Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Звук [У]»

Вероника Баранникова
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Звук [У]»

Тема занятия: Звук [У].

Цели:

1. Дать понятие о звуке как фонемной единице.

2. Научить простейшему звуковому анализу: познакомить с особенностями произношения гласного звука, учить четко произносить.

3. Дифференцировать понятия «слово», «слог», «звук».

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные конверты у детей с полосками бумаги для графического обозначения слов и слогов, кружки красного цвета для обозначения звука [у], сюжетная картинка «Хор».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня улыбнитесь тихо сядьте.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, давайте разомнем наш язычок и губки.

- Возьмём все зеркала и начнем (учитель проговаривает стих и выполняет последовательно упражнения, а дети повторяют за ним).

Толстые внуки приехали в гости – упр. «Толстячки»

С ними худые, лишь кожа да кости. – упр. «Худышки»

Толстые внучки приехали тоже, – упр. «Толстячки»

С ними худые, лишь кожа да кости. – упр. «Худышки»

Бабушка с дедом всем улыбнулись, - упр. «Улыбка»

Поцеловать они всех потянулись, - упр. «Трубочка»

Утром проснулись в улыбочку губы, - упр. «Улыбочка»

Чистили мы свои верхние зубы. – упр. «Чистим зубы снаружи»

Влево и вправо, внутри и снаружи, - «Чистим зубы внутри»

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сомкнем и рот прополощем,

И самоваром пыхтим часто что есть мочи. – упр. «Шарики», «Самовар»

Блюдца поставим – положат блины нам. – упр. «Лопаточка»

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. - упр. «Дуем на лопаточку»

Блинчик жуём. Завернём и надкусим – упр. «Кусаем язык»

Следующий блинчик с вареньем закусим – упр. «Вкусное варенье»

Чашки поставим, чтоб чаю налили, - упр. «Чашечка» На носик подули - мы чай остудили. – упр. «Фокус» Мы чаю попили - никто не обижен. Вкусный был завтрак мы губки оближем - упр. «Вкусное варенье».

3. Упражнения в звукоподражании

- Ребята, давайте представим, что мы оказались в лесу. Там живут разные животные, насекомые, растут растения. - В кронах деревьев играет весёлый ветерок и здоровается с нами «ш-ш-ш». Давайте так же поприветствуем ветерок. - Под кустом сидит ёжик и желает нам хорошего дня «ф-ф-ф». И мы тоже поздороваемся с ёжиком на его языке. - Давайте пройдем чуть дальше. Кто тут летает над цветком? Это же шмель! Мы с ним поздороваемся, ребята вот так «ж-ж-ж». Молодцы, а теперь посмотрите на картинки, произнесите звуки, которые издает ветерок, еж и шмель. (Звуки произносим хором и по одному, громко, тихо, протяжно)

- А теперь попробуйте угадать предмет по звуку.

(Учитель прячет за ширму: колокольчик и звонит им, стучит ложкой об стакан, режет ножницами картон). (Дети угадывают действия учителя).

- По звуку мы можем узнать разные предметы.

4. Знакомство со звуком «У»

а) выделение звука. Посмотрите, друг другу на уши. Для чего они нам нужны? (чтобы слышать) Какие бывают уши по размеру? (большие и маленькие)

Уши есть не только у людей, но и у животных. Какого животного вы знаете у которого большие уши? А у кого маленькие? (заяц, мышка)

- Обозначим слово «уши» графически. Деление слова на слоги

- Послушайте, я еще раз скажу слово УУУШИ.

С какого звука начинается это слово? (со звука «у»)

б) артикуляция звука.

- Правильно это звук «у» научимся правильно его произносить.

-Посмотрите это мой рот, я произнесу звук: у-у-у. Губы у меня находятся в трубочке, голос свободно проходит в полости рта. Этот звук можно петь.

- Произнесите сами звук «у», глядя в зеркало. (Во время того как дети произносят звук, учитель регулирует голос детей: громко, тихо, протяжно, произносят по одному, группами, все вместе).

- Молодцы! Итак, мы в слове выделили первый звук «у» и научились его произносить. Произнесите этот звук громко, с голосом. Воздух во рту не встречает преграды. Такие звуки в русском языке называются гласными.

Гласные звуки будем обозначать красными кружками. Вот такими. (учитель показывает).

- Достаньте из конверта кружок, которым мы будем обозначать гласный звук.

- какие звуки будем называть гласными? (произносятся с голосом, поются и воздух во рту не встречает преграды).

5. Закрепление изученного звука

а) определение звука в названиях картинок.

- Ребята, мы будем учиться узнавать звук в названиях картинок и определять его место в слове. (Улитка, удочка, утка, куст, усы, улица, жук)

- я буду показывать картинки, а вы их называйте и определяйте, есть ли звук «у» в их названиях и где он находится.

- Послушайте, как вы должны отвечать: «В слове «улитка» есть звук «у» и находится в начале слова».

Аналогичным образом проводится работа с другими предметными картинками, одновременно составляется графическая запись

б) узнавание звука по артикуляции.

- А теперь посмотрите на этих ребят. Они поют в хоре. Их учитель сказал петь звук «у». Посмотрите внимательно, кто из них поет не тот звук, какой это звук? А кто поет звук «у»? (на картинку изображены трое детей которые произносят звуки [а],[у],[о].)

- Почему вы думаете, что этот ученик произносит звук «у»? (у него губы трубочкой).

6. Итог занятия:

- Молодцы вы все справились с заданием!

- Какой звук мы сегодня с вами учились выделять? Каким кружком мы обозначаем его на схеме? Почему этот звук гласный? Произнесем его вместе.

Публикации по теме:

«Автоматизация звука [л]» Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Звук [У]»
Опубликовано: 22 октября 2012 в 04:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Мастер-класс в смешанной технике «Ягода — клубника» детей средней группы.
Воспитатель: Лето - прекрасная пора, столько всего вкусного созревает в огородах, на дачах. Это и овощи, и фрукты, и ягоды. А вы знаете, какая ягода...
День рождения с Карлсоном. Сценарий летнего развлечения.
День рождение с Карлсоном. Дети под музыку «Друзья» выходят на площадку. Ведущий: Ребята, мы собрались сегодня неспроста, потому что… Сегодня!...
Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за...
Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В этом учебном году...
Митинг, посвященный Дню памяти и скорби.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны Начало лета. Жизнь вокруг кипит, Жива любовь, зарубцевались раны, Но этот день июня не забыт. 22 июня -одна из самых...