Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке

Елена Писарева
Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке

Коррекционно- развивающая деятельность педагога – психолога.

Современная литература предлагает практическому психологу большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Следует напомнить, что коррекционно- развивающая работа – основное направление работы педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.

Выделяют 2 направления развивающей работы с дошкольниками:

1. собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и, как правило, ориентирована на всех дошкольников

2. психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных дошкольников.

Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском саду - это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.

Прежде чем организовать коррекционно- развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание.

Основное содержание коррекционно- развивающих групповых занятий с дошкольниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

При организации коррекционно– развивающей работы рекомендуется отталкиваться от системы психолого- педагогических требований и тем самым определиться в содержании работы с будущими первоклассниками. (Битянова Марина Ростиславовна).

В целом, может быть предложен следующий принцип отбора содержания для коррекционно- развивающей работы:

1. Выделение важнейших параметров психолого- педагогического статуса будущего первоклассника

2. Анализ требований к содержанию этих параметров

3. Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть использованы в коррекционно- развивающей работе и описанных требований к ним

4. Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным требованиям

Для того, чтобы коррекционно-равзвивающая работа была эффективной и значимой следует опираться на общую структуру коррекционно- развивающего занятия.

Общая структура коррекционно- развивающего занятия

Коррекционно- развивающее занятие состоит из 3 частей:

1. Вводная

2. Основная

3. Завершающая

Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

В вводной части занятия используются:

• упражнения - приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия

• игры – разминки - являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение.

Часть 2. Основная (рабочая)

Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно- развивающего комплекса.

Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

В основной части используются:

• элементы сказкотерапии, импровизации;

• игры на развитие навыков общения;

• игры на развитие эмоционального мира ребенка;

• игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения

• игры на развитие мелкой моторики

• рисование, лепка

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.

Важен также и порядок предъявления упражнений, и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Их должно быть немного: 2-4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучной с темой текущей встречи.

Часть 3. Заключительная

Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоциий от работы на занятии.

Используются:

• упражнения и игры на напряжение и расслабление

• ритуал прощания, выход из сказки

• рефлексия занятия

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали).

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:

• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)

• Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему).

• Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей)

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально-отзывчивым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками самоконтроля и саморегуляции.

Желаю вам творческих успехов!

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Моя концепция. Баташан Ирина Фёдоровна педагог-психолог В данной презентации "Моя концепция", отражено мое видение на работу педагога-психолога и именно мои наработки за первые года работы в должности.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке
Опубликовано: 23 февраля 2013 в 13:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...