МААМ-картинки

Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги

Карина Пчелинцева
Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги

Пояснительная записка:

Корригирующая гимнастика - одна из разновидностей лечебной гимнастики, которая проводится для предупреждения и исправления дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др.

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.

Публикация «Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги» размещена в разделах

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста, как в семье, так и в детском дошкольном учреждении.

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет проведение корригирующей гимнастики с элементами детской йоги, улучшающей физическое развитие, а также воспитывающей у ребенка правильное положение тела и обеспечивающего частичную разгрузку позвоночника.

Корригирующая гимнастика с элементами детской йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике детской йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Детская йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие детской йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Большинство упражнений в детской йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Детская йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Работа по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия с элементами детской йоги включает в себя : диагностику состояния спины, стоп, гибкости, равновесия, выносливости и силы мышц рук у детей от 3 до 7 лет, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания.

Цели программы.

1. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

2. Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела.

3. Формировать потребность в ЗОЖ.

Задачи программы:

1. Диагностика ранних нарушений опорно-двигательного аппарата.

2. Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка

3. правильной осанки и правильного положения стоп.

4. Совершенствование психических процессов.

5. Познание своего характера, укрепление воли.

6. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

7. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

8. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

9. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

10. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Содержание программы:

На занятиях корригирующей гимнастикой используются следующие методы и приё мы:

- Объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, дыхательная гимнастика, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.

Принципы построения занятий:

1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).

6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические

упражнения чередуют с отдыхом и игрой.

Требования к условиям проведения занятий.

1. Место

Для занятий необходима ровная, твёрдая поверхность, например, пол, застеленный ковром. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

2. Одежда

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

3. Время

Занятие по корригирующей гимнастике проводится 2 раза в неделю, длительностью 20 - 30 минут.

Состоит оно из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей:

Структура занятий.

Основу занятий составляют комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (составляет 15-20% времени) : Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе расположение. Разогреть суставы.

В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.

Основная часть (по времени занимает 65-70%) : Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть (занимает 10-20% времени) : Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в корригирующей гимнастики с элементами детской йоги – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.

На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, дыхательная и ритмическая гимнастики. Занятие проводится под четким руководством инструктора.

Методика проведения занятий.

Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз, нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.

Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки : это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т. д.

Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Поэтому в этой гимнастике необходим самый главный элемент детской йоги – поза расслабления, которая считается в йоге одним из самых полезных. Детская йога гласит : «Освободи мускул, сила – в покое».

Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

Этапы выполнения занятий.

I этап. Отдых перед вхождением в позу.

Не начинать выполнять упражнения, если напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.

Рассмотреть изображение позы. Представить себя в этой позе. Показ инструктором позы.

III этап. Вхождение в позу.

Позу выполнить медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы.

Удерживать положение тела в позе определённое время. Сначала удерживать позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.

При удерживании позы настроить детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.

V этап. Выход из позы.

Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы.

Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.

Рекомендации педагогам и родителям:

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания я осуществляю на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и корригирующей направленности я использую различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки, буклеты и т. п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

В конце каждого триместра родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.

Кроме того, воспитателям рекомендуется на своих занятиях во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и стоп в положении сидя за столом и стоя.

При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции нарушений осанки и плоскостопия, т. к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка. Заключение:

Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику нарушений осанки и плоскостопия с элементами детской йоги у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.

Применение йоговских и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность коррекции большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия. Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности позвоночника и тела ребёнка в целом.

Методическое обеспечение:

1. Белов В. И. «Йога для всех» М. «КСП» 1997.

2. Велитченко В. К. «Физкультура для ослабленных детей», 1987. Потапчук А. А., М. Д. Дидур «Осанка и физическое развитие детей», СПб. : Речь, 2001.

3. Деметер Р. «Бегай, ползай, прыгай», 1972.

4. Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура», Справочник, 1987

5. Заинкина В. «Йога в кармане: Детская практика» М. : Альпина нонфикшн, 2012

6. Зайцев Г. К., К. Г. Зайцев «Твоё здоровье», 1997.

7. Ильинская О., Казак О. «Детская йога» М., Эксмо, 2011.

8. Латохина Л. И. «Хатха-йога для детей» М., Просвещени, 1993.

9. Латохина Л. И. «Творим здоровье души и тела» СПб,1997.

10. Моргунова О. Н. «Практическое пособие для воспитателей, инструкторов по физической культуре, специалистов, занимающихся коррекцией осанки в ДОУ», Воронеж, 2013.

11. Осипова В. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений с элементами йоги для детей средней ортопедической группы «Дерево» Цель: развитие вестибулярного аппарата, формирование умения сохранять равновесие мышц ног, укрепление мышц плечевого пояса. Время.

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии: И. П – сидя на стульчике, 1 - Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;.

Конспект занятия «Профилактики нарушений осанки и плоскостопия» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ" Инструктор по Физической культуре: ЧДОУ "Детский сад Колибри" Крючкова Юлия.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей» Мастер - класс для родителей: «Корригирующая гимнастика для малышей» (оздоровление детей дошкольного возраста через корригирующие упражнения).

Мастер-класс для родителей: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия для детей». Фотоотчет.Мастер-класс для родителей: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия для детей». Фотоотчет. Сегодня в нашем детском саду мною был проведен мастер –класс для родителей детей старшей-подготовительной группы. При этом родители выступили.

НОД по физической деятельности для детей с нарушением осанки и плоскостопия во второй младшей группе Интеграция образовательных областей:" Физическая". Задачи:" Физическая"-Учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 1) I. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы: Сегодня жизнь ставит перед нами много новых.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 2) V. Режим и формы занятий Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Длительность каждого занятия – 20-25 мин. Занятия проводятся в игровой.

Спортивное развлечение по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей «Пиратские приключения» Спортивное развлечение по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей старшего дошкольного возраста «ПИРАТСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги
Опубликовано: 18 января 2017 в 21:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД