Получи документы

Урок изучения нового материала по МХК в 11 классе «Космизм в творчестве К. С. Петрова-Водкина»

Татьяна Савина
Урок изучения нового материала по МХК в 11 классе «Космизм в творчестве К. С. Петрова-Водкина»

Цель урока : формирование мировоззрения учащихся.

Задачи: -знакомство с творчеством русского художника К. С. Петрова-Водкина;

-воспитание нравственности, духовности.

Форма урока : художественная гостиная, урок-портрет.

Новые понятия:

Тропарь – церковный гимн.

Логос (греч.) –мировой разум.

Хаос (греч.) –полный беспорядок.

Апокалипсис (греч.) –часть Библии, содержащая мистические пророчества «о конце света».

Три способа познания мира:

-рациональный (логический);

-чувственный;

Публикация «Урок изучения нового материала по МХК в 11 классе „Космизм в творчестве К, С, Петрова-Водкина“» размещена в разделах

-иррациональный (основанный на интуиции).

Волюнтаризм (лат.) –направление в философии объявляющее волю высшим принципом бытия.

Иллюстративные ряды.

-зрительный:

древнерусская иконопись (фоторепродукции);

Андрей Рублев «Троица»;

Петров-Водкин «Купание красного коня», «Петроградская мадонна»;

ретроспектива живописи России начала 20 века;

-музыкальный:

С. Рахманинов «Мелодия», «Прелюдия соль-минор»;

Свиридов «Любовь святая», музыка к драме «Царь Федор»;

П. И. Чайковский Литургия «Милость мира»;

-литературный:

Ненароков «С веком наравне»;

А. Блок «Жизнь без начала и конца…»

Эпиграф урока : Мудрость разумного – знание пути своего…

Ветхий Завет.

Книга Притчей Соломоновых.

Ход урока

Слушание: С. Рахманинов «Мелодия» (2 мин.)

Вступительное слово учителя: - Добрый день! Мы приветствуем всех, кто пришел в нашу художественную гостиную. Сегодня речь пойдет о космизме в творчестве русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Хочу начать с нескольких высказываний русских деятелей культуры об одном и том же времени, начале 20 века.

Иван Бунин, характеризуя это время, назвал его «Вальпургиевой ночью, шабашем…». Бунину вторил Александр Бенуа, назвав состояние искусства «базаром художественной суеты» : все бросились от индивидуализма к запоздалому упрощенству; от непротивления к бунту, чтобы только все стало не таким, каким оно было. «…одни рекомендовали все сводить к геометрическим формам, другие ставили в образцы детские рисунки, вывески и лубки, третьи старались изо всех сил быть только яркими, четвертые делали только кляксы, судорожно размазывая их по холсту, и сами верили в то, что гениально импровизируют». Шла погоня за «большей новизной» как таковой.

Микродискуссия

-Так о каком историческом отрезке времени и художественном направлении идет речь?

-Давайте вспомним и расшифруем Аристотелев мимезис.

-Модернизм – художественная система, в основе которой отказ от мимезиса, так ли это?

-Чьи взгляды, настроения, вкусы отразило это художественное течение?

-Что такое авангардизм?

-Какие авангардистские течения вы знаете?

Учитель: - Итак, обобщая все вышесказанное, мы можем заявить, что русское изобразительное искусство начала 20 века являло собой по образному выражению Александра Бенуа – «базар художественной суеты».

Завязка

Учитель: - Тема встречи названа.

Проблема, над которой будем сегодня работать, звучит так: -Можно ли назвать творчество Петрова-Водкина художественным возрождением России начала 20 века (на всеобщем фоне «базара художественной суеты» в ИЗО России?

Но прежде позвольте художественное отступление о духовных началах культуры.

В основе конкретной культуры – конкретная модель мира. Модель мира – это представление об основном мировом событии как моменте бытия. Культура возникает, когда это событие соизмеряется с другим событием – событием Человека. Человек – особое космическое событие. Он причастен к событийной целостности мира через сотворение своего собственного мира культуры.

Три великих события мира – событие космоса, событие социума и событие личности – могут существовать только в целостности.

Именно античность создала этот способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе. Благодаря этому способу отношения человека к миру, античность понимается как синоним классического образца культуры, гармонической модели мира. Античность стала «золотым веком», где имели место быть гармония мифа и Логоса, человека и природы, где космизм мыслился как живая связь человека и космоса.

Слушание: С. Рахманинов «Прелюдия соль – минор» (4 мин.)

Учитель (на фоне музыки) : - Русская революция 1917 года.

Глобальным по своим последствиям после этой революции было разрушение монархической системы. Монархия представляла собой ту смыслообразующую основу, то событие, которое в русском сознании находилось между событием Человека и событием Космоса, Бога. Монархия в народном сознании была слита с православной верой, с законностью и системой права, с национальной идеей. После разрушения монархии легко и естественно была разрушена старая государственность и ее правовая система: система собственности, религиозность (православие, общепринятые нормы морали и общественные устои.

Одним из первых декретов Советской власти был декрет об отделении церкви от государства. Религия, хотя и не оказалась «вне закона», но активно изгонялась из всех сфер жизни. Церковь не имела возможности оказывать влияние на государственную политику. Ослабело ее влияние на формирование нравственности народа.

Огромная Россия была ввергнута в Хаос. Великая триада «дух – душа – тело» трагически рассыпалась. Метафора «Человек – образ Божий», служившая своеобразным культурным знаком стремления человека к целостности, превратилась в фарс.

Главная идея Христианства – спасение души после смерти, с одной стороны, и труд как ценность – с другой, оказались отделенными друг от друга после революции.

Символом культуры России стал безбожный человек. Революция всех застала врасплох: и тех, кто ее ждал, и тех, кто ее боялся. Революция не была концом русской истории, но ее, полной трагедийности, новой страницей (музыка стихает).

И в это сложное время Кузьме Петрову – Водкину был доступен космический, естественно- надрационалистический взгляд из «русской культурной Вселенной» на деструктивные процессы собственной истории.

Ученик: - «Русская культурная Вселенная» вырастала в его душе с раннего детства. Петров – Водкин вышел как самородок из крестьянско-мещанской среды Саратовской губернии.

Мальчик рос в дружной семье, окруженный вниманием и любовью. С матерью Анной Пантелеевной его связывала особая душевная близость. От этой простой женщины будущий художник впитал особое, свойственное только ему ощущение живой Вселенной.

Мать тонко чувствовала пейзаж, растения и, в особенности, животных. Космос был для нее единым целым, с огромным бьющимся человеческим сердцем внутри него, и здесь у нее был какой-то особый подход, уничтожающий грани между жизнями.

Именно эти материнские зерна проросли у художника в диковинного Красного коня, в космическое понимание Земли и Человека, в редкое умение никогда не кривить душой.

Ученик: - Расставаясь с детством, он вспоминал:

…здесь, на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал…Я видел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем, шара полого, с обратной вогнутостью, - я очутился как бы в чаше небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что Земля оказалась не горизонтальной, и Волга держалась, не разливаясь, на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене.

Тогда я, конечно, не учел величины открытия, только испытал большую радость и успокоенность за мою судьбу перед огромностью развернувшегося передо мной мира. Я ощутил себя в центре мироздания, в центре планеты.

Слушание: П. И. Чайковский Литургия «Милость мира» (4 мин.)

Ученица (на фоне музыки) : - Открытием в жизни Петрова-Водкина стала древнерусская иконопись.

Вот икона Святого Георгия Победоносца, или, как на Руси его называли, Егория, копьем поражающего змея. Вот он – борец за правое дело, за победу света над мраком, витязь, сидящий на коне. Он юн и прекрасен. Огненно-яркий плащ, отброшенный ветром, еще ярче выявляет белизну коня, золото доспехов героя и сизого, извивающегося под конем дракона, с вонзенным в пасть копьем.

Ученик (на фоне музыки) : -А вот икона Смоленской Божией Матери.

Как поется в церковном тропаре Смоленской иконе Божией Матери :

«К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смирении, и припадем в покаянии зовущее из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердвовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати твоя раби тщи: тя бо и едину надежду имамы».

Ученица (на фоне музыки) : - А здесь мир, в который нас погружает созерцание «Троицы» Андрея Рублева. Это мир согласия и взаимной любви, неразрывного единства. Мир тишины и покоя, ибо никакого действия перед нами не происходит. На Рублевской «Троице» то, что вечно: добро, жертвенность, любовь.

Рублев писал ее в память о Святом Сергии Радонежском. Как говорит летописец его жизни, преподобный Сергий хотел, чтобы божественная любовь учила людей. И чтоб люди, взирая на небесную любовь, побеждали злобное разделение мира (музыка затихает).

Учитель: - Гуманистические озарения Андрея Рублева, его просветленность и глубина, его понимание красоты и любви человека, вошли в кровь и сознание Петрова-Водкина.

Но все это будет потом – после провинциального, милого сердцу Хвалынска Саратовской губернии; после Самары с классами живописи и рисования; после Петербургского художественно-промышленного училища Штиглица; после Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где молодой Кузьма Петров-Водкин встретится с преподавателем Валентином Андреевичем Серовым. Потом будут Константинополь, Греция, Рим, Милан, открывшие ему гений бессмертного Леонардо.

«Космический масштаб произведения искусства возможен,»- сказал художник, изучив творчество Леонардо.

Будет еще Мюнхен, будет Париж, где он встретится с живым полубогом прекрасной Франции Анри Матиссом.

Но все это будет до «Красного коня» и после детства.

Кульминация

Учитель: - Так уж повелось: произносится фамилия Петрова – Водкина – всплывает в памяти сверкающий образ Красного коня.

Представьте себе: Москва, 1912 год. Выставка картин «Мир искусства», этих тончайших художников-эстетов.

Устроители выставки поместили «Купание Красного коня» над входом, и ошеломляющее впечатление произвел он на ко всему привыкшую уже публику.

Соединение открытых живописью 20 века полнозвучных цветовых контрастов с идущими от иконописи духовным горением цвета, торжественностью линейного ритма композиции, позволило создать созвучное эпохе, универсальное, символическое произведение.

Говорили, что этот кроваво-красный конь прискакал к нам из древнерусских икон, другим чудился в коне революционный штурм, третьим – апокалипсис.

Парадоксальная картина, не правда ли? Все в ней застыло, и все – движется. Событие свершается в центре Земли, в центре Вселенной. Небывалый Красный конь воспринимается как художественная метафора духовной зари, нового рассвета, поднимающегося над миром. Александр Блок назвал его образцом эпохи, предчувствием больших событий и перемен.

В картине линия горизонта круглится, приобщая событие к планетарному ритму. Конь словно знаменует переход из ограниченности мира физического в мир духовный.

Уходя и возвращаясь к Красному коню, невольно задумываешься о себе, о бытие, о том, зачем ты пришел в этот мир.

Чуткий к планетарным явлениям, художник обостренно переживает исторический перелом в жизни России. Конец 1910х годов он провел в Петрограде. Что же дали ему 2 года жизни на берегах Невы? Ответ наиболее полно для нас звучит в его полотне «1918год в Петрограде» («Петроградская мадонна»).

Ученик: - Художник шел по городу. Он не брал карандаши и блокнот, чтобы делать зарисовки. Зато жадно впитывал в себя впечатления.

Вот профессор стоит на углу, держит в руках статуэтку Венеры: меняет, видно, на соль и спички.

Вот женщина с классическим лицом просит подаяние.

Вот молодые ребята таскают бревна…

Как все это выразить на холсте?

Проходили дни, часы. Темнело и светало. Всходило и заходило солнце, дышал космос. Художник все брал на весы своего сердца.

Проходили дни. Груз увеличивался.

И вдруг в один, поистине прекрасный, момент он понял, наконец, что делать!

Не профессор, не женщина с классическим лицом, не грузчик будут изображены на его картине, а женщина с ребенком на груди.

Слушание: Свиридов «Святая любовь», музыка к драме «Царь Федор»

Учитель (на фоне музыки) : - Как достоверна, тревожна жизнь города, острые холодные цвета. И странное ощущение: свет ниоткуда. А на балконе – женщина с ребенком на груди, мать. И эта юная мать прижмет к себе ручонку своего младенца.

Лицо ее, как на иконах Андрея Рублева. Зритель воспринимает в картине только три основные цвета: белый, голубой и охристый. Белый платок, как мрамор, покроет лицо женщины. Складки ее одеяния благородны, как одежды Афродиты. А лицо желтоватое, так светится самый вечный металл – золото.

Защищен младенец мудростью и добротой. И все спокойствие и надежда стекаются в облик младенца – в его безмятежность, в отрешенность от окружающего, в берегущее движение левой руки матери, обнимающей ребенка. В этом движении – «колыбельная для ребенка».

Пришла она в Петроград из детства художника, от его матери, изначально понимавшей, что только любовью можно уберечь и защитить все.

Безмятежно дитя человеческое – и звучит колыбельная для ребенка в этом земном космосе, где есть мать и дитя!

В этой картине то, что существует всегда. Не случайно картину назвали «Петроградская мадонна» (музыка затихает).

Учитель: - «Красный конь», «Петроградская мадонна»… Оба эти полотна удивляют, заставляют задуматься. Глядя на эти шедевры, можно ли сказать, что искусство – это гармония? Безусловно.

А ведь художник жил во время сплошных диссонансов, а его искусство оставалось гармоничным, потому что в душе царила гармония. Так, где истоки этой гармонии?

Их два: его мать Анна Пантелеевна и древнерусская иконопись. Они дали ему чувство космической любви, чувство гармонии.

Заключение

Учитель: - Ребята! Памятуя об эпиграфе нашей встречи, можно ли говорить, что Петров-Водкин шел своим путем в искусстве, подсказанным сердцем? Безусловно.

А сейчас предлагаю вам в письменной форме ответить на проблему нашей встречи: -Можно ли назвать творчество Петрова–Водкина духовным возрождением России начала 20 века?

Слушание: С. Рахманинов «Мелодия» (на фоне музыки, учащиеся письменно раскрывают проблему встречи, 5 мин.).

Зачитываются несколько работ учащихся. Оцениваются. Остальные работы собираются учителем.

Учитель: - Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что творчество художника явилось духовным возрождением России, потому что он дал новую жизнь классической традиции, обогатив ее духовностью древнерусского искусства.

Учитель: -В 1911 году Александр Блок писал:

«Жизнь без начала и конца. Нас всех подстерегает случай.

Над нами сумрак неминучий иль ясность божьего лица».

Здесь философия, которая заявлена у Ницше: случай, тьма, нерасчленимость и иррациональность объявлены первоначалами бытия, лишь лик Бога, возвышающийся над миром, ясен. И далее:

«Но ты, художник, твердо веруй в начала и концы.

Ты знай, где стерегут нас ад и рай».

Иначе говоря, художник сам должен решить эту задачу. Он должен отдавать себе отчет в том, что хаос, сумрак, случай фундаментальны и первичны. Но жить и действовать нужно так, будто бы реальность подчинена порядку и разуму («. веруй в начала и концы.»).

Пожелание учащимся

Учитель: -Ребята! Идет новое тысячелетие. Подлинная наука говорит:

-Жизнь лучше не будет. Она будет другой, но прибавление удобств и знаний будет сопровождаться такими бедами, что всегда будут появляться люди, готовые воскликнуть: -А деды жили лучше!

Но как мы можем, будучи в здравом уме, говорить, что наше дело безнадежно. Для нас, а особенно для вас, молодых, единственный путь – продолжать его делать как можно лучше. Создавать суперцивилизацию, помня о том, что катастрофа будет тем больше, чем больше будет разрушена религия, чем сильнее будет отравлена окружающая среда.

А ты, младое поколенье, помни блоковские строчки и «твердо веруй «и «знай, где стерегут нас ад и рай!»

Я благодарю всех. Встреча в нашей гостиной подходит к концу. До свидания! Спасибо!

Публикации по теме:

«Во дворце королевы мелодии». Открытый урок музыки в 1 классе ВО ДВОРЦЕ КОРОЛЕВЫ МЕЛОДИИ Конспект открытого сценария урока музыки в 1-ом классе Учителя музыки Ильина Лариса Юрьевна Вязовская начальная.

Урок здоровья в первом классе «В здоровом теле — здоровый дух» Урок здоровья в 1 «Г» классе «В здоровом теле – здоровый дух» Корнилова Светлана Викторовна учитель начальных классов Цели: 1. Воспитание.

Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.

Урок изучения нового материала по МХК в 10 классе «Постимпрессионизм» Урок изучения нового материала в 10 классе Савина Татьяна Краснославовна, учитель МХК МБОУ СОШ №40 г. Шахты Цель урока: формирование мировоззрения.

Урок кубановедения в 9 классе «Культура Кубани в годы ВОВ» Тема: «Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны». Цель: - сформировать у учащихся представление о состоянии образования,.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок математики в первом классе «Число и цифра 7» Тип урока. Урок изучения нового материала Тема урока. Число и цифра 7. Числовой ряд до 7. Цель. Познакомить учащихся с числом и цифрой.

Урок музыки во втором классе «Незнайка на балете «Щелкунчик» Цели и задачи: - воспитывать у детей устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера - формировать исполнительские.

Урок в 1 классе «Ты и вещи» Тема: «Ты и вещи». Цели урока: уточнить и обогатить представления первоклассников о различных профессиях и предметах используемых в разных.

Урок чтения в первом классе «Звук и буква З» Урок чтения в 1 классе. Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала. Задачи Образовательные: • познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок изучения нового материала по МХК в 11 классе «Космизм в творчестве К. С. Петрова-Водкина»
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 19:01
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД