Коррекция нарушенного звукопроизношения

Екатерина Бурганова
Коррекция нарушенного звукопроизношения

Коррекция нарушенного звукопроизношения

[/b]

г. Мурманск МБДОУ №131

учитель – логопед

Бурганова Е. В.

У детей дошкольного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенными среди них являются нарушения произношения звуков.

Различают три вида неправильного звукопроизношения:

1. Пропуск звуков

2. Замена звуков

3. Искажение звуков

Исходя из того, какая группа звуков нарушена, различают следующие виды нарушений звукопроизношения:

- Сигматизм (недостатки произношения свистящих и шипящих звуков)

- Ротацизм (недостатки произношения звуков [Р] и [Р’])

- Ламбдацизм (недостатки произношения звуков [Л] и [Л’])

- Каппацизм (недостатки произношения звуков [К] и [К’])

- Гаммацизм (недостатки произношения звуков [Г] и [Г’])

- Хитизм (недостатки произношения звуков [Х] и [Х’])

- Йотацизм (недостатки произношения звука [Й])

- Дефекты озвончения (недостатки произношения звонких согласных звуков: [Д]-[Т], [В]-[Ф] и др.)

- Дефекты смягчения (недостатки произношения мягких согласных звуков: [Т’]-[Т], [С’]-[С] и др.)

Любые нарушения звукопроизношения сказываются на общении ребенка с другими детьми. Речевой дефект как бы «зашумляет» речь, делает ее неразборчивой, что вызывает у собеседников осознанную или неосознанную отрицательную реакцию.

Прежде, чем исправлять у ребенка неправильное звукопроизношение, необходимо устранить те недостатки, которые вызвали это нарушение произношения.

Выделяют две группы причин, способные вызвать у ребенка нарушение произношения звуков:

1. Основные причины:

- нарушение подвижности речевых органов

- нарушение речевого слуха

- недостатки строения речевых органов

2. Дополнительные причины:

- нарушение голоса

- нарушение речевого выдоха

- нарушение общей подвижности ребенка

Коррекционная логопедическая работа строиться исходя из особенностей речевого дефекта, причин нарушения звукопроизношения, а также основываясь на принцип индивидуального подхода.

Чтобы занятия были более эффективными, необходимо учитывать следующие моменты:

- Работа над произношением имеет свою последовательность, которая определяется недостатками, выявленные у ребенка во время логопедического обследования.

- При постановке звуков необходимо соблюдать определенный порядок работы.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Сначала отбираются те звуки, которые наиболее легко поддаются коррекции.

Перед вызыванием и постановкой звука необходимо добиваться его различения на слух. Вырабатывая у ребенка тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, далее его автоматизируют в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и во фразовой речи. Очень важно развивать слуховое восприятие, необходимо научить ребенка слышать самого себя, улавливать разницу между своим дефектным произношением и нормализованным звуком.

При непосредственной постановке звуков необходимо придерживаться определенных правил:

Звуки можно ставить и закреплять группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и по способу произношения.

• Если при автоматизации поставленных звуков ребенок начинает их путать, необходимо закреплять их по очереди.

• Существует определенная последовательность постановки звуков:

- звуки [В], [Ф] и их мягкие пары.

- звуки [К], [Г], [Х] и их мягкие пары.

- мягкие звуки [Т’], [Д’].

- звук [Й].

- звук [Л] и его мягкая пара.

- звуки [С], [З], [Ц], потом мягкие пары [С’], [З’].

- звуки [Ш], [Ж]. Однако, если ребенок произносит свистящие, как неполноценные шипящие, тогда желательно сначала ставить шипящие, включая [Ч], [Щ], а потом – свистящие звуки.

- звуки [Ч], [Щ].

- звук [Р], [Р’].

• Если ребенок произносит какие – то звуки смягченно, их нужно исправить в первую очередь.

При проведении занятий по коррекции звукопроизношения, также важно соблюдать следующие правила:

• Проводить не менее двух занятий в неделю.

• Артикуляционные упражнения должны проводиться перед зеркалом.

• Никогда нельзя говорить ребенку, какой звук ставиться. Сообщить ребенку какой именно звук он на самом деле выговаривает можно только после того, как он научиться произносить его безошибочно.

Публикации по теме:

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста .

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Творческая группа авторов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»: Заведующий Губова Т. П.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Коррекция нарушенного звукопроизношения
Опубликовано: 20 января 2014 в 23:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальная открытка-детский мастер-класс
Уважаемые коллеги. предлагаю вашему вниманию детский мастер-класс по изготовлению пасхальной открытки. Данный МК предназначен для педагогов...
Художественное творчество детей «Март — весновей!»
Художественное творчество детей «Март – весновей! » Вот и первый весенний месяц - март, на исходе. Первый весенний месяц в народном календаре зовётся...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Пасхальная корзинка»
Творческие работы как средство для развития речи дошкольников. Дети с нарушениями звукопроизношения редко имеют хорошо развитую координацию движений...
Сказочный пруд
Всем доброго времени суток! За окном ранняя весна, еще зима, проказница, не желает уходить, а нам уже хочется лета! Появилось немного свободного времени и мы...
«Бабочка красавица» творческая работа в технике квиллинг
Работа с бумагой в технике квиллинг довольно свежее творчество. Я как педагог интересующийся разными видами рукоделия, в 2013 году разработала рабочую...