Получи документы

Коррекционное занятие в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Насекомые»

Екатерина Котова
Коррекционное занятие в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Насекомые»

Коррекционное занятие в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

ОО «Речевое развитие».

Лексическая тема : «Насекомые».

«На лесной полянке».

Педагогические технологии, используемые в процессе коррекционной работы : здоровьесберегающие, технология развивающего обучения, технология разноуровневого обучения, технология ИКТ, игровая технология.

Публикация «Коррекционное занятие в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме „Насекомые“» размещена в разделах

Цель занятия : Развитие лексико-грамматического строя речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательная :

- обобщить и расширить знания о насекомых :

— упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

— учить употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Коррекционно-развивающая :

- развитие диалогической речи;

- развитие ротового и речевого дыхания;

- развитие артикуляционной моторики;

- совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений;

- профилактика дисграфии:

- развитие звукового, слогового анализа и синтеза:

- анализ и синтез предложения;

- развитие пространственного ориентирования на плоскости;

- развитие слухового внимания, логического мышления:

-различение неречевых звуков:

Коррекционно-воспитательная :

— воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, ноутбук, демонстрационный экран, проектор, магнитная доска, коврограф, карточка, с буквами (написанными правильно и не правильно, пластмассовые тарелочки, трубочки для коктейля (на каждого ребёнка, манка, карточки –слоги слова паук (с другой стороны картинка паук, карточки – слова предложения, презентация к занятию.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, но не садятся на свои места.

Игра «Назови одним словом». Бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. (Насекомые.)

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята, я вас приглашаю отправиться в путешествие. (Ответы детей)

Мы отправляемся в лес вернее, на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.

Поедем мы на автобусе. Но вот беда автобус надо подготовить к поездке!

3 Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики

Алёна — нальёт бензин с –с-с-с-с

Дима - накачает шины ш-ш-ш-ш-

Ульяна - заведёт мотор р-р-р-р-р-р.

Вот всё готово. Садитесь на стульчики.

Но, чтобы поехать нужно получить билеты у кондуктора. Для этого нужно ответить на вопросы, которые лежат в волшебном мешочке.

(Дети достают билетики из «чудесного мешочка», логопед читает вопросы, дети отвечают и получают билетик).

4. Развитие диалогической речи.

Вопросы:

1. Сколько ног у насекомых?

У насекомых шесть ног.

2. Чем покрыто тело насекомых?

Тело насекомых покрыто твердой оболочкой.

3. Из скольких частей состоит тело?

Тело насекомых состоит из трё х частей: голова, грудь и брюшко.

(показать на кортике части)

4. Как передвигаются насекомые?

Насекомые могут ползать, прыгать летать. Обычно у них две пары крыльев.

5. Как спасает насекомых яркая окраска?

Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.

6. Как называется домик муравья?

Картинки: дупла будка муравейник)

7. У какого насекомого одна пара крыльев?

Одна пара крыльев только у мух.

8. Послушай, внимательно и скажи, кто лишний?

Бабочка, паук, стрекоза, муравей.

Все получили билеты, и в путь.

(Слайд 2) Автобус (2 щелчка).

(слайд 3).

Логопед: А вот и лесная полянка. А вы знаете, что наша полянка не простая, а волшебная. Сейчас появится героиня одной сказки. Но что-то её не видно!

Давайте попробуем отгадать, кто же это?

(СЛАЙД 4)

Посмотрите на экран, здесь спрятано имя нашей гостьи.

5 Развитие звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии.

- Посмотрите и скажите:

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Почему вы так решили?

- Узнайте последний гласный по артикуляции (А).

- Зачеркните на карточке все неправильно написанные буквы, и вы отгадаете следующий гласный (У).

- Давайте отгадаем первый согласный звук.

При произнесении этого звука

— губки сомкнуты без напряжения раскрываются от воздуха, который проходит через них;

— воздух выходит через нос;

Звук М.

Логопед А что вы ещё можете рассказать про этот звук?

Д: Звук М – звонкий.

Может кто-то догадался, какое слово спрятано?

Давайте прочитаем, что получилось.

Дети читают появляется картинка (щелчок).

Логопед: Кто появился?

Д: Муха -Цокотуха.

Логопед: К Мухе –Цокотухе на лесную полянку пришли гости.

6. Развитие силы ротового дыхания.

На столах на тарелках лежат картинки, покрытые манкой.

Логопед: Давайте узнаем, кто к ней пришёл! Возьмите трубочки для коктейля, сделайте губы трубочкой, глубоко вдохните носиком, и медленно выдыхайте воздух через трубочку на картинку и появятся гости Мухи –Цокотухи.

(губы трубочкой, щёки не надуваются).

Дети называют насекомых на своих картинках и прикрепляют их на доску.

У меня стрекоза и т. д.

Так кто же пришёл в гости к мухе?

назовите общим словом

насекомые.

7. Развитие слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка с чтения слов. Профилактика дисграфии.

Логопед: Посмотрите на доску давайте прочитаем, что здесь написано?

УК ПА

Дети читают слоги.

Логопед: Ребята, у нас получились слово?

Дети: Нет.

Логопед: Что нужно сделать, чтобы получилось слово?

Дети: Переставить слоги местами. (выполняют без зрительного контроля).

Логопед: Прочитайте, что получилось?

ПАУК

Логопед: Давайте перевернём картинку и проверим.

(На обороте картинки со слогами нарисован паук).

9. Развитие пространственного ориентирования на плоскости

(слайд 5)

Логопед: К Мухе пришли гости назовите кто из гостей, где находится?

Назовите, кто сидит в середине цветка? (Пчела)

В левом верхнем углу? (божья коровка).

В правом верхнем? (бабочка).

В левом нижнем? (стрекоза)

В правом нижнем? (кузнечик).

(слайд 6).

Но насекомые испугались паука и убежали кто куда.

Давайте мы свами вспомним, кто где сидел?

9. Развитие тонкой моторики

(слайд 7).

Логопед: Пчела хотела угостить муху сладким нектаром, но не успела.

Давайте поможем пчеле собрать нектар.

(ИГРА БИРЮЛЬКИ).

Логопед: Не торопитесь, старайтесь аккуратно собирать, чтобе не потерять нектар.

(На нарисованном цветке высыпаны бирюльки, дети по очереди берут «нектар» и складывают в соты).

10. Развитие слухового внимания, различение неречевых звуков, логического мышления.

Логопед: А следующий герой сказки появится, если вы внимательно послушаете и скажите кто издаёт такой звук?

(слайд 8, щелчок, щелчок).

Логопед: (слайд 9 щелчок - Муха пропадает)

Ой смотрите! Паук утащил нашу Муху –Цокотуху!

Давайте поможем комару быстрее освободить муху, и для этого нужно выполнить задания.

11. Игра «Угадай, кто, что делает?».

Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью картинного материала, выставленного на картографе:

муха, бабочка, комар, пчела, гусеница, кузнечик, шмель, жук.

Порхает (кто) — бабочка

Жужжит (кто) - муха

Звенит (кто) - комар

Собирает мед (кто)- пчела

Жалит - шмель

Ползает - жук

Прыгает- кузнечик

Заворачивается в кокон - гусеница

12. Игра «Один — много».

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.

Образование существительных в форме множественного числа.

Муха, а много. (Мух.)

Бабочка, а много. (Бабочек.)

Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

(СЛАЙД 10 щелчок).

13. Физкультминутка.

(Выполнение движений по тексту стихотворения).

Я шагаю по полянке —

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка — добрый гномик —

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом —

Муравьи хлопочут в нем.

Е. Серова спросить у Лены

Логопед. Вы молодцы со всеми заданиями справились. Муха –Цокотуха свободна комар победил паука.

Но вот где же муха? Давайте прочитаем слова и составим предложение. И узнаем, где Муха.

14. Анализ и синтез предложения. Совершенствование навыка чтения.

Профилактика дисграфии.

Логопед: Ребята возьмите по одной карточке, прочитайте, что на них написано.

(Дети читают и выставляют на доску).

Логопед ещё раз читает слова.

Ребята, скажите у нас получилось предложение?

Дети: Нет.

Логопед: Почему?

Дети: Слова не дружат.

Логопед: Давайте подружим слова и составим предложение.

Какое слово будет первым?

Дети: Муха.

Логопед: Почему?

Дети: Это слово написано с заглавной буквы.

Логопед: Теперь получилось

Дети составляют предложение. В конце точка.

Логопед: Теперь слова дружат, предложение получилось.

Муха у сосны.

(на слайде 9 появляется Муха -Цокотуха).

Мы с вами помогли комару победить паука и освободить Муху –Цокотуху.

(слайд 10).

Посмотрите на нашу полянку, видите сколько на ней насекомых!

Ребята и помните о том, что в природе все насекомые нужны, не нужно ловить бабочек, кузнечиков, жуков.

Нужно беречь любить природу.

Нам пора возвращается обратно в детский сад.

Закройте глазки и послушайте звуки лесной полянки.

Релаксационная пауза.

Внимательно слушайте мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Волшебный сон закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание. Наступает волшебный сон.

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем. (Два раза.)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Наши руки отдыхают.

Отдыхают. засыпают. (Два раза.)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется. (Два раза.)

Дышится легко. ровно. глубоко.

Длительная пауза.

Дети выводятся из волшебного сна:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

(Громче, быстрее, энергичнее:)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

5. Итог занятия.

Логопед: Вот и детский сад.

Куда мы сегодня совершили путешествие?

Кого мы встретили на полянке?

Как мы их назовём одним словом?

Публикации по теме:

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционное занятие в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Насекомые»
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 18:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД