МААМ-картинки

Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения

Людмила Смоленкова
Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения

«КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Выполнила:

Смоленкова Людмила Павловна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной

категории. МАДОУ

«Детский сад №282» г. Казани

2012г.

Оглавление

Введение 3

Публикация «Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Глава 1. Особенности развития детей с нарушениями зрения, как основа разработки содержания коррекционной работы 4

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения. 4

1.2 0собенности развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения. 5

Глава 2. Исследование развития музыкально-ритмических движений детей с нарушениями зрения.

2.1 Методика проведения исследования. 5

2.2 Характеристика детей, принимавших участие в исследовании. 6

2. 3 Проведение исследования: -исследование движений,

-исследование чувства ритма, 7 -результаты исследований. 2.4 Динамика развития музыкально-ритмических движений у детей с

нарушениями зрения. 7

Глава 3. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию

музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями 8

зрения. Заключение.. 10 Список литературы. 12

Введение

Целительное в коррекционно-развивающем воздействии музыки и движения

на детей с проблемами указывали такие виднейшие ученые, как Пифагор, Аристотель,Платон,зарубежныеЭ. Сеген,Ж. Демор,О. Декроли,отечественные

Л. С. Выготский,В. П. Кащенко. Г. А. Волкова,А. В. Кручинин,Л. И. Плаксина

Л. В. Рудакова и другие[2,3.7]. Исследования литературы и опыт работы дают основание говорить об актуальности данной темы.

Новизна работы состоит в использовании общепринятых методик на детях, имеющих нарушения зрения, использование нетрадиционного наглядного материала, офтальмологических упражнений, гимнастики для глаз,в разработке

и использовании нетрадиционных методов и приемов в обучении, а также в рациональных методах обработки наблюдений.

Цель: изучение музыкально-ритмических способностей дошкольников с нарушениями зрения и определение наиболее эффективных путей коррекционной работы.

Задачи: изучить литературу, найти научное подтверждение наблюдениям;

на основе сравнительного экспериментального исследования изучить развитие

музыкально-ритмических способностей у дошкольников с нарушениями зрения и выявить их особенности; выявить динамику изменений у детей экспериментальной группы; определить пути коррекционно-педагогической

работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения.

В предлагаемом исследовании рассматриваются рациональные и эффективные

пути и средства индивидуального и дифференцированного подходов к содержанию и формам коррекционной работы с дошкольниками, имеющими

нарушения речи. Данная проблема рассматривается во взаимосвязи коррекционно-восстановительной работы, проводимой с учетом состояния

зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.

Глава 1 Особенности развития детей с нарушениями зрения, как основа разработки содержания коррекционной работы.

1.1Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением зрения. В специализированных группах лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии. С младшей группы я включаю в занятия различные шумовые инструменты : колокольчики, ложки, погремушки и другие. Игра в оркестре не только развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения (рук, но и является хорошим коррекционным упражнением для глаз. Этот вид музыкальной деятельности детей хорошо представлен в программе Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» и в программе «Гармония» в разделе «Играем в оркестре по слуху»[15].

Для детей с нарушениями зрения и отставанием в развитии психических функций, плохо развитой общей моторикой и задержкой эмоционального развития в коррекционные занятия по ритмической пластике я включаю программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»[8]

Я включаю в занятия музыкальные этюды и танцы программы «Гармония»из раздела «Музыкальное движение»[11].Раздел помогает не только формировать и развивать эмоциональную сферу детей с нарушениями зрения,но и расширяет их возможности в исполнении выразительных жестов в повседневной жизни.

1.2. Особенности развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения.

Чтобы изучить индивидуальные в начале года на каждую группу с нарушением зрения я составляю список-таблицу, где фиксируется острота зрения каждого ребенка, затем глазной диагноз и особенности развития детей. Если ребенку прописана окклюзия (заклейка, отмечается на какой глаз. Отмечается дата поступления в детский сад. Для чего это делается? Для работы с детьми с нарушениями зрения нужна организация их внимания. Для этого необходимо правильно распределить их по музыкальному залу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя максимально комфортно. Нарушение зрения влияет на формирование зрительного восприятия, которое у слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа. У детей невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость. Кроме этого, у детей наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, аритмичность двигательных актов, трудности зрительно-пространственной ориентировки

У ребенка со значительным нарушением зрения часто наблюдается напряженный или, наоборот, отсутствующий взгляд, невыразительное лицо-«маска», скованность и схематизм в передаче различных движений. Главное содержание музыки- чувство, эмоция, поэтому именно на музыкальных занятиях особенно видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения.

Глава 2. Исследование музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения.

2.1. Методика проведения исследования Данная методика включает в себя два раздела : 1. исследование движений ; 2. исследовшше чувства ритма. При выполнении движений детьми учитывались следующие параметры :

- двигается ритмично,

- чувствует смену частей музыки ;

- проявляет творчество, придумывает свое движение; -ориентируется в пространстве, -выполняет движения эмоционально

При исследовании чувства ритма у детей учитывались следующие п араметры :

-правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические рисунки;

умеет их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальном инструменте;

- умеет держать ритм в двухголосье.

В связи с трудностью выполнения задания использовались 2 вида помощи:

1-ый -стимулирующий («неверно, послушай внимательнее»); 2-ой вид-

помощь при выполнении движений.

Оценка: 10 баллов- правильное выполнение, 7 баллов- правильное

выполнение после стимулирующей помощи, 4 балла -правильное

выполнение после второго вида помощи, 0 баллов - неэффективное

использование помощи как первого., так и второго вида.

2.2Характеристика детей, принимавших участие в исследовании.

В исследовании принимало участие 19 детей подготовительной к школе группы. Для выявления анализа применялась анкета для родителей.

После обработки анкет были выявлены следующие данные:

* рождены с перинатальной патологией Ц. П. С. - 6 детей;

* инвалидность у 4-х детей;

* находились на искусственном вскармливании 10 детей;

* психомоторное развитие соответствует возрасту у 15 детей;

Для более полного сбора анамнеза мы проанализировали заключения врачей: офтальмолога, невропатолога и выявили следующие данные:

в группе детей с нарушениями зрения – 19,

из них инвалиды по зрению- 3.

с косоглазием и амблиопией - 19детей :

с астигматизмом - 9 детей;

с гиперметропией разной степени -7 детей;

оперированное косоглазие-у 4 детей :

-имеют неврологические синдромы -9 детей;

ДЦП - I ребенок;

аденоиды 1 -2 степени у 4 детей

нарушение слуха в степени легкой тугоухости -у 1 ребенка.

Таким образом, изучив документацию и выявив анамнестические данные детей с нарушениями зрения, принимавших участие в исследовании мы можем сделать вывод, что офтальмологический диагноз часто сочетается с невропатологическим, психическим дефектом.

2.3 Проведение исследования

Полученные данные по исследованию движений :

1 уровень (высокий) - 6 детей (31.5%)

2 уровень (средний)-10 детей (52.6%)

3 уровень (низкий) -3 ребенка (15,9%)

Исследование чувства ритма детей

1 уровень (высокий) - 5 детей (26,5%)

2 уровень (средний)- 11 детей (57,8%)

З уровень (низкий)- 3 ребенка(15,7%)

Используя данные мы можем сказать о развитии музыкально-ритмических

движений детей с нарушениями зрения на начало учебного года:

1 уровень (высокий)- 28.9 %

2 уровень (средний)- 55.2 %

3 уровень (низкий)-15,9 %

Общие результаты проведенного исследования : только двое детей справились со всеми заданиями (посещают специализированную группу с младшего возраста, у троих детей низкий уровень выполнения музыкально-ритмических движений (у 1 ребенка- ДЦП, у двоих -патология ЦНС)

2.4 Динамика развития детей.

Исследовав развитие музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения в конце учебного года, мы выявили данные :

1 уровень (высокий) -12 детей

2уровень (средний)- 6 детей

3 уровень (низкий)-1 ребенок

Детей с низким уровнем успешности к концу года уменьшилось на 10.6 %, а детей с высоким уровнем успешности увеличилось на 31,7 %.

Покажем качественные изменения успешности выполнения заданий по развитию чувства ритма каждым ребенком

1уровень (высокий)-16детей 2уровень (средний) -2 детей

3уровень (низкий)-1 ребенок

Детей с низким уровнем успешности снизилось на 10,6 %, а детей с высоким уровнем успешности увеличилось на 57,9 %.

Сравнительный анализ результатов исследований движений и чувство ритма у детей на начало и конец учебного года показал, что у всех детей есть положительная динамика развития музыкально-ритмических движений, которая проявляется у детей неравномерно : от 3% до 65%. Это обусловлено тяжестью нарушений зрения.

Глава 3. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями зрения.

Успешное овладение музыкально-ритмическими движениями у детей с

монокулярным зрением возможно обеспечить только в условиях специальных коррекционных занятий ритмикой, целью которых является формирование компенсаторных способов восприятия и воспроизведения музыкально-ритмических движений на полисенсорной основе (слухо-зрительно-тактильно-кинестетической).Работа по развитию музыкально-ритмических движений ведется музыкальным руководителем поэтапно, в определенной последовательности. На начальном этапе проводится подготовительная работа, на втором этапе- освоение движения, на третьем- закрепление в играх, танцах, в самостоятельной деятельности.

Опыт показывает, что в работе со слабовидящими детьми первый этап работы более продолжителен, чем с нормально видящими. Весьма важен принцип индивидуального и дифференцированного подходов к коррекционной работе.

Важное значение в коррекции имеет принцип единства педагога и ребенка. Обычно эти дети не контактны и не сразу включаются в работу. Поэтому на начальном этапе стремимся детей заинтересовать, активизировать.

Дети быстро утомляются. Исходя из практики работы с такими детьми я рекомендую все виды музыкальной деятельности организовывать в игровой форме. Во все виды музыкальной деятельности я стараюсь внести наглядный материал, который должен быть четким, ярким, достаточно крупным- это одна из специфических особенностей коррекционной работы с детьми. Расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии. В обучении чаще всего наглядный материал используется в сочетании со словесным, так как у детей страдают различные зрительные функции (острота зрения. бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения и цветоразличений и т. д.).

При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой и слуховой и музыкально-двигательной. Движения детям следует показывать с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по несколько раз, комментируя свои действия. Иногда следует, взяв ребенка за руки, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм. Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях. На занятиях при объяснении часто используем наглядно-игровые методические приемы. Каждое новое музыкально-ритмическое упражнение разучиваем на трех- четырех занятиях. В ходе специального обучения слабовидящие дети усваивают. музыкально-ритмическиедвижения.

Заключение. Таким образом, специфика работы музыкального руководителя в детском саду

для детей с нарушениями зрения заключается в том, что она требует

знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии,тифлопедагогики, владения соответствующими приемами и методами обучения, применения специальных средств наглядности. Во всех видах музыкальной деятельности предусматривается коррекционные упражнения для активизации зрительных функций. Навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе музыкально-ритмической деятельности,способствуют у них развитию способности организовать направлять свои действия в пространстве в соответствии с определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий,действиями других детей. что позволяет в дальнейшем быстрее усваивать необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности. Чтобы коррекционная работа по развитию музыкально-ритмических движений была результативной, необходимо:создать соответствующие условия для зрительного восприятия, оптимально использовать наглядные пособия, применять специальные методы обучения, учитывать особенности зрения каждого ребенка, подходить к обучению индивидуально учитывая психофизиологические особенности детей. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения, подтверждают необходимость специальной коррекционной работы по музыкально-ритмическим движениям.

Список литературы

1. АветисовЭ. С. Возвращение зрения. -М. ,1980, 2. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».-М. ,1989. 3. Волкова И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения. Дефектология. 2005.№5 стр. 39-47. 4. Васильева Т. К. Секрет танца. -СПб,1997. 5. Герела Н. Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика оздоровления На основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. И. Стрельниковой. -Л. Д991.

6. Давыдова М. А.»Музыкальное воспитание в детском саду».М. ,2006. 7 .Коррекционно-воспитательная работа в детском саду для детей с нарушением зрения/ под ред. Л. И. Плаксиной,И. В. Новичковой. -М. ,1994. 8. КряжВ. Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. -Минск, 1987. 9. КомиссароваЛ. Н. ,Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. -М. ,1986. 10. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. -М., 1990.

11. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. -М. ,2000.

12. Руднева С. ,Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение,-М. ,1972.

13. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. -М. ,2000.

14. П. Тарханова Ю. С. Коррекция зрения у детей. - Ростов н/Д. 2000. 15. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование : музыка, речь, движение. 16. Федоров А. И. Методы улучшения зрения. Как избавиться от очков. -СПб,2000.

Публикации по теме:

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 19 декабря 2012 в 20:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД