Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»

Елена Молостова
Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»

Пояснительная записка

Правильная организация обучения детей с ОНР - сложный процесс. Следует помнить, что для детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его способностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик на что и направлена программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существует множество проблем. Программа направлена научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Развитие связной речи занимает центральное место в общей системе работы с детьми с ОНР в детском саду. Программа направлена на совершенствование традиционных приёмов и методов, на поиск более новых и эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР, формирование и развитие монологической речи, логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности, а также навыков описательно-повествовательной речи.

Дошкольный возраст - период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребёнок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы.

Приёмы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность мнемотехники - использование не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

В программе представлен метод моделирования, который может быть использован в развитии связной речи у детей с ОНР. Работа с отвлечёнными моделями абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, а также связи причинно-следственного характера, что даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Особенности связной речи у детей с нормой в речевом развитии и у дошкольников с ОНР

Дети с нормой в речевом развитии

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3—4 годам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-почемучки, пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает)

После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Дошкольники с ОНР

По данным исследований, дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развёрнутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развёрнутых предложений, затруднение в выборе нужных слов, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико – понятийным разрядам, как название деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объём и т. д.). Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.

У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз, или их частях (не несущие смысловой нагрузки) свидетельствовуют о трудностях в программировании содержания развёрнутых монологических высказываний.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребёнка с нарушением речи и постепенной активации нарушенных функций.

Использование моделирования позволит детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.

Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного

возраста.

Задачи: развивать связное высказывание;

формировать лексико-грамматический строй речи;

устранять затруднения при построении и использовании в пересказе предложений различных типов;

обучать установлению причинно-следственных связей.

В реализации программы участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Программа рассчитана на 1 год.

Форма организации: подгрупповые занятия с учителем-логопедом.

Ожидаемые результаты:

у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появится интерес к заучиванию стихов;

словарный запас выйдет на более высокий уровень;

дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Подведение итогов реализации программы «Представляю! Рисую! Рассказываю!» проводится в форме отчёта по данным диагностики.

Публикации по теме:

Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями. Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями Усова В. Б. МБДОУ «ДСКВ № 116» Проблема работы с одаренными детьми сейчас.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Представляю! Рисую! Рассказываю!»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 17:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...