Коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента

Елена Черневская
Коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента

«Человек, утративший свои корни, потерян для общества»

педагог В. Н. Сорока – Росинский [1]

Социализация ребенка – явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, окружающей среды, в которой ребенок воспитывается [3]. Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [А. В. Мудрик]

Каждый человек в процессе социализации формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает и интегрирует в себя культуру общества. Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность социального развития заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека[1].

Цель социализации — становление основ: толерантного отношения к людям разных национальностей, гендерным отношениям к ценностям, уважительного отношения к этническим ценностям и достояниям истории, гуманного отношения к людям, окружающему миру. Содержание области — это не отдельные «мероприятия», а образ жизни, в котором ребенок самостоятельно приобретает положительный личный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, при котором постоянно обогащаются социальные представления детей, развивается у них эмоциональная отзывчивость, вырабатывается привычка соблюдать правила культуры общения[2].

Проведенное нами исследование социальных представлений детей старшей и подготовительной группы с недоразвитием речи показало, что они значительно отличаются от социальных представлений нормально развивающихся сверстников по уровню развития. В условиях речевого недоразвития выявлена дефицитарность структурных компонентов социальных представлений (когнитивного, коммуникативного). Недоразвитие речи и недостаточность компонентов социальных представлений ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) опосредуют слабую продуктивность социальной и коммуникативной компетентности дошкольников. Проблема формирования социальных представлений у дошкольников с ОВЗ является актуальной. Исследования показывают, что общее недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста влияет на формирование их социальных представлений и наоборот, неполноценные социальные представления оказывают влияние на речевое развитие, мышление, поведение и тем самым замедляют процесс социализации личности в основных сферах жизнедеятельности: поведенческой, эмоциональной, познавательной, этико-нравственной, межличностной. В настоящий момент, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России приоритетным направлением совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

На основе прошлого опыта, можно понять настоящее и предвидеть каким станет будущее. Человек без прошлого, утерян для общества. Родители часто забывают об этом и ребенок больше времени предоставлен сам себе, проводит больше время за компьютером и телевизором, чем в живом окружении и общении.

Для развития процесса социализации дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо использовать в коррекционной работе не только учебные задания, но и естественные ситуации переноса полученных знаний в реальную жизнь, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на развитие воображения и развитие речи (формирования правильного речевого дыхания, дикции, интонации, артикуляции, связной речи). Развитие связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) успешно осуществляется через региональный компонент при ознакомлении дошкольников с ОНР с бытом и историей своего народа. Для нас это культура малых народов Прибайкалья. Средством достижения цели явилось знакомство детей старшего дошкольного возраста с особенностями культуры и быта коренных народов Прибайкалья, местами их проживания, обустройством жилищ, особенностями трудовой деятельности, своеобразием одежды, фольклором.

Для осуществления коррекционной работы создана специфичная предметно – развивающая среда. В одной из групп коррекционной направленности данная среда представлена в виде «рамочной» модели предложенной Коротковой Н. А. [4] В уголке природы мы организовали региональный уголок, состоящий из минимузея «Мы живем в Прибайкалье» и музыкально – литературного «салона», который назван «В гостях у Сибирячка». Здесь дети знакомятся с материалами по краеведению, аудио и видео материалами, образцами музыкальных инструментов народов Прибайкалья, рассматривают и читают книги детских писателей и поэтов о Сибири и сибиряках. В них мы находим речевой материал для проведения коррекционной работы, который подбираем с учетом произносительных возможностей детей. Дошкольники не только чувствуют колорит речи народностей Прибайкалья, но и пытаются использовать его в своей речи. Фольклор развивает речь детей, благодаря своему поэтичному, лаконичному языку. Загадки, пословицы, поговорки, песни, танцы, заклички, напевы – все то, что легко воспринимается ребенком, развивают вербальную память и способствуют речевому развитию. В них отражены юмор, грусть, любовь к своему народу. В сибирских сказках много метафор, сравнений, обобщений. Во многих сказках присутствует сибирская лексика, способствующая расширению словарного запаса детей: название рек, озер, сел и др. Эти названия необычны для слуха многих детей и трудны в произношении, но, тем не менее, обрусели и используются в повседневной жизни: «унты», «омуль» и т. д.

В зоне двигательной активности имеются необходимые атрибуты и элементы костюмов для проведения детских подвижных, театрализованных игр народов Сибири. Подвижные игры: «Полярная сова и евражки», «Ловишки» и др. Театрализованные игры по мотивам Байкальских сказок: «Ангарские бусы», «Омулевая бочка»; «Путешествие Сибирячка» и др.

В группе выделена и зона для творческого развития детей «Мастерилка». В ней они самостоятельно и под руководством взрослого могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией, различными видами конструирования, в процессе которых развивается не только мелкая моторика, но и планирующая функция речи, а так же ориентировка в пространстве. Способность к символической деятельности проявляется в символической игре с характерными для неё действиями игрового замещения предметов, с предметного изображения в рисунках. Когда ребёнок от каракуль переходит к изображению форм, которым даёт названия.

Одним из наиболее предпочитаемых видов деятельности детей является творческое моделирование из неоформленного, природного, подручного «бросового» материалов. Такая деятельность способствует развитию творческого мышления и творческого воображения детей. Так же для успешной коррекционной работы с детьми широко используются символы пространства, обозначающие отдельные, разрозненные части природы и быта народов населяющих Прибайкалье: бурятов, эвенков, тофаларов, русских. Эти символы пространства являются частями многофункционального разномасштабного конструктора для создания различных макетов национальных жилищ ландшафта и дизайна. Тут же используем элементы куклотерапии: «оживляем» и «оречевляем» наши макеты, заселяем жилища, обустраиваем и сочиняем сказки, рассказы, которые способствуют развитию связной выразительной речи, преодолению речевых нарушений.

В результате такой работы по разделу программы «Социализация» в нашем саду, совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, воспитателями был разработан долгосрочный проект «Мы живем в Прибайкалье», направленный на развитие речевых, познавательных и творческих способностях детей. Его цель – формирование у детей осознанной гражданской позиции. Наш проект рассчитан на 2 года (старший и подготовительный возраст). В старшем возрасте мы знакомим с коренными народами Прибайкалья, а в подготовительном возрасте с другими народами которые проживают на территории Прибайкалья.

Для повышения эффективности коррекционной работы данного направления мы активно привлекаем родителей, используя разнообразные формы совместной деятельности. Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста проводим консультивно – профилактическую работу. В ее рамках даются советы и рекомендации о том, какие музеи и выставочные залы семьи могут посетить, оформляются папки передвижки, проводятся беседы о важности данной работы. Родители привлекаются к пополнению уголков краеведения предметами быта народов Прибайкалья, изготовлению макетов совместно с детьми, составлению и сочинению рассказов, сказок, стихов и оформлению этого материала в книжки – малышки.

Таким образом, коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента, должно быть обязательной составляющей системы коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Она в значительной степени способствует развитию речи, нормализации процесса социализации и успешной интеграции дошкольников в общество.

Литература:

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учеб пособие / В. В. Абраменкова – М.: Наука, 2008. – 416 с.

2. Дыбина, О. В. Полоролевая социализация детей в предметном мире / О. В. Дыбина // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 28 – 31.

3. Иванов А. В. Социальная педагогика: учебное пособие – М. «Дашков и К°» 2010.

4. Кабо, Л. Р. Жил на свете учитель: О В. Н. Сорока-Росинском / Л. Р. Кабо. – М.: Знание, 1970. – 95 с.

5. Короткова Н. Н. Программная реализация решения задач поиска наилучших параметров модели А. Бирнбаума// Современная техника и технологии. – Октябрь 2013. - №10

Публикации по теме:

Игра как метод воспитанияИгра как метод воспитания «Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко. Игра - явление многогранное, её можно рассматривать.

Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды. Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Коррекционная работа в процессе формирования социальных представлений с использованием регионального компонента
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 18:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...