Коррекционно-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР

ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Коррекционно-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР

Коррекционно-развивающие игры на формирование элементарных

математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития.

Игра: «Чего не стало?»

Цель: Развитие внимания, памяти, речи.

На столе под салфеткой несколько предметов.

Воспитатель поднимает салфетку и просит назвать, что было под салфеткой. Затем предметы вновь накрываются салфеткой, и незаметно убирается один предмет. Когда салфетку поднимают во второй раз, дети должны определить, чего не хватает. Так можно убирать по одному предмету несколько раз.

Игра: «Магазин овощи – фрукты»

Цель: Развитие счетных умений, закрепление знания цифр, объединение предметов в совокупности и разбиение совокупности на части.

Дети за столом. У каждого набор геометрических фигур и карточка с двумя полосками.

На фланелеграфе – груша, яблоко, помидор, огурец, апельсин, морковка, лимон.

Вот мы и вернулись из путешествия, надо сходить в магазин за продуктами. В какой магазин попали? Что в нем продается? Какой здесь беспорядок! Давайте овощи, расположим справа, а фрукты – слева (делают дети на фланелеграфе).

Сколько фруктов? Сколько овощей? (рядом ставятся цифры, которые дети выбирают из цифр 1 – 4, лежащих около фланелеграфа). Положите на полку столько кругов, сколько в магазине фруктов, а на нижнюю – столько квадратов, сколько там овощей.

Сколько кругов ты положил? Сколько квадратов? Почему? Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну? (2 варианта)

Игра: «Геометрическое лото»

Цель: Развитие мыслительных операций, речи, вариативности мышления.

У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов, двух размеров и двух форм, например:

Коррекционно-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР

Воспитатель рассказывает:

- Жили – были фигуры, вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами!».

Как разделить фигуры:

а) по цвету;

б) по размеру;

в) по форме?

Обычно деление по цвету не вызывает у детей затруднения, более сложное задание – деление по размеру, и самое трудное – по форме. В случае необходимости воспитатель помогает детям выполнить задание с помощью наводящих вопросов. Дети раздвигают фигуры на столах в разные стороны.

а) б) в)

Игра: «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие мыслительных операций, речи.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе всевозможные треугольники разного цвета. Два треугольника должны быть совершенно одинаковыми и еще один такого же цвета.

Игру можно повторить с кругами и другими фигурами.

Игра: «День – ночь»

Цель: Закрепление счетных умений и знание цифр, развитие внимания и памяти.

Дети садятся за столы. На фланелеграфе размещены несколько групп предметов. Дети их пересчитывают и подбирают подходящие цифры. Затем дети закрывают глаза – «ночь», а воспитатель нарушает соответствие между количеством и цифрой (например, меняет цифру местами или убирает из какой – либо группы предмет, оставляя цифру без изменений и т. д.).

Дети открывают глаза – «день». Заметив ошибку, они должны исправить её двумя способами: или изменить количество предметов, чтобы оно соответствовало цифрам, или изменить цифру.

Игра повторяется несколько раз.

Игра: «Пятый лишний»

Цель: Формирование пространственных отношений «внутри» и «снаружи».

Воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 карточек. На четырех нарисованы клетки, в которых сидит по одной птице, а одна клетка пустая, птица сидит на ней. Дети должны найти лишний рисунок и объяснить, почему он лишний (на всех картинках птицы внутри клеток, а на одной – снаружи).

Можно спросить детей, что находиться внутри комнаты, а что снаружи, что находится внутри домика, а что – снаружи и т. д.

Игра: «На что похоже»?

Цель: Развивать фантазию, творческие способности, учить распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.

На столах у детей листки с изображением овала. Воспитатель, предлагает спрятать его в какой – нибудь предмет – дорисовать картинку. После выполнения задания работы детей обсуждаются.

Игра: «Что изменилось»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти.

Воспитатель ставит на стол домик и на разном расстоянии от него лису и кота.

- Кто ближе к домику? Кто дальше?

Затем дети закрывают глаза, воспитатель переставляет игрушки. Дети должны рассказать о том, что изменилось.

Игра повторяется несколько раз.

Игра: «Молчанка»

Цель: Закрепление навыков счета, знание цифр.

Дети садятся за столы. Перед ними на тарелках крупная фасоль, рядом – набор цифр.

У воспитателя на столе ширма. Он за ширмой ударяет несколько раз в бубен. Дети должны отсчитать и положить перед собой столько фасоли, сколько было ударов. Затем молча, они находят нужную цифру и показывают ее воспитателю. Брать фасолины можно только после того, как воспитатель покажет пустые руки.

Игра: «Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, память, закреплять счетные умения и умение соотносить цифру с количеством.

На столе выставлены группы игрушек. Около каждой - цифра, показывающая, сколько игрушек в группе. Дети вместе с воспитателем проверяют, правильно ли расставлены цифры (пересчитывают количество игрушек в каждой группе и смотрят, соответствует ли цифра количеству).

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель выставляет еще одну группу игрушек или, наоборот, убирает одну группу. Открыв глаза, дети должны объяснить, что изменилось (убрали трех уточек, поставили две пирамидки и т. д.).

Воспитатель может поставить игрушки без цифры или цифру без игрушек. Дети должны восстановить порядок: подобрать соответствующую цифру или поставить нужное количество игрушек.

Игра: «Загадки»

Цель: Закрепление знания цифр, умение соотносить цифру с количеством, развитие внимания, интереса к предмету.

Перед каждым ребенком на столе набор цифр от 1 до 9. Воспитатель загадывает загадки про цифры, дети отгадывают, показывают цифру воспитателю и переворачивают ее лицом вниз.

- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Машеньке и медведях (три).

- Переверните цифру, которая показывает. Сколько раз я хлопнула в ладоши (пять).

- Переверните цифру, которая показывает, сколько предметов на этой картинке (шесть).

- Переверните цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке и т. д.

Сверяют последнюю оставшуюся цифру, проверяя правильность выполнения задания.

Игра: «Право – лево»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

1)Дети садятся за столы по одному. Воспитатель читает стихотворение.

Стоял ученик на развилке дорог,

Где право, где лево – понять он не мог:

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал,

«Победа» - раздался ликующий крик,

Где право, где лево узнал ученик.

(В. Берестов)

Воспитатель просит детей поднять правую руку, левую руку, закрыть рукой левый глаз, правый глаз, подергать правое ухо, левое ухо и т. д.

2) На столах у детей известные им геометрические фигуры двух размеров и четырех цветов. Воспитатель дает детям задания:

а) Возьмите в правую руку большой красный О, в левую руку маленький синий. Положите перед собой маленький желтый О, справа от него – большой синий круг, слева – маленький красный.

б) Справа от меня встанет тот, у кого в левой руке маленький синий, позади меня встанет тот, у кого в правой руке большой желтый О и т. д.

Игра: «Садовник»

Цель: Развитие пространственных представлений, речи внимания, закрепления счетных умений.

Воспитатель предлагает детям вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. «Клумбой служит лист зеленой бумаги прямоугольной или квадратной формы», а «цветами» - геометрические фигуры разного цвета и разной формы.

- Какой формы твоя клумба?

- Сколько у нее углов?

- Покажи верхние углы (нижние).

- Покажи углы, которые справа (слева).

- Сколько их? – а теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.

- Начинаем сажать цветы: посадите в верхний левый угол – 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.

- Какой угол остался свободным? Посадите туда какой хотите цветок.

- А теперь соберем цветы с клумбы. Срывайте и рассказывайте, сколько каких цветов и откуда вы сорвали. (Например, я сорвал 2 красных цветка из левого нижнего угла и т. д.)

Игра: «Калейдоскоп»

Цель: Закрепить знания геометрических фигур, ориентировку в пространстве.

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу. У каждого в руках карточка с изображением геометрической фигуры определенного цвета. Карточки не повторяются.

Одно место свободно. Входящий говорит «Место справа (слева) от меня свободно. Я хочу, чтобы его занял зеленый треугольник (красный круг и т. д.) тот рядом с кем место освободилось, становится водящим. Игра продолжается.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Лето
  • Зима
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 14:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...