Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет (грамматика)

ирина матвейчук
Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет (грамматика)

3й год обучения

Грамматика

I Этап. IX – 15 занятий

Х – 12 занятий 39 часов

XI – 12 занятий (3 недели)

II Этап. XI (4-ая неделя) – 3 занятия

XII- 15 занятий

I – 12 занятий 42 часа

II – 12 занятий

III Этап. III – 15 занятий

IV – 12 занятий

V – 12 занятий 54 часа

VI – 15 занятий

ж) Степень нарушения языковой системы

Б. Нарушения письменной речи

В. Нарушение функций и форм речи.

IV Этап. VII – 8 занятий

VIII – 8 занятий 31 час

IX – 15 занятий

Грамматика 167 часов

Задачи

I Этап. 38 часов

Грамматические формы и категории слов 17 часов

1. Понимать некоторые грамматические категории и формы слов. Грамматическое оформление фразы 21 час

1. Вызывать речевой импульс в связи с общением и с другими детьми, взрослыми.

2. Воспитывать желание и умение слушать речь.

3. Научить понимать вопросы и по возможности отвечать на них (жестом, восклицанием).

Содержание и виды занятий

1. Котигории числа и соответствующие формы существительных, глаголов, уметь показать, принести, отобрать, нарисовать один предмет, много предметов (5 занятий)

2. Категории предлогов (в, у, на, под) и соответствующая форма существительных.

а) Упражнения на изменение падежный форм (Возьми на столе, возьми под столом)

б) На понимание предлогов. (8 занятий)

3. Категории одушевленных –неодушевленных, отбор картинок по признаку: живой – неживой. 1. Создание ситуации, момента в повседневной жизни (3 занятия)

2. Вопросы для понимания: Что? Кто? Что делает? Где? (8 занятий)

3. Детские игры, потешки (“Сорока-сорока” народные сказки, элементы драматизации, живой - неживой) (4 занятия)

4. Показ кукольного теневого театра

5. Слушание детских радиопередач (10 занятий)

II Этап. 43 часа

Задачи те же.

Содержание и виды занятий.

1. Категории числа и соответствующие формы существительных, глаголов, личных местоимений (10 занятий)

2. Категории предлогов: У, В, Над, Под, По, На, К. (14 занятий)

3. Союз “И”, соединение 2х существительных.

Вася и Таня. Вилка и ложка. (2 занятия)

4. Категории рода в связи с накоплением словаря (3 занятия)

5. Категории одушевленные не одушевленные (2занятия) 1. Создание ситуации моментов в жизни (2 занятия)

2. Загадывание загадок (2 занятия)

3. Просмотр телепередач (2занятия)

4. Речевые игры, разучивание стихов с сопровождением движениями. (3 занятия)

5. Вопросы I Этапа: при знакомстве с детьми, новыми явлениями, при разборе сюжетных картин, иллюстрации по прочитанному (сказка, стихотворение) (3 занятия)

III Этап. 54 часа

Задачи.

Грамматические формы и категории слов

1. Поожрять речевое общение с другими детьми и взрослыми

2. Умть пользоваться этими категориями в заученной, отраженной и самостоятельной речи.

3. Уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса и ситуации. Грамматическое оформление фразы

1. Поожрять речевое общение с другими детьми и взрослыми

2. Воспитывать интерес и внимание к речи окружающих, контроль за своей речью и других детей.

3. Понимать наиболее часто употребляемые вопросы, отвечать на них словом, доступной фразой.

4. Активное формирование простой фразы из 2х – 3х слов

Содержание и виды занятий

1. Категории числа и соответствующей формы существительных, глаголов, местоимений, прилагательных. Согласование падежей со сказуемом, существительным и прилагательным в числе (8 занятий)

2. Категория рода (мужской, женский)

а) Правильно соотносить личные местоимения (он, она) с существительными обозначающими предметы с глаголами прошедшего времени ед. числа и употребление в нужной форме глагола. (4 занятия)

3. Категории – одушевленные – не одушевленные.

Дети должны в самостоятельной речи правильно употреблять вопросы. Кто? Что? (6 занятий)

4. Предлоги. Изученные на I-II Этапе и новые. “С” “З” и соответствующие формы существительных (4 занятия)

5. Союз “И” соединяет не только 2а существительных обозначающий предмет, но и глаголы, обозначающие действия 1-лица (Вова упал и заплакал) (2 занятия) 1. Проводить анализ речи (логопед, потом сами дети)

При анализе учитывается, как ответил ребенок

а) жестом или словом, полным предложением, правильно ли расставил слова в предложении.

б) Все ли стихи, сказки, потешки запомнил, сохранил ли смысл прочитанного при пересказе. (6 занятий)

2. Заучивать короткие стихи, потешки, обиходные фразы (3 занятия)

3. Всегда давать речевой ответ (ежедневно)

4. На вопрос Что делает Вова? (дать фразовый ответ из 2х-3х слов)

5. Вопросы для понимания и ответа хотя бы одним словом.

а) Вопросы I-II Этап

б) Новые: С кем? С чем? Откуда? (6 занятий)

IV Этап. 32 Часа.

Задачи.

Грамматические категории и формы слов.

1. Учить правильно пользоваться в самостоятельно речи пройденными предлогами, союзом “И”

2. Упражнять в правильном употреблении предлогов “И” “На” ”С”.(предупреждение ошибок типа: лодка плывет на воде).

3. Уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса ситуации. Грамматическое оформление фразы.

1. Формировать фразу по вопросу.

2. Вопспитывать развернутую правильную речь (описательную).

3. Воспитывать самоконтроль за речью

Виды и содержание занятий.

1. Категории числа в соответствующей форме (3 занятия)

2. Категории рода слова, изменение ее во времени, включить во фразу.

а) Упражнять в спряжении глаголов по вопросам логопеда.

б) Упражнять в склонении существительных и прилагательных по вопросам логопеда и по демонстрации действия с предметами (4 занятия)

3. Предлоги I-II Этап, союз “И” 1. Виды упражнений I-II Этап

Анализ ответов (3 занятия)

2. Пересказ своими словами, коротких рассказов, сказок. (3 занятия)

3. Рассказ по картине и серии сюжетных картинок с помощью вопросов логопеда (3 занятия)

4. Упражнять в правильном построении фразы.

а) Наращивание коротких фраз.

б) Договаривание.

в) Составление фраз по образцу.

г) Подбор синонимов в предложении (8 занятий)

5. Анализ предложений

а) Сколько слов, порядок (3 занятия)

Задачи коррекционного обучения.

На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь.

Вместе с тем каждый этап имеет свои особенности: первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности, основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению, отрабатывать пассивное распространение предложения. Отработанную фразу включать в диалог или небольшой рассказ.

На втором этапе – формирование фразовой речи.

Логопед должен активно проводить работу по распространению предложения, его грамматическому оформлению и интонационной законченности а так же по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова.

Дети учатся образовывать новые слова, отработанную фразу включать в диалог и рассказ описательного характер.

Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи, удаляется внимание работе над словами, о связи слов в предложении.

Основная задача – формирование связной речи, те полное, последовательное, систематическое изложение мысли (умение устно пересказывать и рассказывать прочитанное, увиденное какое-то происшедшее событие).

При работе над монологической речью надо учитывать следующее: а) научить подробному пересказу, б) выборочному пересказу, в) творческому пересказу.

Подробный – пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный – пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста

Творческий – пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к нему.

Обследование речи детей.

Основные виды деятельности.

Предложение обследованию: понимание речи, активный словарь ребенка, речевое подражание, потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении) звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Дополнительные виды деятельности.

Дополнительные виды деятельности, подлежащие наблюдению: действия с игрушками, зрительные соотношения предметы одинаковых по форме цветов, величине; умение составлять из частей целое (разрезные картинки); умение устанавливать равенство предметов.

Материал обследования.

Материал обследования: игрушки, предметы, фигуры, разной конфигурации, цвета и величины, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними, изображение игрушек.

Задание № 1

Выявить уровень развития понимания речи с помощью материалов “Обследование понимания речи”

Задание № 2

Установить, поддается родительскому учету активный словарь ребенка или нет

Задание № 3

Установить точное количество словесных единиц (если они подаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей)

Задание № 4

Выявить возможность речевого подражания.

Примерные приемы выявления:

1. Попросить повторить за мамой те слова, которыми ребенок активно пользуется;

2. Предложить повторить, потянуть отдельные гласные: а, у, и, о, а затем их сочетание: на, ау, уа, аиу, оаи

3. Предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова состоящие из 1-2 слов

Задание № 5

Определить разряды слов, употребляемых ребенком (существительны, глаголы, прилагательные и т. д)

Задание № 6

Отметить максимальное количество слов (по числу слогообразующих гласных и воспроизводимых ребенком словах самостоятельно и по подражанию за логопедом, родителями). Отметить инвентарь звуков речи и сохранение ударения в слове.

Задание №7

Проверить, имеются ли единичные словесные комбинации или единичные случаи использования слов или их фрагментов в двух формах, например “кука”, но ”дай”, ”кук-у” (называет и просит игрушку, или “ти”, “так” (собирает цветы, поливает цветы).

Рекомендация к анализу и оценке детской речи первого уровня развития

1. Соотнести уровень понимания речи ребенка с уровнем развития его экспресивной речи и выполнение невербальных заданий.

2. Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам:

а) правильно произносимые (мама, дай, на и т. д)

б) слова – звукоподражания (“ав” – “ав”, “би” – “би”)

в) слова – фрагменты или обрывки слов “ва” (“за”) – зайчик, “маи”, ”яба” (яблоко, “ни” (книги) и т. д

г) контурные слова, или абрисы слов, в которых ребенок сохраняет количество слогов при неправильном оформлении их звукового состава, кроме гласных: “тититики”(кирпичики, “апата” (лопата, “шка” (мишка) и т. д. отметить слова, даже отдаленно не напоминающие слова родного языка.

3. В целях прогноза речевого развития советуем сопоставить выявленные “разряды” слов в количественном отношении.

Обследование детской речи второго уровня развития.

Основные виды речевой деятельности подлежащие обследованию: понимание речи, объём предложений и их граматизация,возможность словоизменения (недоступно, частично доступно, слоговая структура слов, звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Материал обследования: комплекты сюжетных картинок (не менее 30-40 шт) на которых изображены действия, совершаемые людьми или животными с предметами или без них. Например: субъект ест (суп, яблоко, пьет (чай, молоко, спит, рисует, копает, поливает (цветы, огород, ловит рыбу, играет (в мяч, на гитаре, идет (с сумкой, сидит (на стуле, стоит (около стола, кормит (голубей, цыплят, моет (пол, посуду, стирает, шьет, несет (ведро, везет (санки, одевается, умывается, обувается, причесывается, читает, смотрит (телевизор, разговаривает по телефону, бежит, прыгает, лежит (на диване, завязывает (шнурки, бант, катается на санках, коньках, качается на качелях.

Задание № 1 Установить уровень понимания речи (см. пред. разд)

Задание № 2 Выявить активный глагольный словарь и характер его использования, не знает названий действий, заменяет их, жестами или словами “де” “деит” (делает); использует только основы глаголов или инфинитивные формы; использует глаголы в изъявительном наклонении настоящего времени.

Прием выявления: Ребенку предлагается поиграть в игру “Угадай-ка” если он угадает, что делает на картинке мальчик, то картинка будет его, а если не угадывает, то логопед забирает себе картинку. Выигрывает тот, у кого больше картиночек

Задание № 3 Установить максимальное количество слов, употребляемых детьми при составлении предложений, и способы связи слов между собой:

а) наличие связи между именительным падежом, существительного и глаголом настоящего времени изъявительного наклонения и 3-го лица, оканчивающимся на -ет, -ит, -ат, -ят.

б) наличие грамматически правильно оформляемых словосочетаний.

Задание № 4 Выявить возможности словоизменения: а) Словоизменение существительных.

Приемы выявления словоизменения:

а) Логопед ставит разнообразные вопросы к сюжетам, изображенными на картинках. Можно предложить ребенку послушать рассказ и дать подсказывающие слова, например: У меня живет собака, ее зовут Лада. Запомнил как зовут собаку? Длинный и пушистый хвост у моей (у кого) (Лады). Каждый вечер я гуляю со своей собакой (с кем) (с Ладой).Я очень люблю свою (кого) (Ладу). И забочусь всегда о ней (о ком) (о Ладе).

б) Словоизменение глаголов: какие формы глаголов использует; изменяет ли глаголы по лицам (каким); использует ли раздельно настоящее и прошедшее время; доступна ли возвратная форма глаголов.

в) Словоизменение прилагательных: какие признаки предметов знакомы ребенку, каким образом оформляет окончания у слов – названий признаков предметов – без флексий (“каси”, “ивони”, “сини” или через полногласие концов слов “касия”, “тания”) (красная, черная)

Задание № 5 Выявить возможность использования предлогов в предложенных конструкциях (полностью отсутствует, если используется в единичных случаях, то как)

Прием выявления: Логопед просит ребенка ответить, где лежит предмет (ручка, платок и т. д) – на коробке, под коробкой. Вынуть от куда? Упал от куда?

Задание № 6 Выявить способность воспроизводить модели слов с разным количеством слогов с наглядной опорой.

Примерная сложность слов:

а) трехсложные: лопата, ботинки, молоко, читает, рисует, играет, лошадка;

б) четырехсложные: черепаха, пирамида, поливает, собирает, надевает;

в) пятисложные: умывается, вытирается, одевается;

г) шестисложные: причесывается, переделывает.

Задание № 7 Выявить состояние звукопроизношения. Обратить внимание на наличие мелких согласных перед гласными непереднерядными (“тя”, ”те”, ”тю”, звука “ы” и йотированных гласных (я, е, ю).

Рекомендации к анализу и оценке детской речи второго уровня развития

1 - Сравнить данные своего обследования импрессивной и экспрессивной речи детей и установить, что недоразвито в большей степени, сопоставить с уровнем невербальной деятельности.

2 – Соотнести данные своего обследования с материалами условного эталона нормы, установив, к какому этапу развития речи относится выявленный уровень языкового развития: этап “предложения из аморфных слов - корней”, или этап “Первые формы слов”, или “усвоение фиктивной системы языка”.

Обследование детской речи третьего уровня развития.

Развернутая фразовая речь с пробелами развития фонетики. Основные виды речевой деятельности подлежащие обследованию. Понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфами): суффиксами, префиксами, флексиями.

Объём и типы предложений. Умения составить рассказ по серии сюжетных картинок (сюиты). Понимание и пересказ прочитанного текста. Словоизменение и использование предлогов. Словообразование и подбор слов с противоположным значением. Слоговая структура многосложных и составных слов. Звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Уровень фонематического восприятия.

Дополнительные виды деятельности, подлежащие обследованию: представление о числе и количестве; уровень общений предметов и явлений; способность понимать целостную ситуацию на основе её частей предмета ориентировка во времени (суток, года)

Задание № 1 Выявить понимание грамматических форм слов с помощью заданий 13-25, помещенных в разделе “Обследование понимания речи” а так же с помощью модификации заданий из раздела “Развитие понимания речи” третьего этапа обучения.

Задание № 2 Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения.

Прием обследования.

Перед ребенком выкладывается сюжетные картинки с изображением детей, производящих разные действия с предметами. После того как картинки названы, предложить еще раз описать картинку, но только надо будет добавить, в какое платьице (или в какую рубашку) одета кукла, а мы ее будем одевать то в красное, то в синее платье (рубашку). Л-д по переменно закрывает цветной полоской бумаги часть изображения, стимулируя ребенка составить предложение: “Девочка в синем платье поливает цветы” или “Девочка с красным бантом прыгает через веревочку”. Можно предложить ответить на такие вопросы: 1- зачем мне нужна авторучка?. 2- для чего нам нужен стол, стул?. 3- почему ты надел сегодня такие теплые сапоги?. 4- почему сегодня так легко оделся? 5- зачем мама моет посуду? 6- зачем поливают цветы? 7- почему ночью темно, а днем светло? 8- Объясни мне что такое вокзал?

Задание № 3 Предложить составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Порядок проведения обследования

Подобрать серию из 2-4 картинок

Разложить их перед ребенком, объяснив коротко последовательность событий. Перемешав карточки предложить ребенку еще раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии (все с самого начала). После этого детям предложить самостоятельно разложить новую сюиту и рассказать ее содержание.

Задание № 4 Предложить прослушать сказку или рассказ (знакомый, затем незнакомый, ответить на вопросы по тексту и пересказать его).

Один из приемов проведения обследования: после того как рассказана сказка, например (Репка)

Л-д предлагает ребенку выбрать из разложенных перед ним предметных картинок т. е, о которых шла речь в сказке, которые нужны для сказки. Среди изображений имеются картинки предметов (животных, не относящиеся к содержанию рассказанного, например: арбуз, лошадь, машина. Рекомендуется избегать подсказывающего вопроса: “Это подходит?”. В место этого лучше спросить: “Это есть в сказке?”

Задание № 5 Исследовать возможности словоизменения существительных по всем подежам сначала в единственном числе а потом во множественном.

Примерный лексический материал для выявления трудных случаев оформление концов слов (флексий)

Именительный падеж мн. числа: дома, глаза, окна, стулья, крылья, дни, пни, львы.

Винительный падеж (одушевлённые предметы): в зоопарке видел слона, тигра, льва, бегемота.

Винительный падеж с предлогами: на, в, под, об (шкаф, стол, ящик).

Родительный падеж (часть предмета): стаканы воды, чая, молока; кусок бумаги, глины.

Родительный падеж с предлогами: у (у кого); из (из кармана, коробки, из дерева, стекла, пластмассы); от (отойти от окна, двери, плиты, от собаки, кота); с (упал со стола, с кровати, со стула, с полки); без (без зонта, без пальто, без шарфа); после (обеда, ужина, завтрака); для (папы, мамы, брата, сестры); позади (дома, сада); до (дотронуться до стены, до окна, лампы); вместо (возьми совок вместо лопаты).

Родительный падеж мн. числа в сочетании существительного с наречием много; Варианты: нулевая флексия (блюдец, вишен,а так же с окончанием –ей (тетрадей, зверей, мышей) с окончанием –ев (деревьев, перьев, крыльев).

Творительный падеж с предлогами: с, за, под, над; Варианты окончаний –ой, ей (с Колей, -ью (дверью, с лошадью); Во множественном числе –ами, -ями (крыльями, стрелами)

Задание № 6 Выявить возможности словоизменения глаголов по лицам временам, родам.

Публикации по теме:

Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет (лексика) 2ой год обучения I Этап. Лексика (IX, X, XI) 52 занятия, по 4 занятия в неделю. II Этап. (XII, I, II) 52 занятия, по 4 занятия в неделю.

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы.Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет (грамматика)
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 16:49
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...