Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности «Волшебный сундучок»

Татьяна Морозова
Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности «Волшебный сундучок»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 328

Центрального района г. Волгограда

«Волшебный сундучок»

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы

Автор-составитель:

Морозова Татьяна Сергеевна,

педагог-психолог

I квалификационной категории

Волгоград 2013

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Я. Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация, лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.

Цель занятия: Формирование у детей навыков общения и совместной деятельности.

Задачи: 1) Совершенствовать у детей внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

2) Развивать коммуникативные способности.

3) Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

4) Побуждать детей к совместной деятельности, к работе парами, микро группами.

Оборудование:

Сундучок;

4 стола, 8 стульев;

Сухой дождик;

Карточки с зашифрованными словами;

Картинки, изображающие детей в детском саду и в школе;

Картинки – предметы для школы и детского сада;

Магнитная доска;

Косынки для завязывания глаз;

Кегли, кубики, дорожка;

Разрезные картинки (цветы);

Клей – карандаш (по количеству детей);

Цветные карандаши;

Магнитофон;

Запись спокойной музыки.

Участники: дети подготовительной к школе группы (8человек).

Ход занятия:

1. Психологический настрой «Подари улыбку»

Цель: сплочение группы, снятие мышечного напряжения, создание доброжелательной атмосферы.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся. А теперь, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Вы готовы общаться? Тогда я предлагаю вам пройти через сухой дождик и занять свои места за столами.

(Дети проходят через сухой дождик и садятся за столы).

2. Волшебный сундучок.

Цель: настрой группы на совместную деятельность.

Психолог берет в руки сундучок: Ребята, скажите, пожалуйста, что у меня в руках?

Дети: Шкатулка, сундучок, коробочка…

Психолог: Молодцы! Многие из вас совершенно точно определили, что это сундучок. Как вы думаете, для чего он нужен?

Дети: Чтобы туда что-нибудь складывать, хранить что-нибудь дорогое…

Психолог: Молодцы! Вы все правы. И в нашем сундучке хранится очень много волшебных тайн. И эти тайны можно от туда доставать, или складывать и хранить. Хотите заглянуть туда?

Дети: Да!

3. Шифровка.

Цель: развитие мышления, внимания и речи; умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Психолог приглашает одного ребенка, открывает сундучок и просит достать оттуда конверт с заданием.

Психолог: как вы думаете, что это?

Дети: конверт, письмо, там наверное что-то лежит…

Психолог достает их конверта карточки с буквами и цифрами: Посмотрите, ребята, здесь зашифрованы какие-то слова. Сейчас мы с вами попробуем расшифровать их. Посмотрите, под каждой буквой у вас написана цифра. Вам нужно выложить буквы по ряду цифр, начиная с единицы, и тогда вы сможете прочитать слово. Но для начала вы разделитесь на 2 группы – мальчики и девочки.

Дети рассаживаются по микро группам, психолог дает задание каждой группе, дети собирают слова.

Психолог: Итак, какое слово получилось у мальчиков?

Мальчики: Ученик.

Психолог: А у девочек?

Девочки: Ученица.

Психолог: Молодцы, ребята, справились с заданием. А скажите мне, пожалуйста, кто же это такие УЧЕНИК и УЧЕНИЦА?

Дети: Это мальчик и девочка, которые учатся в школе.

Психолог: Молодцы! Очень скоро вы тоже станете учениками и ученицами. Когда это произойдет?

Дети: когда мы пойдем в школу.

Психолог: А зачем вам туда идти?

Дети: Чтобы учиться, чтобы быть умными, за знаниями…

4. Сортировка картинок (детский сад/школа).

Цель: развитие мышления, внимания, речи.

Психолог: Давайте сейчас поиграем с вами в игру и посмотрим, что вы возьмете с собой в школу, а что оставите в детском саду.

Психолог приглашает ребенка к сундучку, и тот достает конверт с картинками. Психолог прикрепляет к магнитной доске 2 картинки с изображением детей в детском саду и в школе. Затем дети по очереди берут картинки, на которых изображены игрушки и школьные принадлежности, и прикрепляют их под нужной картинкой, объясняя свой выбор.

Психолог: Молодцы, ребята! В школе будет очень много нового и интересного. А как вы думаете, будут ли в школе встречаться какие-то трудности?

Дети: Да!

Психолог: А что или кто помогут вам справиться с этими трудностями?

Дети: Сами справимся, мамы, учительница…

Психолог: Молодцы! А давайте посмотрим нет ли подсказки в нашем сундучке?

Психолог приглашает ребенка к сундучку, и тот достает картинку с изображением детей, помогающих друг другу.

Психолог: Не забывайте ребята, что в школе рядом с вами всегда будут ваши друзья, на которых тоже можно положиться.

5. Игра «Слепой и поводырь».

Цель: формирование у детей доверия к окружающему миру.

Психолог: Сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли помощников для своих друзей. Выходите сюда и разбейтесь на пары.

Дети разбиваются на пары, одному из пары завязывают глаза, а второй должен помочь другу пройти по дорожке с препятствиями.

Психолог: Молодцы! Справились с заданием, вы настоящие товарищи! Трудно было?

Дети: Нет, немного…

6. Разрезные картинки (Цветы).

Цель: развитие мышления, памяти, творческих способностей, навыков совместной работы.

Психолог: А теперь подойдите к сундучку и достаньте оттуда еще одно задание.

Ребенок подходит к сундучку, достает очередной конверт.

Психолог: Посмотрите, это цветы, но они бесцветные и разрезаны на две половинки. Соберите, пожалуйста, подходящие половинки и раскрасьте их так, чтобы цветы выглядели одинаково.

Звучит запись спокойной музыки. Каждый ребенок берет одну половинку цветка, ищет пару, затем дети садятся образовавшимися парами за столы и раскрашивают половинки цветов и склеивают их.

Психолог: Молодцы, ребята! Какие красивые цветы у вас получились!

7. Волшебный сундучок.

Цель: подведение итогов, рефлексия.

Психолог: Ну, что ж, ребята, наша встреча с вами подходит к концу. Давайте вернемся к нашему волшебному сундучку и вспомним, что интересного в нем было? Что мы сегодня делали? С чем справились? Что было трудным?

Обсуждение.

Психолог: Помните, ребята в начале нашего общения мы говорили о том, что в сундучок можно складывать и доставать от туда очень нужные вещи? А вы знаете, ребята, что такой сундучок есть внутри каждого из нас. И в этом сундучке хранятся наши знания, умения, таланты. И мы можем их от туда доставать или складывать. А сейчас подумайте и скажите, что нового сегодня вы узнали или чему-то научились, что вы можете положить в ваш сундучок?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

8. Ритуал прощания «Салют»

Психолог: А теперь давайте попрощаемся с вами: положите ваши руки на мои ладони и на счет 3 запустим салют из наших ладошек с криком: «Ура!».

Дети выходят из зала, проходя через сухой дождик.

Литература:

1. Афонькина ЮА., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. М. ,1995

2. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. -1980-№5

3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. МА Васильевой., М., 1990

4. Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7

5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998

6. Арцишевская И. Л. Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду

Публикации по теме:

Циклограмма работы педагога-психолога ДОУ «Детский сад №36» комбинированного видаЧелышевой Алёны Андреевны (Февраль 2013 День недели Время Содержание работы Пн 15.00-15.30 Подготовка.

Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну Толерантности»Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну Толерантности» Актуальность: В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности «Волшебный сундучок»
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 15:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....