Авторская коррекционно-развивающая игра «Чудесный эмоциональный бочонок»

Елена Русак
Авторская коррекционно-развивающая игра «Чудесный эмоциональный бочонок»

Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР-3 уровня в игровой деятельности.

Уважаемые педагоги!

Представляю Вашему вниманию несколько новых вариантов использования моего "Чудесного бочонка" для развития эмоционального словаря у детей. страдающих тяжелой речевой патологией.

Коррекционно-развивающая игра «Чудесный эмоциональный бочонок» предназначена для детей 5-7 лет с диагнозом ОНР-3 уровень.

Цель: формирование эмоциональной лексики.

Задачи:

Коррекционно-педагогические:

1. Учить детей узнавать по характерным признакам, называть и изображать различные эмоциональные состояния.

2. Активизировать мимические мышцы лица.

3. Вырабатывать длительный речевой выдох.

4. Закреплять свистящие звуки С, З, Ц в словах.

5. Расширять словарный запас по теме «Тело человека», обогащать словарь признаков.

6. Формировать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать словарную память.

2. Развивать у детей навыки словообразования и словоизменения.

3. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «МОЙ» с существительными в роде, числе и падеже.

4. Развивать фразовую речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к игровой деятельности.

2. Воспитывать умение управлять своими чувствами.

3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга, играть в коллективе сверстников.

Материал к игре:

1. Бочонок, изготовленный из пластмассовой банки с наклеенными по бокам эмоциями: радость, грусть, испуг, злость, удивление.

2. Пиктограммы 5-ти эмоциональных состояний: радость, грусть, удивление, испуг, злость. (к сожалению загрузились в увеличенном виде)

Авторская коррекционно-развивающая игра «Чудесный эмоциональный бочонок»

Описание:

Организуя игру с детьми, педагог подбирает пиктограммы с изображением знакомых 5-ти эмоциональных состояний: радость, грусть, удивление, испуг, злость.

Играющих должно быть по количеству пиктограмм.

Посадив ребят полукругом, так чтобы все пиктограммы были им хорошо видны, педагог проводит краткую беседу о различных эмоциональных состояниях людей, обращая внимание на названия частей тела: глаза, нос, ноздри, рот, губы, зубы, щеки, лицо, лоб, брови. Затем просит детей изобразить своими частями тела и повторить названия эмоций, вспомнить, когда они появляются у людей. Образец: «Радость, когда человек радуется». Грусть, когда человек грустит. Испуг, когда человек испугался. Удивление, когда человек удивился. Злость, когда человек злится.

Затем предлагает поиграть с этими эмоциями.

Первый вариант игры:

- Тот, кого я вызову, должен отгадать, какая эмоция спрячется в нашем «Чудесном эмоциональном бочонке». Максим, посмотри внимательно на эмоции, которые лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу эмоцию в бочонок, а ты потом отгадаешь, что я пожила. Опусти руку в Бочонок. Что там лежит? (Ответ ребенка) Ты правильно назвал эмоцию. Молодец!

Так вызываются и другие желающие дети.

Второй вариант игры:

- Внимательно послушайте названия данных эмоциональных состояний. Возьмите и положите в Чудесный бочонок только ту эмоцию, в которой вы слышите и произносите свистящие звуки. Затем по очереди (проверяют) достают из бочонка «свистящие» эмоции, называют и определяют место звуков С, Сь, З.

- В каких словах «Чудесного эмоционального бочонка» спрятался свистящий звук Ц? Догадайтесь!

1. Упр. «Назовите одним словом»

Грусть, радость, злость, испуг – это (что) эмоции.

Какая часть тела выражает у нас эти эмоции?

Рот, нос, глаза, брови, лоб, щеки, губы – это (что) лицо.

Итог:

- Свистящие звуки С, З, Ц спрятались в эмоциональных словах:

Грусть, радость, злость, испуг, лица, эмоции.

Третий вариант игры:

Логопед складывает все эмоциональные состояния в бочонок и предлагает поупражняться в изменении слова «МОЙ».

Дает образец. Например, достает из бочонка эмоцию испуга, изображает на лице испуг и говорит: - Мой испуг. Мое испуганное лицо. Затем дети по очереди тренируются, исправляют друг друга, если слово «МОЙ» неверно согласуется с данной эмоцией.

Четвертый вариант игры:

В «Чудесном эмоциональном бочонке» логопед прячет по три одинаковых эмоции (например, три испуга, три радости, три удивления и т. д.)

Задача детей, вынимая из бочонка одинаковые эмоции, назвать их по-другому. (Испуг - страх, ужас. Злость – ненависть, гнев. И т. д.)

- Назови слова-приятели.

Пятый вариант игры:

То же самое, что и в четвертом варианте, только логопед просит назвать эмоцию и подобрать к ней слово, противоположное по значению.

Например: испуг – смелость, грусть – радость, страх – отвага, печаль – веселье, удивление – безразличие и т. д.

- Назови слова- неприятели.

Шестой вариант игры:

Цель: развитие навыков словообразования и словоизменения, упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Дети по желанию достают из бочонка пиктограммы различных эмоциональных состояний. Логопед предлагает изменить слова, обозначающие эмоции по образцу:

- Радость. Радостное лицо. Радостные глаза. Радостный рот. Радостные брови.

- Злость. Злое лицо. Злые глаза. Злой рот. Злые брови. И т. д.

Седьмой вариант игры:

По типу игры "Укого что?"

Цель: развитие длительного речевого выдоха при построении фразы, расширение эмоционального словаря-признаков.

Дети поочереди достают пиктограммы, изображают их и описывают свое лицо, распространяя фразу «словами-приятелями». Логопед предлагает поупражняться произносить длинные предложения на одном выдохе. При этом поясняет, что нужно сделать носом вдох, а на выдохе произнести фразу. Например:

- Мое грустное, печальное, унылое, нерадостное лицо.

- Мое испуганное, ужасное, трусливое лицо.

- Мое удивленное, восхищенное лицо. И т. д.

Коррекционно-развивающую игру «Чудесный эмоциональный бочонок» можно варьировать по-разному на усмотрение и творческое отношение к деятельности любого педагога.

В бочонок можно складывать картинки-символы изучаемых звуков, характеризуя их по твердости и мягкости. Например, «сердитый насос», «злой комар», «веселая водичка, вытекающая из крана», «радостный маленький комарик», «удивленный кузнечик» и др.

В бочонок можно складывать портреты сказочных героев с различными эмоциональными состояниями и вспоминать то, что они произносили в сказках, развивая у детей интонационную выразительность речи и речевое дыхание.

В бочонок можно складывать картинки, изображающие отдельные части тела человека, соответствующие той или иной эмоции. Упражнять детей в согласовании прилагательных и местоимений с существительными. Например, «мой нос», «моя улыбка», «мое лицо» и т. п. ; «злой лоб», «сердитый рот», «испуганные глаза», «удивленные брови» и т. п.

Данная игра предполагает новые эффективные подходы к коррекции речевого развития во взаимосвязи с коррекцией психического развития детей с ОНР – 3 уровня старших и подготовительных к школе групп детского сада.

Спасибо за внимание! Успехов вам в развитии речи ваших дошколят!

Публикации по теме:

Презентация «Как выбрать для ребёнка игрушку». Консультация для родителей.Презентация «Как выбрать для ребёнка игрушку». Консультация для родителей. Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию консультацию для родителей "Игрушка в жизни моего ребёнка". Цель: повышение педагогической.

Презентация работы по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора» Уважаемые педагоги! В прошлом году проходила аттестацию. Представляю вашему вниманию презентацию аналитического отчёта педагогической деятельности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Авторская коррекционно-развивающая игра «Чудесный эмоциональный бочонок»
Опубликовано: 19 января 2014 в 00:26
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фото отчёт. Лепка — дымковская игрушка «барыня».
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект на тему: «Книга своими руками.»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...