Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности «Волшебный сундучок»

Татьяна Морозова
Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности «Волшебный сундучок»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 328

Центрального района г. Волгограда

«Волшебный сундучок»

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы

Автор-составитель:

Морозова Татьяна Сергеевна,

педагог-психолог

I квалификационной категории

Волгоград 2013

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Я. Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация, лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.

Цель занятия: Формирование у детей навыков общения и совместной деятельности.

Задачи: 1) Совершенствовать у детей внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

2) Развивать коммуникативные способности.

3) Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

4) Побуждать детей к совместной деятельности, к работе парами, микро группами.

Оборудование:

Сундучок;

4 стола, 8 стульев;

Сухой дождик;

Карточки с зашифрованными словами;

Картинки, изображающие детей в детском саду и в школе;

Картинки – предметы для школы и детского сада;

Магнитная доска;

Косынки для завязывания глаз;

Кегли, кубики, дорожка;

Разрезные картинки (цветы);

Клей – карандаш (по количеству детей);

Цветные карандаши;

Магнитофон;

Запись спокойной музыки.

Участники: дети подготовительной к школе группы (8человек).

Ход занятия:

1. Психологический настрой «Подари улыбку»

Цель: сплочение группы, снятие мышечного напряжения, создание доброжелательной атмосферы.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся. А теперь, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Вы готовы общаться? Тогда я предлагаю вам пройти через сухой дождик и занять свои места за столами.

(Дети проходят через сухой дождик и садятся за столы).

2. Волшебный сундучок.

Цель: настрой группы на совместную деятельность.

Психолог берет в руки сундучок: Ребята, скажите, пожалуйста, что у меня в руках?

Дети: Шкатулка, сундучок, коробочка…

Психолог: Молодцы! Многие из вас совершенно точно определили, что это сундучок. Как вы думаете, для чего он нужен?

Дети: Чтобы туда что-нибудь складывать, хранить что-нибудь дорогое…

Психолог: Молодцы! Вы все правы. И в нашем сундучке хранится очень много волшебных тайн. И эти тайны можно от туда доставать, или складывать и хранить. Хотите заглянуть туда?

Дети: Да!

3. Шифровка.

Цель: развитие мышления, внимания и речи; умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Психолог приглашает одного ребенка, открывает сундучок и просит достать оттуда конверт с заданием.

Психолог: как вы думаете, что это?

Дети: конверт, письмо, там наверное что-то лежит…

Психолог достает их конверта карточки с буквами и цифрами: Посмотрите, ребята, здесь зашифрованы какие-то слова. Сейчас мы с вами попробуем расшифровать их. Посмотрите, под каждой буквой у вас написана цифра. Вам нужно выложить буквы по ряду цифр, начиная с единицы, и тогда вы сможете прочитать слово. Но для начала вы разделитесь на 2 группы – мальчики и девочки.

Дети рассаживаются по микро группам, психолог дает задание каждой группе, дети собирают слова.

Психолог: Итак, какое слово получилось у мальчиков?

Мальчики: Ученик.

Психолог: А у девочек?

Девочки: Ученица.

Психолог: Молодцы, ребята, справились с заданием. А скажите мне, пожалуйста, кто же это такие УЧЕНИК и УЧЕНИЦА?

Дети: Это мальчик и девочка, которые учатся в школе.

Психолог: Молодцы! Очень скоро вы тоже станете учениками и ученицами. Когда это произойдет?

Дети: когда мы пойдем в школу.

Психолог: А зачем вам туда идти?

Дети: Чтобы учиться, чтобы быть умными, за знаниями…

4. Сортировка картинок (детский сад/школа).

Цель: развитие мышления, внимания, речи.

Психолог: Давайте сейчас поиграем с вами в игру и посмотрим, что вы возьмете с собой в школу, а что оставите в детском саду.

Психолог приглашает ребенка к сундучку, и тот достает конверт с картинками. Психолог прикрепляет к магнитной доске 2 картинки с изображением детей в детском саду и в школе. Затем дети по очереди берут картинки, на которых изображены игрушки и школьные принадлежности, и прикрепляют их под нужной картинкой, объясняя свой выбор.

Психолог: Молодцы, ребята! В школе будет очень много нового и интересного. А как вы думаете, будут ли в школе встречаться какие-то трудности?

Дети: Да!

Психолог: А что или кто помогут вам справиться с этими трудностями?

Дети: Сами справимся, мамы, учительница…

Психолог: Молодцы! А давайте посмотрим нет ли подсказки в нашем сундучке?

Психолог приглашает ребенка к сундучку, и тот достает картинку с изображением детей, помогающих друг другу.

Психолог: Не забывайте ребята, что в школе рядом с вами всегда будут ваши друзья, на которых тоже можно положиться.

5. Игра «Слепой и поводырь».

Цель: формирование у детей доверия к окружающему миру.

Психолог: Сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли помощников для своих друзей. Выходите сюда и разбейтесь на пары.

Дети разбиваются на пары, одному из пары завязывают глаза, а второй должен помочь другу пройти по дорожке с препятствиями.

Психолог: Молодцы! Справились с заданием, вы настоящие товарищи! Трудно было?

Дети: Нет, немного…

6. Разрезные картинки (Цветы).

Цель: развитие мышления, памяти, творческих способностей, навыков совместной работы.

Психолог: А теперь подойдите к сундучку и достаньте оттуда еще одно задание.

Ребенок подходит к сундучку, достает очередной конверт.

Психолог: Посмотрите, это цветы, но они бесцветные и разрезаны на две половинки. Соберите, пожалуйста, подходящие половинки и раскрасьте их так, чтобы цветы выглядели одинаково.

Звучит запись спокойной музыки. Каждый ребенок берет одну половинку цветка, ищет пару, затем дети садятся образовавшимися парами за столы и раскрашивают половинки цветов и склеивают их.

Психолог: Молодцы, ребята! Какие красивые цветы у вас получились!

7. Волшебный сундучок.

Цель: подведение итогов, рефлексия.

Психолог: Ну, что ж, ребята, наша встреча с вами подходит к концу. Давайте вернемся к нашему волшебному сундучку и вспомним, что интересного в нем было? Что мы сегодня делали? С чем справились? Что было трудным?

Обсуждение.

Психолог: Помните, ребята в начале нашего общения мы говорили о том, что в сундучок можно складывать и доставать от туда очень нужные вещи? А вы знаете, ребята, что такой сундучок есть внутри каждого из нас. И в этом сундучке хранятся наши знания, умения, таланты. И мы можем их от туда доставать или складывать. А сейчас подумайте и скажите, что нового сегодня вы узнали или чему-то научились, что вы можете положить в ваш сундучок?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

8. Ритуал прощания «Салют»

Психолог: А теперь давайте попрощаемся с вами: положите ваши руки на мои ладони и на счет 3 запустим салют из наших ладошек с криком: «Ура!».

Дети выходят из зала, проходя через сухой дождик.

Литература:

1. Афонькина ЮА., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. М. ,1995

2. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. -1980-№5

3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. МА Васильевой., М., 1990

4. Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7

5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998

6. Арцишевская И. Л. Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду

Публикации по теме:

Циклограмма работы педагога-психолога ДОУ «Детский сад №36» комбинированного видаЧелышевой Алёны Андреевны (Февраль 2013 День недели Время Содержание работы Пн 15.00-15.30 Подготовка.

Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну Толерантности»Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну Толерантности» Актуальность: В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Коррекционно-развивающее занятие по формированию навыков общения и совместной деятельности «Волшебный сундучок»
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 15:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....