Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ (15 фото)

Лариса Тагирова
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-178565-1445163700.jpg[/IMG] К

Фото №1 Работаю по авторской программе

Кррекционно-развивающая работа на занятиях в студии

изобразительного искусства реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ» размещена в разделах

Вот уже 9 лет как я работаю в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работаю по авторской программе. Основная задача программы : творческая реабилитация ребенка, формирование и становление ребенка как творческой личности. Веду занятия по арттерапии, а также по декоративно-прикладному искусству. Занятия в изостудии назначаются детям с ограниченными возможностями здоровья с 2 лет.

На начальном этапе реабилитации я с детьми провожу занятия по декоративному рисованию, так как именно декоративное рисование наиболее понятно и доступно детям, начиная с дошкольного возраста. Занятия декоративным рисованием позволяют решать многие задачи развития и коррекции ребенка на начальном этапе реабилитации. Прежде всего, можно активно воздействовать на сенсорное развитие учащихся. Сенсорные процессы активизируются во время всестороннего рассматривания деталей узора, сравнения их по величине, форме, цвету.

В процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению представлений детей о геометрических формах. Последнее особенно важно, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета.

Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера способствуют развитию восприятия цвета. В процессе занятий организуется целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний, дети упражняются в элементарном цветоразличении, в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.

Особое внимание на занятиях уделяется всестороннему анализу и изучению образца узора. Ребенку необходимо выделить элементы узора, проанализировать их чередование по форме, цвету, величине, установить структуру узора.

Так как процесс выполнения рисунка делится на ряд этапов, то дети на занятиях учатся планировать построение рисунка. Постепенно от рисования вслед за специалистом, повторяя все его действия, дети переходят к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения узора. При составлении узоров большое значение придается развитию у детей умения располагать составные части рисунка на листе бумаги. Для этого из цветной бумаги заранее вырезаются изобразительные элементы, затем из них составляют несколько вариантов композиции (открытки, узоры). Также дети упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или словесной инструкцией. Ребята многократно упражняются в симметричном расположении элементов узоров. В процессе рисования в орнаменте деталей разного поворота происходит коррекция зеркального изображения. Таким образом, в процессе обучения декоративному рисованию развиваются навыки как мыслительной, так и практической пространственной ориентировки.

Развитие глазомера происходит в процессе деления геометрических форм на части (деление круга, квадрата, полосы пополам и т. д., а также в процессе рисования одинаковых фигур в узоре.

На занятиях используются такие средства коррекции моторики руки, как составление орнаментов из мозаики, рисования узоров с помощью шаблонов, по трафарету, по готовым контурным линиям, по пунктиру, с использованием опорных точек, рисование орнаментов на бумаге в клетку, рисование в альбоме.

Важную роль играет освоение детьми разнообразных изобразительных графических умений, таких как раскрашивание, штриховка. Дети осваивают различные изобразительные материалы: карандаши (простой и цветные, краски (гуашь и акварель). Дети учатся проводить вертикальные, горизонтальные прямые, рисуют волнистые линии, многократно упражняются в воспроизведении основных геометрических фигур.

Чтобы преодолеть характерные для маленьких детей /или детей с определенными диагнозами/ затруднения в графической деятельности, нужно постоянно следить за тем, правильно ли они выполняют приемы при работе карандашом и кистью. Это позволит улучшить координацию движений, способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук, рисунки детей станут более правильными и выразительными. При обучении детей навыкам работы с карандашом и кистью необходимо применять такие методы, как: подражание, проведение специальных упражнений для тренировки тонкой ручной моторики (рисование точек, ленточек, спиралей, волн, проговаривание способа действия.

Занятия в изостудии способствуют обогащению и развитию речи детей. На занятиях усваиваются слова, обозначающие:

- название предметов, связанных с изображением;

- признаки предмета или его частей (по величине, цвету, по форме,

- практические действия («провести», «разделить», «соединить», «раскрасить»,

- пространственные отношения («посередине», «вверху», «слева», «ближе»).

Кроме этого дети усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «контраст», «симметрия», «ритм». На занятиях развивается зрительная память, так как при рисовании орнаментов происходит запоминание формы, цвета, величины элементов.

Зрительное внимание развивается в процессе анализа узоров, сравнения своей работы с образцом, во время практической работы над рисунком – повторение одинаковых по форме и цвету элементов возможно только при условии внимательной и точной работы.

Декоративное рисование может успешно использоваться в развитии творческого воображения у детей, особенно этому способствует такой вид деятельности, как самостоятельное составление декоративных рисунков. При этом важно, чтобы дети имели в виду украшение конкретного предмета, хорошие результаты могут быть в том случае, когда они знают назначение узора, который они будут рисовать.

Декоративное рисование тесно соприкасается с народным декоративно-прикладным искусством. Дети знакомятся с Городецкой, Хохломской, Гжельской росписью. Отработка навыков кистевого письма, обучение азбуке росписи происходит на бумажных или картонных силуэтах изделий.

Возможность творить – сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.

После декоративного рисования дети переходят к лепке игрушек из пластилина, теста или из глины с последующей росписью. Лепка помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предметов. Лепка связана с реальной объемной формой, и поэтому процесс лепки бывает понятнее и доступнее ребенку, чем даже процесс рисования. Это один из увлекательных видов художественной деятельности для детей. Им очень нравится самим создавать форму, работать с материалом. На этом этапе мы знакомимся с Дымковской игрушкой. Мир Дымковской игрушки – это сказочный мир выразительных фигурок: животных, людей, птиц. Дети с интересом изготавливают игрушки по образцу дымковских.

Также дети занимаются аппликацией из бумаги, ткани, пряжи. Занятия аппликацией очень полезны в системе коррекционных занятий, так как способствуют развитию конструктивных возможностей, творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Определенное место в программе развивающих занятий уделяется изучению декоративно-прикладного искусства Башкирии. Исследователи детского творчества неоднократно указывали на то, что надо знакомить детей с дошкольного возраста с народным искусством, пробуждая в душе ребенка первые образные представления о Родине, ее культуре, способствовать воспитанию интернациональных чувств и чувства прекрасного, художественного вкуса через родное и близкое.

Занятия декоративно-прикладным искусством не только развивают у детей художественный вкус. Они дают возможность за короткое время и достаточно дешево подготовить своими руками поделки, способные украсить дом, школу, самих ребят. Удачи и достижения на таких занятиях, кроме всего прочего, помогут избавиться от вполне объяснимых в их ситуации комплексов. Занятия построены так, чтобы не утомлять детей. На всем протяжении у детей поддерживается высокая работоспособность и активность. Кроме того, благодаря разнообразию материалов и методических приемов имеется реальная возможность осуществлять коррекционную работу в отношении каждого конкретного ребенка на протяжении всего курса реабилитации.

Мало научить ребенка какому-то делу. Если он остается в замкнутом пространстве, реабилитации не происходит. Реабилитация души начинается через самоутверждение. Нужно, чтобы окружающие увидели, что ты не только в чем-то ущербный, но и оказывается, выделяешься в лучшую сторону, умеешь делать своими руками красивые и полезные вещи. Поэтому результаты творческого труда детей с ограниченными возможностями мы делаем предметом обозрения, выставляя детские работы на выставках детского творчества у себя в отделении реабилитации и на выставках городского и республиканского масштаба. Это несомненно, влияет на повышение творческой активности тех, кто смотрел и на повышение престижа творческой деятельности тех, кто ею с увлечением занимается.

Результаты позволяют наглядно продемонстрировать динамику произошедших изменений, фиксировать прогресс. Положительная динамика развития у детей более чем по 80 % показателей.

Таким образом, на основании наблюдения и анализа результатов итогов реабилитации можно отметить некоторые результаты:

- у детей отмечается улучшение графических навыков,

- дети овладевают элементарными навыками художественного рукоделия, что способствует реализации задач коррекции и компенсации их недостатков;

- они успешно осуществляют деятельность по образцу, по показу;

- у детей отмечается стремление к самостоятельному художественному творчеству;

- у детей появляется желание вынести свои работы на всеобщее обозрение (участвовать в выставках детского творчества);

- развивается речь, обогащается словарный запас.

- приобретаются навыки декоративной работы;

- дети начинают различать и узнавать виды художественных промыслов;

- обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов и общения.

Основная задача программы творческая реабилитация ребенка формирование и становление ребенка как творческой личности Веду занятия по арттерапии а также по декоративно прикладному искусству Занятия в изостудии назначаются детям с ограниченными возможностями здоровья с лет На начальном этапе реабилитации я с детьми провожу занятия по декоративному рисованию так как именно декоративное рисование наиболее понятно и доступно детям начиная с дошкольного возраста Занятия декоративным рисованием позволяют решать многие задачи развития и коррекции ребенка на начальном этапе реабилитации Прежде всего можно активно воздействовать на сенсорное развитие учащихся Сенсорные процессы активизируются во время всестороннего рассматривания деталей узора сравнения их по величине форме цвету В процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению представлений детей о геометрических формах Последнее особенно важно поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета Яркость красочность ритмичность характерные для работ декоративного характера способствуют развитию восприятия цвета Особое внимание на занятиях уделяется всестороннему анализу и изучению образца узора Ребенку необходимо выделить элементы узора проанализировать их чередование по форме цвету величине установить структуру узора Так как процесс выполнения рисунка делится на ряд этапов то дети на занятиях учатся планировать построение рисунка
Публикации по теме:

Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет)Коллективная работа как одна из форм работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями (фотоотчет) Как известно, все дети любят мастерить различные поделки. На одном из занятий кружка"Разноцветная палитра" мы с детьми и подростками,.

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

«Работа с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями (ОВЗ)». В помощь учителю-дефектологу По исследованиям американских учёных, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных.

Сценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровьяСценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми ограниченными возможностями здоровья много уделяешь внимания развитию речи, памяти. У воспитанников наблюдается присутствие.

Включение ЦОР в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Включение цифровых образовательных ресурсов в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Рубрика «Педагогика.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ
Опубликовано: 18 октября 2015 в 12:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД