Коррекционно-развивающая работа в ДОУ по повышению мотивационной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе

Ирина Иванова
Коррекционно-развивающая работа в ДОУ по повышению мотивационной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы и деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, сверстников, стремление быть первым, лучшим, возникает новый тип мотивации – произвольность поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

Начало обучения в школе – один из самых важных и серьезных моментов в жизни ребенка. От того, насколько ребенок подготовлен обучаться в школе, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Мотив-побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности. В роли интересов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.

Как подготовить ребенка к школе? Справиться ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли учиться хорошо?

Эти и другие вопросы определили цель моей работы - подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

1. Формирование у детей положительного отношения к школе и установка на школьное обучение;

2. Развитие познавательных критериев, любознательности, широкого кругозора и запаса знаний, речи;

3. Подготовка мелкой моторики руки;

4. Повышение у детей самооценки, чувства уверенности в себе, своих возможностей;

5. Формирование коммуникативных навыков;

6. Формирование навыков произвольности поведения детей.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

2. Организовывать экскурсии в школы, беседы о школе, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей- школьников (первоклассников) в детские сады.

4. Чтение рассказов и разучивание стихотворений из школьной тематики. Использовать загадки на школьную тему.

5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее».

6. Рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним. Рисование школы и игра в школу.

Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Анализ программ, предназначенных для подготовки детей к обучению в школе, свидетельствует о том, что большинство из них используют различные методы, такие как психогимнастика, игровые приемы и другое. В своей работе я использовала следующие методические приёмы:

1 Словесные и подвижные игры;

2 Психогимнастические этюды;

3 Рисование (тематическое и свободное);

4 Беседы и проблемные ситуации.

5 Тренинг мышечного расслабления.

Данные методы направлены не только на коррекцию и развитие мотивационной готовности детей к обучению в школе, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Необходимым условием эффективности работы по подготовке детей к обучению в школе является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием работа педагога-психолога реализуется в трёх направлениях:

1. Педагог-психолог – родители. Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную и групповую работу с ними. А также организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и другое).

2. Педагог-психолог – педагоги группы. Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Рекомендуется следующие формы работы с педагогами: индивидуальное и групповое консультирование по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей 6-7 лет и выработке единой стратегии воспитания; семинары-практикумы; тренинги; деловая игра; лекции, беседы. Необходимо также включать и такие виды работы, которые способствовали бы улучшению эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта.

3. Педагог-психолог – дети. Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, с взрослыми.

Признаки психологической готовности к школе:

- желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива);

- широкий круг знаний об окружающем мире;

- способность к выполнению основных мыслительных операций;

- развитие интеллектуальных, моральных, эстетических чувств;

- определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Публикации по теме:

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа в ДОУ по повышению мотивационной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе
Опубликовано: 26 января 2013 в 12:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...