МААМ-картинки

Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий

Шульга Анастасия Вадимовна
Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий

«Коррекция речи дошкольников по средствам информационно - коммуникационных технологий»

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.

Публикация «Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах

Я работаю учителем-логопедом. Целью моей работы - научить детей логопатов говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу.

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите и др.).

Теоретическую основу моего опыта составили:

- концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р. Е. Левина);

- деятельностный подход в обучении (Л. С. Выготский);

- концепция применения компьютерных учебных средств (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.);

- концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О. И. Кукушкина).

Хочу поделиться опытом, как информационно-коммуникационные технологии помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя, для детей и в работе с родителями.

Для меня, как для педагога, информационно-коммуникационные технологии полезны для :

- повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом);

- ведения документации;

- проведения методической работы.

С детьми информационно-коммуникационные технологии я использую в процессе совместной деятельности на коррекционных занятиях в качестве современного наглядного материала. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня как учителя-логопеда большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка. В поисках новых путей и методов организации коррекционного обучения, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint (создание мультимедийных презентаций).

В пункте 2.11. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года определена модель организации образовательного процесса в ДОУ, где особое место отведено взаимодействию с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий может помочь в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития речи детей.

Это может быть: выполнение домашнего задания, рекомендации родителям, советы по выбору обучающей компьютерной игры.

Совершенствование образовательного и коррекционного процесса при помощи информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, определяют актуальность данной проблемы. Основная идея моего опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с классическими и традиционными методами развития речи ребенка.

Поэтому главная цель моего опыта это: коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

- обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;

- использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей.

Принцип активности ребенка логопата в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя информационно-коммуникационные технологии, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Информационно-коммуникационные технологии дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (различные репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях».

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Для успешного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе нужно создать определенные условия:

- компетентность в области компьютерной грамотности: (с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям);

- соблюдение требований к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (это санитарно-гигиенические требования, а так же технические и эстетические требования).

Технические и эстетические требования:

- фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей;

- иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь;

- не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

Санитарно-гигиенические требования:

- занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5 - 7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10 - 15 минут не более 1 раза в день;

- обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см;

- недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

Создавая и используя мультимедийные презентации, я учитываю своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Я могу самостоятельно скомпоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, и организовать занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

Я считаю, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Особенно необходимы презентации для развития словаря.

Я использую информационно-коммуникационные технологии, чтобы расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.

Наблюдая их обучение, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогают им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придает им уверенности. Накопленный опыт по работе с информационно-коммуникационными технологиями позволяет сделать вывод что, использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность коррекционной работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.

Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

Применение ИКТ усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить занятия:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала.

А в целом, способствует повышению качества образования.

Публикации по теме:

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями» «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Любой современный.

Применение информационно-коммуникационных технологий в режимных моментах Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширять творческие способности детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ по УМК"Татарча сойлэшэбез"».

Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском садуИспользование информационно-коммуникационных технологий в детском саду Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду становится все более актуальным и играет особую роль в развитии личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО В настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя Современные информационные технологии и техническое обеспечение открывают перед нами, педагогами широчайшие возможности. В моей профессии.

Методические аспекты работы логопеда ДОУ по применению информационно-коммуникационных технологий Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Реализация личностно-профессионального роста педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 17:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД