Лучший педагог года

Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей

Ольга Баева
Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей

Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей.

Старший дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к ознакомлению и изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в условиях комбинированного детского сада. Краеведение расширяет границы непосредственно-образовательной деятельности и образовательных ситуаций во всех образовательных областях и предполагает тесное взаимодействие всех специалистов детского сада. Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе Мурманской области. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Поэтому захотелось помочь детям узнать, чем замечателен наш город, чем и кем он знаменит, что мы о нем знаем, кто его создавал.

Публикация «Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

В основу своей работы я заложила тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны», той маленькой частички огромной России – нашего городка.

Так в этом направление разработан образовательный проект «Люблю тебя, мой край родной».

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями. (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.)

Цель:

Приобщение ребенка к культурным, социальным и экономическим особенностям родного края, формирование основ нравственной позиции и чувства патриотизма.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, в тесном взаимодействии с социокультурными учреждениями города (библиотекой, центром детского творчества, музеем города, выставочным залом в ДК и т. п.) Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.

Прогнозируемый результат проекта :

• Расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

• Расширение связей с социумом.

• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников образовательного процесса детского сада.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап проекта.

Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, анализ методической литературы, составление планов работы, создание предметно-развивающей среды по реализации проекта.

Практическая деятельность.

Проект предусматривает организацию активных форм проведения образовательных ситуаций, использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические, обзорные, виртуальные экскурсии.

Содержание работы систематизировано по тематическим блокам:

«Мы кировчане»

«Рассказ о крае северном начнем из далека»

Природа моей «маленькой» Родины

Встреча с прекрасным

Хибинские мотивы

Совершенствование предметно-развивающей среды.

Данный раздел динамичен, он постоянно пополняется новым содержанием.

В группе создан Мини-музей «Люблю тебя, мой край родной» с целью приобщения детей к материальной и духовной культуре своего народа, формирование чувства любви к Родине, который обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьей и социумом. Мини-музей интерактивный: с экспонатами можно играть, трогать, рассматривать. И эта особенность привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях города Кировска, иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства

Дидактические игры – «Знатоки Кировска», «Собери из частей целое», «Где находится памятник, «Пройдемся по улицам города» и др.

Коллекции камней и минералов нашего края

Изготовление семейных альбомов «Мой любимый и родной город», «Моя семья»

Картотека «Хибинские мотивы» (подборка стихотворений, рассказов о Кировске)

Изготовление рукописных книг:

«Кировск – жемчужина Хибин», «Мы – кировчане», «По следам снеженного человечка»

«Разноцветные тайны природы глазами детей»

«Внимание лавина»

«Покормите птиц»

«Красная книга растений нашего края» и др.

Библиотека книг о Кировске:

«Историческая справка»,

«Словарь саамских географических названий в Хибинах»,

• «Сказки «Вежного времени» (о саамах и их сказках)

Электронные архивы (архив презентаций и видео о Кировске, фотоархивы экскурсий)

В течение 2-х лет формировался банк электронных ресурсов (дидактические материалы, виртуальные экскурсии, документальные фильмы о производстве, культуре спорте, об истории города)

В работе с родителями использовались следующие формы работы:

Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.

Создание энциклопедии «Хибиноведение», «Кировск мой городок»

совместные экскурсии по городу, Ботанического сада, выставки в ДК ОАО «Апатит», ЦНТ, ЦДТ;

совместное проведение конкурсов и игр-конкурсов «Разгадай кроссворд», «Лучшая поделка из природного материала»,

создание генеалогического древа семьи;

оформление семейных альбомов

3. Заключительный (аналитический)

Разработанный проект широко обсуждался на заседании педагогического совета МБДОУ.

Реализация данного проекта способствовала

У воспитанников проявлению чувства собственного достоинства, которые выражаются в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей

Самостоятельно, без помощи взрослых, могут привлечь сверстников к общению (обсудить событие, проблему)

Сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать.

У детей активизировался интерес к краю, городу, в котором живут, что выражается в тематике детских рисунков, сочинительстве. Сюжетно-ролевые игры отражают знания детей о профессиях родителей, об истории, культуре и событиях родного города

Являются инициаторами обсуждений событий в группе.

Произошли значительные изменения отношения родителей. Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. В современных условиях родители стали полноправными партнерами, инициаторами в приобщении детей к истории города, благодаря участию в совместных проектах, экскурсиях, походах, спортивно-музыкальных развлечениях.

Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд воспитателя делает еще более значимым и необходимым.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Список литературы:

Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», УЦ «Перспектива», 2008

Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Программа «Детство», СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

Березина Т. А. «Воспитание интереса к родной стране и начал гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста», СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

Вренева М. А. «Мультмидейные технологии», // Дошкольное воспитание №12, 2010

Грибова Л. Ф., Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие», Москва, 2007

Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ», ТЦ Сфера, 2008

Жукова Р. А. «Моя родословная. Старшая и подготовительная группы», Волгоград, 2005

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007

КалининаТ. В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», Сфера, 2008

Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», АРКТИ, 2005

Остапца А. А. «И ты увидишь, мир прекрасен», АРКТИ, 2003

Остапца А. А., Абросимова Г. Н., Трубачева М. Е. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», АРКТИ, 2003

Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ», Москва, 2007

Пожиленко Е. А. «Мир вокруг нас»

Тихонова О. Г. «Дошкольникам о музейной культуре», АРКТИ, 2006

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Нравственно-патриотический проект «Зимние Олимпийские игры» В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 03:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД