МААМ-картинки

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий

Евгения Орлова
Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

г. СОСНОГОСРКА

г. Сосногорск, ул. Орджоникидзе, д. 4 (тел. 5-54-21)

Рабочая учебная программа

«Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий»

Срок реализации 5 лет

2011 – 2016гг

Автор программы:

Учитель-логопед

Орлова Евгения Викторовна

I квалификационная категория

Публикация «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

г. Сосногорск

2011г.

Оглавление

Пояснительная записка….…3

- актуальные проблемы….…4

- цель и задачи…. …. 4

- ожидаемые результаты….…. 5

1. Создание условий работы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий…. …6

1.1. Програмно-методическое обеспечение…7

1.2. Предметно0развивающая среда…8

2. Организация работы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий…. …. 12

2.1. Коррекционно-развивающая работа…. 12

2.2. Применение элементов здоровьесберегающих технологий….14

3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе…. ….22

4. Взаимодействие логопеда и родителей впроцессе работы по коррекции речи детей. 24

Библиография…. ….26

Пояснительная записка

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие.

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В настоящее время мы, педагоги, с особым вниманием должны отнестись к вопросу воспитания подрастающего поколения. Перед нами поставлена задача не только воспитать будущих граждан нашего общества здоровыми, всесторонне развитыми, но и позаботиться о совершенствовании их культурного развития, одним из элементов которого является правильная, красивая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Процесс становления речи у детей во многом зависит от того, насколько различные системы организма работают слаженно, от особенностей строения органов речи, от уровня развития психики. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией.

Дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и умственного развития. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Целью применения здоровьесберегающих технологий является поддержание и укрепление физического и психического здоровья дошкольников.

Рабочая учебная программа составлена с опорой на Программу «Система коррекционной логопедической работы в логопедических группах с ОНР», разработанную Н. В. Нищевой, Программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Программу «Здоровье» В. Г. Алямовской.

Актуальные проблемы

Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определяется сочетанием генетических, в том числе анатомо-физиологических, факторов и влиянием на него условий окружающей среды.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, вследствие чего неуклонно растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия, общее недоразвитие речи, дислалия). В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Возникла необходимость применения технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма ребенка, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое обучение и т. д.

Поэтому я считаю использование элементов здоровьесбережения неотъемлемой частью в решении коррекционных задач.

Цель

Создание системы коррекционной работы для успешного развития речи у детей дошкольного возраста, полноценного развития духовного, нравственного, физического здоровья детей и всесторонней подготовки к успешному обучению в школе с применением элементов здоровьесберегающих технологий.

Основными задачами коррекционного обучения являются :

1) Способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;

2) Создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;

3) Содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;

4) Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

5) Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

6) Развитие навыков связной речи;

7) Сохранение и укрепление здоровья детей.

8) Использование элементов здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых нарушений.

Программа рассчитана для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Срок реализации от 1 г до 2-х лет.

Ожидаемые результаты

1. Понимание речи.

Осознание смысла обращенной речи, развитие устойчивости внимания к речи окружающих; способность выслушивать ответы, указания взрослых, понимание смысла учебных и практических задач; контроль и исправление ошибок в речи товарищей и своей; понимание изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимание оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей лексико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

2. Грамматический строй речи.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменение слов по числам, родам, лицам; правильное употребление предлогов в речи.

3. Звукопроизношение.

Речь чистая и отчетливая, возрастание интереса к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

4. Фонематическое восприятие.

Достаточно хорошее развитие фонематического слуха: дифференциация слов с оппозиционными звуками; правильное установление наличия заданного звука в слове, выделение позиции звука в слове, установление порядка и количества звуков в слове, подбор слов на заданный звук; различение темпа речи, тембра и громкости голоса.

5. Сохранение и улучшение показателей здоровья дошкольников (группа здоровья, индекс здоровья).

Библиография

1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М. : ТЦ Сфера, 2009. (библиотека журнала – «Логопед».

2. Банникова Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007.

3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. – М. : Книголюб, 2004.

4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. — М. 1997.

5. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

6. Галанов А. С. Оздоровительные игры дошкольников и младших школьников. - Санкт-Петербург,2007.

7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

8. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. -М. ,2004.

9. Инновации - в логопедическую практику/Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/Слст. О. Е. Громова. -М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

10. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М. ,2004.

11. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.

12. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.

13. Научно-методический журнал «Логопед» №6, 2007. «Организация сотрудничества логопеда и родителей», Шкурат В. В. – с. 74-80.

14. Научно-методический журнал «Логопед»№2, 2007. «Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения». Свободина Н. Г. – с. 4-10.

15. Научно-методический журнал «Логопед» №3, 2008. «Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи». Солодова Ю. В. – 40-46.

16. Научно-методический журнал «Логопед» №5, 2008. «Коррекционно-развивающая среда логопедической группы» Шигина Г. Ф., Попкова Е. Ю. – 25-36.

17. Преодоление общего недоразхвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : В. Секачев, 2007.

18. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Н. В. Нищева М. : «Детство-пресс» 2003г.

19. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М. ,2005.

20. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. -М., 1994.

21. «Система коррекционной логопедической работы в логопедических группах для детей с ОНР». Программа для учителей-логопедов ДОУ Н. В. Нищева М. : «Детство-пресс» - 2004г.

22. Степанова О. А. организация логопедической работы в ДОУ. -М. : ТЦ Сфера, 2007.

23. Т. В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

24. Ткаченко Т. А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

25. Ткаченко Т. А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

26. Тихеева Е. И. развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. – М. : Просвещение, 1981.

27. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. ,1997.

28. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. ,1993.

Публикации по теме:

Ознакомительная презентация для родителей детского сада №51 «Ёлочка» Презентация предназначена для работы с родителями. Основная ее задача - донести до родителей информацию о детском.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 13 января 2014 в 21:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД