Коррекционно-развивающая программа «Преодоление тревожности и страхов»

Милана Зандакова
Коррекционно-развивающая программа «Преодоление тревожности и страхов»

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа является системой занятий по психологическому сопровождению эмоционального развития детей 5-7 лет.

В основе разработки программы лежат следующие принципы: комплексности, индивидуально-возрастного подхода, культурно-исторической аутентичности.

Методологическая основа программы обеспечивает ее высокую эффективность и возможность модификации относительно индивидуальных особенностей ребенка и группы детей.

Цели: путем психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формировать психологические защиты от невротизирующих факторов.

Задачи:

Диагностические:

• выявление преобладающих страхов и определение степени их выраженности;

• исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми;

• отношение ребенка к родителям, к себе, наличие страхов, опасений;

• выявление факторов, порождающих страхи.

2. Коррекционные:

• ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования;

• снятие страхов путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха;

• снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности;

• обучение элементам выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств;

• обучение навыкам саморасслабления и творческой саморегуляции;

• освоение коммуникативных умений;

• обучение навыкам самоконтроля в общении.

Чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях детей, необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом. Поэтому так важен диагностический этап-отбор детей в группу коррекции. Исследования проводятся с дошкольниками в начале и в конце работы. Чтобы получить точные данные о наличии страхов у детей, следует обратиться к нескольким методикам, их совокупность дает более точные прогнозы о существовании однородных страхов у детей.

Психологические средства, использованные в работе с детьми:

Диагностические:

1. Тест тревожности Тэммл Р., Доркин М., Амен В.

2. Метод незавершенных предложений Сакса Сиднея.

3. Тест «Дом-Дерево-человек»-проективная методика Дж. Бука.

4. Методика по выявлению тревожности и страхов- Захаров А. И

5. Анкетирование.

Коррекционные:

Методы:

1. Игровая терапия.

2. Рисуночная терапия.

3. Психогимнастика.

4. Аутотренинг.

5. Релаксация.

6. Куклотерапия.

7. Телесная терапия.

8. Танцевальная терапия.

9. Эмоциональные качели (переход от состояния опасности к состоянию безопасности).

10. Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха.

Примеры:

• Десенсибилизация страха (привыкание);

• Переживание безопасности за счет создания условности ситуаций;

• Переживание положительных эмоций за счет возможности творческой саморегуляции;

• Анатомирование страха (объяснение, что собой представляет пугающие предмет и др.).

Комплектование коррекционных групп

Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными страхами с учетом количественного коэффициента страхов.

Максимальная численность детей в группе - от 5 до 7 человек. Разница в возрасте должна составлять не более одного года.

Организация и структура коррекционно-развивающих занятий

Программа включает 19 занятий, которые построены по единой схеме: занятия включает три части. Каждая, из которых направленна на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости старшего дошкольника. 1-ая часть занятия включает упражнения по формированию когнитивного компонента эмоциональной компетентности. 2-ая часть формирует приемы оптимизации эмоциональных состояний. 3-ая часть развивает у детей приемы саморегуляции.

Цели первой части связаны с развивающе - обучающей направленностью, ориентированной на формирование положительных эмоций, установление контакта с психологом и участниками группы (психогимнастика, телесная терапия, программы детского аутотренинга). Что бы достичь большей активизации детей и их заинтересованности, используется интригующее начало, эмоциональная завязка занятия.

Программы детского аутотренинга можно заменить, используя релаксационные упражнения, подобрав соответствующий музыкальный фон.

Далее следует перерыв «Минутки шалости».

Цели второй задачи (основной)- диагностика и коррекция страхов.

Это часть самая длительная, так как состоит из 2-3 составляющих. Сюда входят беседы, ролевые и подвижные игры, рисование страхов, аппликация пиктограмм, показ диафильмов, сочинение волшебных историй и пр. перерыв не дается, один вид деятельности сменяется другим, более подвижным (подвижные игры, с обязательным участием родителей.

Часть третья - заключительная, самая короткая. Сюда входит мышечный аутотренинг расслабления и другие этюды психогимнастики на расслабление мышц тела. Родители отрабатывают на занятии элементы саморасслабления с детьми и дома закрепляют. Полученный опыт используется в дальнейшем. В конце занятия идет обсуждение (по кругу) переживаний по поводу темы занятия, выполнение группового правила: «Поделись улыбкой своей».

На занятиях в психокоррекционной группе дети видят себя во взаимодействии с ребятами в зеркале отношений, поступков и действий с окружающими. Они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.

Публикации по теме:

Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР программа развития ребёнка с ОНР 1 уровня, осложнённого Зпрр. 1. Пояснительная записка. 1.1. Цель данной программы направлена на коррекцию.

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Преодоление тревожности и страхов»
Опубликовано: 18 марта 2014 в 15:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект сюжетно — игрового занятия «В лесу» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: развитие творческой двигательной активности, воображения, моторики, речи. Задачи: - совершенствовать двигательные умения и навыки детей; -...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Программное содержание: Обогащать и...
Открытое занятие «В гостях у игрушки» для детей средней группы.
Образовательная область коммуникация+художественное творчество. Разработала Наиля Дронова Задачи: 1. Образовательная задача: - Познакомить детей с...
Методическая разработка НОД по речевому развитию в средней группе «В зимнем лесу»
ГБОУ №695 «Радуга» ОДО Санкт-Петербург Десятскова Наталья Львовна, воспитатель[/i] Цель: Продолжать развивать речь, речевую активность, пополнять словарь...
Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Моя семья»
Цель: • Формирование представлений у детей о семье. • Формировать представление о родственных отношениях. • Обогащать словарный запас терминами родства....