Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Ирина Хабалова
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а в последствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.

Дошкольники 4-5 лет 1970 - е годы Настоящее время

5% 25%

В различных исследованиях причинами данных отклонений в развитии речи называются:

- минимальные мозговые дисфункции (ММД);

- перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);

- гипоксические поражения ЦНС;

- рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;

- родовые травмы;

- поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;

- задержки психического развития ребенка;

- ухудшение экологической обстановки;

- социальные причины.

Принципы функциональной организации человеческого мозга разработал отечественный психолог А. Р. Лурия. Согласно его теории, мозг состоит из 3-х блоков:

1 блок: Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.

2 блок: Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации.

3 блок: Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.

Наукой, изучающей связь высших психических функций с мозговой организацией - является нейропсихология.

Речь - как известно- одна из высших психических функций человека.

Логопедия - междисциплинарная наука, которая занимается речью и ее патологией.

Использование нейропсихологического подхода в логопедии помогает:

1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.

2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.

3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Коррекционно-логопедическая работа с использованием приемов нейропсихологической коррекции.

1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, су-джок, самомассаж)

Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие., что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ.

2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.

Упражнения: «Репка»; «Солдат»; «Достань яблоко».

3. Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения: «Зеркальное рисование» (Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга); «Колечко»; «Кулак-ребро-ладонь»; «Кивки головой» («Покиваем головой, чтобы был в душе покой»).

4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому дыханию.

Упражнения: «Задуваем свечи»; «Трубочка»; «Поныряем».

5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие.

Упражнения: «Рисуем восьмерку»; «Глаз на прогулке»; «Поиграем глазами».

4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнения: комплексы артикуляционных упражнений; артикуляционные сказки.

5. Коммуникативные упражнения.

Индивидуальные - направлены на углубление контакта с собственным телом (Игра «Походка»).

Парные – формируют способности чувствовать, понимать и принимать партнера (Игра «Зеркало»).

Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В темноте»).

6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы пальчиковой гимнастики).

7. Когнитивные упражнения - способствуют развитию познавательной сферы (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения).

Упражнения: "Чаша доброты" (визуализация); «Цветная голова»; «Постучим вместе».

8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности, координацию движений. Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.

Упражнения: Игра «Тень»; Игра «Сова».

Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрения нейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, а использование нейропсихологических методов и приемов логопедами дают возможность более качественно вести коррекционно - логопедическую работу.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников 2 этап проекта «Школа красивой речи» — «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» 2015-2016.

План работы по самообразованию «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» Васильева Ирина Николаевна.

Консультация «Предупреждение речевых нарушений» Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются.

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное.

Коррекция речевых нарушений и мелкой моторики с помощью продуктивной деятельности Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Предупреждение речевых нарушений. Консультация для родителей Предупреждение речевых нарушений. По данным мировой статистики. Число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 15:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «День города Светлый — День рыбака»
В День города — День рыбака жители округа и его гости собрались на набережной морского канала. И даже дождь не помешал всем хорошо провести время! С утра...
Фотоотчет о веселом развлечении «Джунгли зовут!»
Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут! » Спортивная игра «Зов Джунглей» всегда пользовалась большой популярностью среди детей. Она создает...
Развлечение для детей старшей группы «Быть здоровыми хотим»
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни. Задачи: 1. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту. 2. Развивать коммуникативные...
Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия «Веселые старты»
Физкультурно - оздоровительное мероприятие "Весёлые старты" в младшей группе №1 Провела: воспитатель Андреева М. А. Цель: • Оздоровление детского...