Коррекция нарушенного звукопроизношения

Екатерина Бурганова
Коррекция нарушенного звукопроизношения

Коррекция нарушенного звукопроизношения

[/b]

г. Мурманск МБДОУ №131

учитель – логопед

Бурганова Е. В.

У детей дошкольного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенными среди них являются нарушения произношения звуков.

Различают три вида неправильного звукопроизношения:

1. Пропуск звуков

2. Замена звуков

3. Искажение звуков

Исходя из того, какая группа звуков нарушена, различают следующие виды нарушений звукопроизношения:

- Сигматизм (недостатки произношения свистящих и шипящих звуков)

- Ротацизм (недостатки произношения звуков [Р] и [Р’])

- Ламбдацизм (недостатки произношения звуков [Л] и [Л’])

- Каппацизм (недостатки произношения звуков [К] и [К’])

- Гаммацизм (недостатки произношения звуков [Г] и [Г’])

- Хитизм (недостатки произношения звуков [Х] и [Х’])

- Йотацизм (недостатки произношения звука [Й])

- Дефекты озвончения (недостатки произношения звонких согласных звуков: [Д]-[Т], [В]-[Ф] и др.)

- Дефекты смягчения (недостатки произношения мягких согласных звуков: [Т’]-[Т], [С’]-[С] и др.)

Любые нарушения звукопроизношения сказываются на общении ребенка с другими детьми. Речевой дефект как бы «зашумляет» речь, делает ее неразборчивой, что вызывает у собеседников осознанную или неосознанную отрицательную реакцию.

Прежде, чем исправлять у ребенка неправильное звукопроизношение, необходимо устранить те недостатки, которые вызвали это нарушение произношения.

Выделяют две группы причин, способные вызвать у ребенка нарушение произношения звуков:

1. Основные причины:

- нарушение подвижности речевых органов

- нарушение речевого слуха

- недостатки строения речевых органов

2. Дополнительные причины:

- нарушение голоса

- нарушение речевого выдоха

- нарушение общей подвижности ребенка

Коррекционная логопедическая работа строиться исходя из особенностей речевого дефекта, причин нарушения звукопроизношения, а также основываясь на принцип индивидуального подхода.

Чтобы занятия были более эффективными, необходимо учитывать следующие моменты:

- Работа над произношением имеет свою последовательность, которая определяется недостатками, выявленные у ребенка во время логопедического обследования.

- При постановке звуков необходимо соблюдать определенный порядок работы.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Сначала отбираются те звуки, которые наиболее легко поддаются коррекции.

Перед вызыванием и постановкой звука необходимо добиваться его различения на слух. Вырабатывая у ребенка тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, далее его автоматизируют в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и во фразовой речи. Очень важно развивать слуховое восприятие, необходимо научить ребенка слышать самого себя, улавливать разницу между своим дефектным произношением и нормализованным звуком.

При непосредственной постановке звуков необходимо придерживаться определенных правил:

Звуки можно ставить и закреплять группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и по способу произношения.

• Если при автоматизации поставленных звуков ребенок начинает их путать, необходимо закреплять их по очереди.

• Существует определенная последовательность постановки звуков:

- звуки [В], [Ф] и их мягкие пары.

- звуки [К], [Г], [Х] и их мягкие пары.

- мягкие звуки [Т’], [Д’].

- звук [Й].

- звук [Л] и его мягкая пара.

- звуки [С], [З], [Ц], потом мягкие пары [С’], [З’].

- звуки [Ш], [Ж]. Однако, если ребенок произносит свистящие, как неполноценные шипящие, тогда желательно сначала ставить шипящие, включая [Ч], [Щ], а потом – свистящие звуки.

- звуки [Ч], [Щ].

- звук [Р], [Р’].

• Если ребенок произносит какие – то звуки смягченно, их нужно исправить в первую очередь.

При проведении занятий по коррекции звукопроизношения, также важно соблюдать следующие правила:

• Проводить не менее двух занятий в неделю.

• Артикуляционные упражнения должны проводиться перед зеркалом.

• Никогда нельзя говорить ребенку, какой звук ставиться. Сообщить ребенку какой именно звук он на самом деле выговаривает можно только после того, как он научиться произносить его безошибочно.

Публикации по теме:

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста .

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Творческая группа авторов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»: Заведующий Губова Т. П.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Коррекция нарушенного звукопроизношения
Опубликовано: 20 января 2014 в 23:58
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...