Получи документы

Коррекционная программа для воспитателей

Людмила Трофимова
Коррекционная программа для воспитателей

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области

«Лобненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Рабочая программа

Воспитатель :

Герасева Л. В.

Содержание

I. Пояснительная записка….3

II. Содержание коррекционной работы…3

III. Цели и задачи…. …4

IV. План занятий…5

V. Ожидаемые результаты…. …7

VI. Список литературы….8

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Коррекционная программа для воспитателей» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Данная рабочая реабилитационная программа разработана для построения системы реабилитационной деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных областей и реабилитационной деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Программа рассчитана на 3 месяца.

Данная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 3-18 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, хозяйственно-бытовому и художественно – эстетическому, а так же единство социальных, воспитательных, развивающих, и обучающих целей и задач реабилитационного процесса.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Физическое и моторно-двигательное развитие.

Работа по физическому и моторно-двигательному развитию осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь коррекционно-воспитательной работы (подвижные игры, динамические упражнения и паузы. Прогулки, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы является занятия по динамическим упражнениям, которые проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребёнка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость. Занятия по динамическим упражнениям в плане решаемых задач связаны с подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, и т. д.

Хозяйственно-бытовой труд и социально-бытовая ориентировка.

Трудовое воспитание предполагает формирование навыков самообслуживания, гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых. Воспитание происходит в бытовой деятельности: в сменяющихся процессах умывания, одевания и раздевания например: на прогулку. Назначение и использования предметов гигиены, посуды, одежды. Участие ребёнка во всех процессах сопровождается положительными эмоциями, игровыми действиями. Процессу формирования данных навыков способствуют игры с бытовыми предметами.

Формирование представлений о себе и окружающем мире.

Содержание данного раздела непосредственно связано с игровой деятельностью. Формирование у детей представления о себе и окружающем мире осуществляется в ходе режимных моментов, совместных игр, прогулок, стихийно возникающих бытовых ситуаций, в повседневном общении.

В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «Что это такое?» и т. п. Ребёнок учится не только выделять предмет или явление из фона, но знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением анализировать их.

Направления реабилитационной работы

Основными приоритетными направлениями разновозрастной группы являются:

-продолжать формировать у детей позицию ценного здорового образа жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; развивать у детей экологические представления, знания о природе и правилах поведения в ней.

-расширить рамки интегрированного обучения и добиться улучшения результатов детей в развитии;

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ :

Содержание рабочей реабилитационной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и выстроено по принципу развивающему, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и развивающих целей и задач.

При выборе методик коррекции и реабилитации предпочтение отдается таким методикам, которые способствуют формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития. Реабилитационная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится мини группами (не более 5 человек). Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления большей самостоятельности («Я – сам!») и обогащения его деятельности новым содержанием. Выполнение программных задач происходит путем использования основной единицы педагогического процесса - развивающей ситуации – форме совместной деятельности воспитателя и детей, которая планируется и организуется воспитателем с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому построению всего образа жизни детей.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Создание положительного настроения у детей, поддержание стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребенка, не подорвав его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.

Данная цель реализуется через качественное выполнение задач «Программы», с учетом приоритетных направлений данной группы:

-способствовать благоприятной адаптации в условиях реабилитации мини группы СРЦН, установлению положительных взаимоотношений с воспитателем и детьми в группе;

-обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение основными видами деятельности и элементарными культурно – гигиеническими навыками;

-способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явлениях и пр. ;

-способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;

-воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим;

-развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;

-развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно;

-формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;

-воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному городу, краю.

Разделы программы :

• игра;

• хозяйственно-бытовой труд;

• конструирование;

• формирование элементарных математических представлений;

• изобразительная деятельность;

• Физическое и моторно-двигательное развитие (Динамические паузы и упражнения);

• музыкальное восприятие.

Задачи программы :

Диагностические - организация наблюдения за уровнем развития речи детей, степенью понимания обращённой речи, определении уровня самостоятельности, способности воспринимать помощь, выявление степени дисциплинированности.

Коррекционные - побуждение к желанию наблюдать за изменениями в природе, коррекция недостатков памяти, внимания, восприятия (временного, пространственного, развитие и закрепление навыков переноса знаний и умений, развитие фразовой речи в ходе занятия, во время работы с картинами, музыкальными произведениями, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

Образовательные - знакомство детей с различными рассказами, историями, стихотворениями, музыкальными произведениями, обучение пониманию их содержания; углубление и расширение представлений детей о явлениях природы, обучение умению связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений.

Воспитательные - воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, отзывчивость и добрые чувства к людям, животным и растениям. Воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами. Воспитывать эстетические чувства. Воспитывать важные личностные качества (заботливость, бережливость, привычка к волевому усилию).

Коммуникация - социальная адаптация, накопление и формирование социального опыта; Формировать познавательные потребности и положительной мотивации к познанию нового.

Построение коррекционно-развивающей программы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребёнка.

IV. ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Направления Задачи Количество занятий в неделю Время на 1 коррекционное занятие

Развитие ощущений и восприятия Развивать :

сенсорные возможности воспитанников.

константность восприятия.

ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные).

восприятие пространства.

наблюдательность.

цветоразличие.

развивать представления о временах года и временных изменениях.

восприятие геометрических фигур.

2-3

30

мин.

Развитие мышления Развивать: наглядно-образное мышление.

развивать словесно-логическое мышление.

развивать мобильность и коммуникабельность.

3

30

мин.

Развитие памяти и представления Формировать:

точность представлений,.

умения самостоятельно выполнять задания.

полноту восприятий.

Развивать:

логическую память,

словесно-логическую память,

зрительную память.

2-3

30

мин.

Развитие внимания Формировать:

настойчивость,

самостоятельность,

дисциплинированность

Развивать:

произвольное внимание,

устойчивость внимания.

способность переключению внимания.

3

30

мин.

Развитие эмоций Развивать:

мимические

пантомимические мышцы

Формировать: привычку правильного поведения

3-4

30

мин.

Развитие творческих способностей Формирование: предметных представлений

Развитие: восприятия, цветоощущения, навыков обследования, графических навыков, представлений - воссоздающего и творческого воображения, эстетического вкуса, эстетических восприятий, зрительного восприятия (цвет листьев, неба и т. д.)

Коррекция : развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в малом пространстве.

3-5

30

мин.

Физическое и моторно-двигательное развитие

Формирование: ловкости, выносливости, воли, самостоятельности, чувства товарищества, сопереживания

Развитие: двигательной сферы (точность координации, правильной осанки, внимания, наблюдательности.

Коррекция : различных дефектов

физического развития, моторики и двигательных способностей, ориентировка в малом и большом пространстве.

10

10

мин.

Развитие музыкального восприятия

Формирование: представлений о музыкальных произведениях и их исполнении.

Развитие: музыкального слуха, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, эстетического вкуса, ориентировки в большом и малом пространстве.

Коррекция : слухового восприятия, эмоционального состояния.

5

30

мин.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

• наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных способностей и повышении содержательности познавательной деятельности;

• повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

• сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;

• повышение родительской компетентности в вопросах физического и психического развития и здоровья ребенка;

• вовлечение в совместную работу родителей и ближайшего социального окружения по оказанию помощи в решении проблем ребенка.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Агафонова И. Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа «Я и мы». СПб, 2001.

• Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб. ,2003.

• Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

• Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1969.

• Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1

• Конвенция о правах ребёнка. - ЮНИСЕФ, 1999г.

Публикации по теме:

Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память» Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память» Цель программы: коррекция и развитие памяти учащихся.

Что такое коррекционная группа для детей с ОНР? Некоторые взрослые заблуждаются, считая, что коррекционная группа – это приговор или клеймо. На самом деле, именно в коррекционной группе.

Коррекционная работа над формирование речевого дыхания Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу С вами Вивекананда, индийский мыслитель Будете заботиться о своем дыхании.

Коррекционная работа с детьми со стертой дизартриейКоррекционная работа с детьми со стертой дизартрией Всем известно, что дизартрия – самый коварный диагноз у детей, имеющих речевые нарушения. При дизартрии нарушается иннервация всего речевого.

Коррекционная работа с детьми по результатам мониторинга Консультация для воспитателей. «Коррекционная работа с детьми имеющих низкий показатель по интегративным качествам» Коррекционная работа.

Коррекционная работа с заикающимися детьми. Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове.

Проект для детей с нарушениями речи «Мы чувствуем буквы» (коррекционная работа) Актуальность: Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает.

Рабочая программа воспитателей средней группы. 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Сценарий праздника «День космонавтики» в коррекционной школе Ведущий. Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный ДНЮ КОСМОНАВТИКИ. 12 апреля 1961 года.

Семинар «Коррекционная работа на общеобразовательных предметах» Одним из важных условий обучения неслышащих детей устной речи, повышения эффективности образовательного процесса в целом является развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная программа для воспитателей
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 12:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД