Получи документы

Коррекционная работа по морально-нравственному развитию дошкольников

Римма Мамедгулиева
Коррекционная работа по морально-нравственному развитию дошкольников

Тема: «Морально нравственное развитие дошкольников.

Цель коррекционной программы : развитие внимания ребенка к другому и его различным проявлениям детей дошкольного возраста.

Задачи коррекционной программы :

1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.

2. Формировать концентрацию внимания.

3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

Публикация «Коррекционная работа по морально-нравственному развитию дошкольников» размещена в разделах

Форма организации: выявить трех детей с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам и включить их в группу из 3-4 благополучных детей и провести с ними коррекционную работу.

Этапы проведения коррекционной работы :

1. Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

2. Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры.

3. Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Воспитание нравственных чувств должно базироваться на следующих принципах:

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному (экспрессивно-мимическому или жестовому) общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Главная цель воспитания толерантности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям.

Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Программа состоит из 7 специально подготовленных этапов, каждое из которых состоит из 3 частей:

1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

2. Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей дошкольного возраста.

3. Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.

Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Мы исходили из того, что хотя к середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования было снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности отказ от оценок, от совместной предметной деятельности и игрушек на первых этапах работы. Главным методом коррекционной программы были игры, в которых дети могли пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии.

Работа была проведена в средней группе возраст от 4 до 5 лет. Работая в данной группе, дети себя проявляли по-разному. Настроение прибывало у всех разное. В основном группу можно охарактеризовать дружелюбной, но есть дети с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверственикам.

Было выявлено трое детей с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам, включили их в группу из 3-4 благополучных детей и проведена была коррекционная работа, основанная на принципах и методами. В формирующем эксперименте принимали участие 6 дошкольников, которые были поделены на 2 группы: благополучные и трое детей с проблемами в нравственном развитии (экспериментальную).

В экспериментальную группу вошли 3 человека демонстративные, обидчивые и агрессивные дети. В двух этапах работы с такими детьми были затруднения, так как не все играли, трудно было их привлечь к игре. Двое детей со временем стали активно играть, а с одним ребенком было трудно. Играл с не охотой, поведение было агрессивным. Поэтому некоторое время его мы не трогали, вели беседы с ним, привлекали к другим играм. В ходе беседы выяснилось, что он думает с ним никто не хочет играть и не дружит, но после того как все дети подошли и сказали мы с тобой хотим играть пойдем, поиграем, настроение у ребенка изменилось и его привлекли к играм. В конце работы, которая была проведена в благополучной группе существенных изменений в поведении детей не произошло, то в экспериментальной число случаев просоциального поведения (помощи, уступок, подарков и пр.) увеличилось в 2 раза. Дети, прошедшие коррекционную работу, оказались значительно более способными не только к толерантному отношению к другому, но и к реальной, действенной помощи.

После проведенной коррекционной работы климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые, застенчивые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

Проведенная коррекционная программа оказала позитивное влияние не только на отношения детей, но и на их самоощущение и характер поведения в группе сверстников. Эти результаты свидетельствуют о том, что данная коррекционная программа может быть использована в практике воспитания детей.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Автор публикации:
Коррекционная работа по морально-нравственному развитию дошкольников
Опубликовано: 17 мая 2013 в 21:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД