Лучший педагог года

Коррекционная направленность

Елена Воронова
Коррекционная направленность

Кравцова О. В., Воронова Е. А.

г. Благовещенск, МДОБУ ДС № 64

В современном обществе возрастает актуальность проблемы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. На данный момент не все учреждения готовы принять детей с отклонениями в развитии, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Коррекционная направленность» размещена в разделах

Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия.

Для детей с выраженными комплексными нарушениями, у которых может наблюдаться сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, зрительного, слухового анализатора, эмоционально-волевой сферы, решение этой задачи особенно актуально.

Одной из форм такой помощи является «Лекотека», созданная на базе нашего дошкольного учреждения в рамках федерального проекта модернизации образования России, которую мы назвали «Лекоша».

Нашу лекотеку посещают дети с различными сенсоматорными нарушениями и большинство из них с патологией зрения, это связано со спецификой дошкольного учреждения.

Важность специально организованной коррекционной работы в условиях лекотеки, обусловлена необходимостью формирования у детей со сложными сочетанными зрительными нарушениями навыков социально-адаптивного поведения, позволяющего им безболезненно интегрироваться в общество.

Так, в этом учебном году (2012-2013) из 13 набранных в лекотеку детей с ОВЗ - 5 имеют сложные зрительные нарушения, из них трое инвалидов детства. Любые нарушения зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникновение зрительной депривации.

Анализ входной диагностики развития показал, что у детей снижена скорость и точность восприятия, искажено и имеет фрагментарный характер восприятие объектов, затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Дошкольники испытывают серьезные трудности в овладении предметно-практическими навыками, ориентировке в пространстве, сужен круг интересов, снижена активность отражательной деятельности.

На основе диагностического обследования с учетом зрительного нагрузки составлены индивидуальные маршруты коррекции развития воспитанников.

Основная цель работы тифлопедагога в Лекотеки – адаптация слабовидящих детей к своим зрительным возможностям и подготовка их к восприятию развивающего материала, к самостоятельному участию в различных видах деятельности и обучение родителей навыкам игрового взаимодействия с ребенком с учетом коррекционной направленности.

Поскольку родители являются участниками коррекционно-образовательного процесса, важно познакомить их с тем как видят их дети. С этой целью им была представлена презентация «Как видят мир дети с нарушением зрения», которая кардинально изменила восприятие родителями дефекта своих детей и отношения к ним. Просмотр этой презентации помогает понять взрослым особенности поведения своего слабовидящего ребенка, как создать для детей безопасную среду дома, чему необходимо учить своего ребенка для самостоятельной ориентировки в социальном пространстве и т. д.

Задачи тифлопедагога

формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

обучение использованию получаемой полисенсорной информации и предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Благодаря грамотно организованной развивающей среде легко мотивировать слабовидящих дошкольников на выполнение поставленных коррекционных задач. В индивидуальных и подгрупповых играх с детьми с успехом используется интерактивный комплекс, мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры. Современные, яркие развивающие игры, изготовленные из экологически чистых материалов, и приятные на ощупь привлекают внимание слабовидящих детей и способствуют развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики, навыков ориентировки в пространстве, а также коммуникативных функций.

Во время организованной игровой деятельности с учетом возможностей детей создаются оптимальные условия для активизации и использования сохранных анализаторов, бисенсорного восприятия окружающей действительности. Так, во время изготовления витаминного салата, в коррекционный блок была включена работа в экспериментальной лаборатории, где дети рассматривали ингредиенты салата через лупы, узнавали их на вкус, цвет, определяли вареные или сырые овощи, проводили сравнения их свойств. После исследований в лаборатории на интерактивной доске, в мультимедийной игре, ребята выбирали и закрепляли названия необходимых для салата овощей, а затем вместе с мамами и педагогами преступили к его нарезке. Итогом этой разноплановой деятельности стало приятное общение деток, родителей и педагогов за тарелочкой очень вкусного, а главное полезного витаминного салата.

На тематической неделе «Зимушка–зима», сюрпризным моментом стал тактильный мешочек со снегом. Дети охотно обследовали его, рассказывая о своих тактильных ощущениях. Затем с большим интересом они рассматривали его с помощью оптического прибора – лупы. Дети наблюдали, как снег таял и превращался в воду, обогащая свои жизненные впечатления и опыт. В заключение эксперимента дети, сделав вместе с педагогом вывод о переходе воды в различные состояния, начали делать разноцветные льдинки, экспериментируя с цветом.

На фоне первичного дефекта у детей, как правило, наблюдаются вторичные отклонения - речевые, моторные, психоэмоциональные. Поэтому в первые, и последующие дни пребывания в лекотеке очень важно чтобы рядом с ребенком и его родителями был педагог-психолог.

В психокоррекционном блоке используются : ритуалы приветствия, знакомства; медитативные игры; подвижные игры; упражнения по визуализации, способствующие воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных образов; музыкальная терапия; ароматерапия; цветотерапия; релаксация. Каждый из используемых методов имеет оздоровительную направленность, и в комплексе формирует у детей с ОВЗ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Без развития двигательной активности задачи, поставленные перед лекотекой, были бы неосуществимы. Эти задачи решаются посредством введения в игровые сеансы «Минуток шалости», которые обеспечивают необходимую физическую разрядку. Помимо укрепления костно-мышечного скелета, пластичности суставом и двигательных возможностей, здесь происходят важные психические новообразования ребенка. Такие как преодоление страхов, снижение общего состояния тревожности, развитие коммуникативной деятельности.

В процессе проведения игровых сеансов, дети учатся оценивать себя, правильно принимать похвалу, замечать и пытаться подвергнуть анализу собственные успехи и достижения. В лекотеке с этой целью был оформлен «Экран достижений» от Лекоши, на котором ребенок наглядно видит, как он меняется.

Что собой представляет этот экран? Вокруг персонажа размещены ромашки в середине цветка – фотография ребенка, а лепестки это – достижения малыша. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок поощряется лепестками. После того как ребенок наберет определенное количество лепестков его ждет поощрение. Также в работе с ребятами активно используется «Доска самооценки», где дети учатся адекватно оценивать свои возможности.

Одним из основных принципов работы лекотеки является взаимодействие с родителями. Для того чтобы вовлечь родителей в коррекционно-воспитательный процесс необходимо наладить с ними доверительные отношения. Наиболее благоприятный путь их установления лежит через доверие родителей к профессиональной компетентности педагогов и заинтересованность судьбой их ребенка.

В процессе проведения игровых сеансов имеет особую значимость обучение родителей основам партнерского отношения с ребенком: творческих сюжетно-ролевых, дидактических и коллективных играх разной подвижности. Родители, понимая важность такого общения становятся нашими союзниками и активными участниками игровой деятельности (совместная творческая игра «Путешествие на корабле», «Город дорожных наук», «Витаминный салат от Лекоши», «Оркестр народных инструментов», «День матери», «Новогодний калейдоскоп» изготовление декораций и постановка сказки «Снежный колобок»)

Это помогает им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции малыша; понять сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их при оценке его возможностей и поступков; относиться к нему как к равному себе. Благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни лекотеки родители постепенно приобретают опыт сотрудничества, взаимодействия, как со своими ребятами, так и с педагогами – наставниками.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, как правило, недоверчивы, ранимы, очень долго присматриваются к работе педагогов, многие находятся в стадии хронической усталости. Поэтому в нашей лекотеке им предлагаются релаксационная музыка, различного содержания консультативный материал, женские журналы, которые они могут взять домой для более детального изучения.

Отрадно отметить первые результаты нашей работы – дети и родители с нетерпением ждут встреч в лекотеке, стали охотнее идти на контакт, с удовольствием вовлекаются в коллективные игры. Педагоги в ходе инновационной деятельности выработали свою форму работы лекотеки: тематическая организованная образовательно-игровая деятельность с включением коррекционных и лечебных блоков и пропагандировали свою модель инновации на областном и региональном уровне, которая получила одобрение в педагогической среде. И у нас уже есть последователи.

Литература:

Игры для детского сада. Развитие талантов через игру ребенка. - под ред. Букатова Б. М. М. : Сфера, 2009.-189с.

Кузнецова Е. Б. Внедрение инноваций – обязательное условие реформирования ДОУ - / Управление ДОУ № 6 2007

Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения - СПб. : Каро, 2007. -256с.

Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. – авт-сост. Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. – Волгоград: Учитель, 2011

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Первый раз — в первый класс. Первые проблемы. [cut=Читать далее. ]Немаловажной проблемой,с которой сталкиваются очень многие родители, ялвяется проблема соотношеня.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционная направленность
Опубликовано: 15 января 2013 в 05:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД