Коррекционно-развивающая программа «Преодоление тревожности и страхов»

Милана Зандакова
Коррекционно-развивающая программа «Преодоление тревожности и страхов»

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа является системой занятий по психологическому сопровождению эмоционального развития детей 5-7 лет.

В основе разработки программы лежат следующие принципы: комплексности, индивидуально-возрастного подхода, культурно-исторической аутентичности.

Методологическая основа программы обеспечивает ее высокую эффективность и возможность модификации относительно индивидуальных особенностей ребенка и группы детей.

Цели: путем психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формировать психологические защиты от невротизирующих факторов.

Задачи:

Диагностические:

• выявление преобладающих страхов и определение степени их выраженности;

• исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми;

• отношение ребенка к родителям, к себе, наличие страхов, опасений;

• выявление факторов, порождающих страхи.

2. Коррекционные:

• ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования;

• снятие страхов путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха;

• снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности;

• обучение элементам выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств;

• обучение навыкам саморасслабления и творческой саморегуляции;

• освоение коммуникативных умений;

• обучение навыкам самоконтроля в общении.

Чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях детей, необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом. Поэтому так важен диагностический этап-отбор детей в группу коррекции. Исследования проводятся с дошкольниками в начале и в конце работы. Чтобы получить точные данные о наличии страхов у детей, следует обратиться к нескольким методикам, их совокупность дает более точные прогнозы о существовании однородных страхов у детей.

Психологические средства, использованные в работе с детьми:

Диагностические:

1. Тест тревожности Тэммл Р., Доркин М., Амен В.

2. Метод незавершенных предложений Сакса Сиднея.

3. Тест «Дом-Дерево-человек»-проективная методика Дж. Бука.

4. Методика по выявлению тревожности и страхов- Захаров А. И

5. Анкетирование.

Коррекционные:

Методы:

1. Игровая терапия.

2. Рисуночная терапия.

3. Психогимнастика.

4. Аутотренинг.

5. Релаксация.

6. Куклотерапия.

7. Телесная терапия.

8. Танцевальная терапия.

9. Эмоциональные качели (переход от состояния опасности к состоянию безопасности).

10. Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха.

Примеры:

• Десенсибилизация страха (привыкание);

• Переживание безопасности за счет создания условности ситуаций;

• Переживание положительных эмоций за счет возможности творческой саморегуляции;

• Анатомирование страха (объяснение, что собой представляет пугающие предмет и др.).

Комплектование коррекционных групп

Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными страхами с учетом количественного коэффициента страхов.

Максимальная численность детей в группе - от 5 до 7 человек. Разница в возрасте должна составлять не более одного года.

Организация и структура коррекционно-развивающих занятий

Программа включает 19 занятий, которые построены по единой схеме: занятия включает три части. Каждая, из которых направленна на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости старшего дошкольника. 1-ая часть занятия включает упражнения по формированию когнитивного компонента эмоциональной компетентности. 2-ая часть формирует приемы оптимизации эмоциональных состояний. 3-ая часть развивает у детей приемы саморегуляции.

Цели первой части связаны с развивающе - обучающей направленностью, ориентированной на формирование положительных эмоций, установление контакта с психологом и участниками группы (психогимнастика, телесная терапия, программы детского аутотренинга). Что бы достичь большей активизации детей и их заинтересованности, используется интригующее начало, эмоциональная завязка занятия.

Программы детского аутотренинга можно заменить, используя релаксационные упражнения, подобрав соответствующий музыкальный фон.

Далее следует перерыв «Минутки шалости».

Цели второй задачи (основной)- диагностика и коррекция страхов.

Это часть самая длительная, так как состоит из 2-3 составляющих. Сюда входят беседы, ролевые и подвижные игры, рисование страхов, аппликация пиктограмм, показ диафильмов, сочинение волшебных историй и пр. перерыв не дается, один вид деятельности сменяется другим, более подвижным (подвижные игры, с обязательным участием родителей.

Часть третья - заключительная, самая короткая. Сюда входит мышечный аутотренинг расслабления и другие этюды психогимнастики на расслабление мышц тела. Родители отрабатывают на занятии элементы саморасслабления с детьми и дома закрепляют. Полученный опыт используется в дальнейшем. В конце занятия идет обсуждение (по кругу) переживаний по поводу темы занятия, выполнение группового правила: «Поделись улыбкой своей».

На занятиях в психокоррекционной группе дети видят себя во взаимодействии с ребятами в зеркале отношений, поступков и действий с окружающими. Они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.

Публикации по теме:

Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР программа развития ребёнка с ОНР 1 уровня, осложнённого Зпрр. 1. Пояснительная записка. 1.1. Цель данной программы направлена на коррекцию.

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Экология
  • Космос
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Преодоление тревожности и страхов»
Опубликовано: 18 марта 2014 в 15:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...