Коррекция тяжёлых речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Мельникова
Коррекция тяжёлых речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Мяч является одной из любимых игрушек детей. Мяч – это первый настоящий друг для ребёнка, который не обижает, а развлекает и развивает. Мяч удобно держать, у него нет углов, о которые можно удариться, на нём можно посидеть и даже полежать, можно поиграть с ним руками и ногами. Часто бывает, что родители лишают своего ребенка этой дружбы. Их можно понять, ведь мяч в квартире – это стихийное бедствие. И хорошая помощь для родителей – это занятия с мячом в детском саду.

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам.

Практика использования мяча в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

помогают разнообразить виды деятельности детей

развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве

помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи

регулируют силу и точность движений

движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное

игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно

важно для гипердинамичных детей

развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Упражнения в бросании мяча развивают глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку.

В коллективных играх с мячом создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей: приучают преодолевать эгоизм, воспитывают выдержку. Разнообразие действий, игровые ситуации, эмоциональность, динамичность в баскетболе привлекают детей к этой игре.

План - конспект интегрированного занятия физкультурно – речевого цикла «Речебол» для детей с нарушениями речи

(старший дошкольный возраст)

Цель:

коррекция речевых нарушений старших дошкольников в двигательной сфере;

обучение родителей навыкам коррекции речевых нарушений детей с использованием элементов баскетбола в условиях семьи.

Задачи:

обогащать познавательно-речевую компетентность детей в рамках лексической темы «Спорт»;

осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки;

формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, совершенствовать навыки игры в баскетбол;

вызывать желание преодолевать нарушения в речи в двигательной сфере, воспитывать у детей нравственно-волевые качества личности, коммуникативные качества, вырабатывать навыки командного взаимодействия;

развивать психические процессы;

содействовать становлению субъективно-ценностного отношения к своему здоровью;

воспитывать у детей увлечение спортивными играми, занятиями спортом;

показать родителям, что движение, как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка и игры с мячом также способствуют коррекции речевых нарушений.

Участники: дети и родители логопедической группы, учитель – логопед, инструктор по

физическому воспитанию, воспитатели

Словарь:

Существительные:

Спортсмен, баскетболист, волейболист, игрок, баскетбол, волейбол,

успех, удача, достижение, победа, тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник (ца, конькобежец (ка, стрелок, теннисист (ка, пловец, пловчиха, шахматист (ка, гимнаст (ка, хоккеист (ка); пас, ведение, бросок, кольцо, мяч, форма, кеды, кроссовки, период, счёт, штрафное очко, фол, правила, нарушение правил, номер, команда.

Глаголы:

Бежать, мчаться, нестись; бросать, кидать, швырять; бороться, схватиться, состязаться, сражаться; победить, осилить, побороть, одолеть, сломить, взять верх, одержать победу,

устать, выбиться из сил; заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться.

Прилагательные:

Выносливый, стойкий, закаленный, крепкий; сильный, крепкий, выносливый, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый, высокий.

Наречия:

Трудно, легко, быстро, медленно, налево, направо, далеко, близко, редко, часто, рано, поздно, можно, нельзя.

Ход занятия:

1. Организационный этап:

Дети делятся на 2 команды, из присутствующих родителей выбираются капитаны команд, двое судей. Остальные родители являются болельщиками. Ведущие – учитель-логопед и инструктор по физическому воспитанию.

Команды представляют себя (название, девиз) и своих капитанов.

Соревнование между двумя командами происходит в виде нескольких эстафет. Каждую эстафету начинают капитаны команд, показывая игрокам правильный образец выполнения задания.

2. Основной этап:

Эстафета 1 «Мяч бросай, лови, веди – виды спорта говори!»

Команды выстраиваются в две колонны за капитанами с одной стороны площадки. Напротив каждой команды с другой стороны площадки стоит ведущий.

Задание: добежать до ведущего, подбрасывая мяч над собой, произвести бросок мяча в руки ведущего, назвать какой-либо вид спорта, поймать мяч от ведущего, добежать до своей команды, отбивая мяч об пол рукой, передать мяч следующему игроку.

Судьи оценивают правильность выполнения движений и контролируют, чтобы названия видов спорта не повторялись.

Побеждает команда, назвавшая слово последней. Выигравшей команде присуждается одно очко.

Эстафета 2 «Мяч в кольцо скорей бросай – своё слово называй!»

Команды выстраиваются в две колонны перед кольцом (корзиной). Расстояние до кольца (корзины) – 2 метра.

Задание: произвести бросок мяча, стараясь забросить его в кольцо (корзину, назвав при этом слово (имя прилагательное, характеризующее предмет (объект).

Одна команда подбирает слова-признаки к слову «мяч», другая команда к слову «спортсмен».

За каждое попадание в кольцо (корзину) – 1 балл.

За каждое правильно названное слово – 1 балл.

Судьи оценивают правильность и точность броска и считают слова, которые не должны повторяться. Эстафета заканчивается по сигналу ведущих.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Речевой материал:

Мяч, какой?. - круглый, резиновый, упругий, красивый, большой, легкий, детский, спортивный, футбольный, волейбольный, баскетбольный, новый, старый, чистый, грязный, оранжевый, тяжёлый, …

Спортсмен, какой?. - крепкий, здоровый, выносливый, ловкий, стройный, сильный, высокий, низкий, гибкий, быстрый, умелый, уверенный, настойчивый, трудолюбивый, спортивный, уставший, …

Эстафета 3 «Мяч летит ко мне и вот слово вам наоборот!»

Команды выстраиваются в две колонны. Напротив каждой колонны на некотором удалении стоит ведущий.

Задание: по сигналу судьи ведущий бросает мяч первому игроку и называет слово. Игрок должен поймать мяч, назвать слово – антоним, отбросить мяч обратно ведущему и убежать в конец своей колонны. Если слово подобрано неверно, то это же задание даётся следующему игроку.

Судьи оценивают правильность броска и ловли мяча, правильность подбора слов. За каждое правильно названное слово команда получает по 1 баллу. Выигрывает команда, заработавшая большее количество баллов и закончившая эстафету первой.

Речевой материал:

Мяч большой – мяч маленький

Человек высокий – человек низкий

Тренер старый – тренер молодой

Форма чёрная – форма белая

Форма чистая – форма грязная

Форма мокрая – форма сухая

Человек смелый – человек трусливый

Спортсмен сильный – спортсмен слабый

Тренироваться трудно – тренироваться легко

Бежать быстро – бежать медленно

Посмотреть налево – посмотреть направо

Сигнал громкий – сигнал тихий

Спортсмен больной – спортсмен здоровый

Болельщики далеко – болельщики близко

Вдох – выдох

Польза – вред

Редко – часто

Рано – поздно

Можно – нельзя

Бросить – поймать

Залетать - вылетать

Эстафета 4 «Мяч я правильно веду – звуки чисто говорю!»

Команды выстраиваются в две колонны.

Задание: каждый игрок, начиная с первого, с ведением мяча (отбивая мяч о пол) идёт до специальной метки - флажка, проговаривая чистоговорку, обходит флажок, обратно бежит с мячом в руках и передаёт его следующему игроку. Каждый удар мяча о пол должен соответствовать ритмическому рисунку чистоговорки. Отрабатываемый звук должен произноситься правильно.

Судьи оценивают правильность ведения мяча и чёткость произнесения чистоговорки.

1 балл присуждается каждому игроку, если не было потери мяча.

1 балл - за правильность произнесения чистоговорки.

Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Речевой материал:

Например: «ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – Я МЯЧОМ О ПОЛ СТУЧУ» или

«БОЛ – БОЛ – БОЛ – БОЛ – ВОЛЕЙБОЛ И БАСКЕТБОЛ» и т. п.

Эстафета 5 «Целься метко, думай крепко!»

Команды занимают противоположные половины площадки, игроки становятся врассыпную. Капитаны команд находятся на половинах противника в специально выделенной зоне (обруче или начерченном круге).

Задание: игроки одной команды стараются передать мяч своему капитану на другую половину площадки, а игроки другой команды должны этот мяч перехватить и передать своему капитану. Команда, которой удалось передать мяч своему капитану, а не отдать сопернику зарабатывает 1 балл. Им же загадывается загадка. Если они её отгадали, то зарабатывают ещё 1 балл. Если не отгадали, то загадку предлагают отгадать другой команде, которая не смогла перехватить мяч. Отгадав её, они могут заработать 1 балл. Если мяч перехвачен, то игроки этой команды пытаются теперь передать мяч уже своему капитану и игра продолжается по этой же схеме.

Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Загадки:

Стукнешь о стенку – я отскачу,

Бросишь в корзину – я проскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!

(Баскетбольный мяч)

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится? (Лыжник)

Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

Зеленый луг, сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот бойко бегает народ.

На воротах этих рыбацкие сети.

(Стадион)

Не похож я на коня.

Хоть седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я так и знай! (Велосипед)

3. Заключительный этап:

Судьи подводят итоги игры, объявляют счёт. Награждение команд.

Публикации по теме:

Авторские загадки. «Мебель». 1. Дома самый главный он, Сядем все вокруг него, Можем кушать,рисовать Можем просто поиграть. (Стол) 2. Друг семьи, стоит обычно Рядом с.

Оформление зимнего участка. «Жаркие страны»Оформление зимнего участка. «Жаркие страны» Хочу рассказать о нашем зимнем участке, в оформлении которого принимали участие дети и родители. Тему мы решили оставить такую же, как и.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Коррекция тяжёлых речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 00:11
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...