Папки-передвижки

Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке

Елена Писарева
Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке

Коррекционно-развивающая деятельность педагога – психолога.

Современная литература предлагает практическому психологу большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Следует напомнить, что коррекционно-развивающая работа – основное направление работы педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.

Выделяют 2 направления развивающей работы с дошкольниками :

Публикация «Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке» размещена в разделах

1. собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и, как правило, ориентирована на всех дошкольников

2. психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных дошкольников.

Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском саду - это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.

Прежде чем организовать коррекционно-развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание.

Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий с дошкольниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

При организации коррекционно– развивающей работы рекомендуется отталкиваться от системы психолого-педагогических требований и тем самым определиться в содержании работы с будущими первоклассниками. (Битянова Марина Ростиславовна).

В целом, может быть предложен следующий принцип отбора содержания для коррекционно-развивающей работы :

1. Выделение важнейших параметров психолого-педагогического статуса будущего первоклассника

2. Анализ требований к содержанию этих параметров

3. Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе и описанных требований к ним

4. Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным требованиям

Для того, чтобы коррекционно-равзвивающая работа была эффективной и значимой следует опираться на общую структуру коррекционно-развивающего занятия.

Общая структура коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее занятие состоит из 3 частей:

1. Вводная

2. Основная

3. Завершающая

Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

В вводной части занятия используются:

• упражнения - приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия

• игры – разминки - являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение.

Часть 2. Основная (рабочая)

Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

В основной части используются:

• элементы сказкотерапии, импровизации;

• игры на развитие навыков общения;

• игры на развитие эмоционального мира ребенка;

• игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения

• игры на развитие мелкой моторики

• рисование, лепка

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.

Важен также и порядок предъявления упражнений, и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка : от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Их должно быть немного: 2-4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучной с темой текущей встречи.

Часть 3. Заключительная

Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоциий от работы на занятии.

Используются:

• упражнения и игры на напряжение и расслабление

• ритуал прощания, выход из сказки

• рефлексия занятия

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали).

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:

• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)

• Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему).

• Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей)

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально-отзывчивым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками самоконтроля и саморегуляции.

Желаю вам творческих успехов!

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Моя концепция. Баташан Ирина Фёдоровна педагог-психолог В данной презентации "Моя концепция", отражено мое видение на работу педагога-психолога и именно мои наработки за первые года работы в должности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке
Опубликовано: 23 февраля 2013 в 13:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД