени и осенних явлениях; - обогащать и активизировать словарный запас по теме;.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя» Учитель-логопед С. Г. Пермикина Цель: Помочь детям в познании и принятии собственного имени. Задачи Обучающие: Познакомить детей с положением.

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Зимние забавы». Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Зимние забавы». Коррекционно-образовательные цели: Расширение и конкретизация.

Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи»Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи» Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: «Овощи». Цель: закреплять, уточнять и расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок
Опубликовано: 17 февраля 2017 в 18:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД