Краеведческий проект с детьми в подготовительной группе

Ольга Давлатова
Краеведческий проект с детьми в подготовительной группе

Краеведческий проект. Мини-музей "Брянская земля - родная старина"

Актуальность. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному городу, его природе побудило нас к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, стране и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых. Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном городе, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному городу. Исходя из вышеизложенного, определила актуальность создания мини-музея, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования патриотических чувств у детей является их ознакомление с историей родного города. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связано с социальным запросом общества. И у меня, как у воспитателя, возникло противоречие – как в условиях детского сада ярко, красочно и запоминающе ознакомить детей с историей нашего города. Поэтому решила создать в группе детского сада мини-музей «Брянская земля – родная сторона», целью которого является ознакомление детей с историей Брянского края.

Вид проекта: по доминирующей деятельности: исследовательско - творческий;

по характеру содержания: ребёнок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края;

по характеру координации: открытый;

по количеству участников: групповой;

по сфере применения результатов: социальный;

по времени работы: долгосрочный (сентябрь – май 2013 года);

по характеру контактов: в рамках дошкольного учреждения.

Проблема: «Как в условиях детского сада доступно, ярко, красочно и запоминающе ознакомить детей с историей нашего города»

Цель проекта: приобщение детей к истории родного города, развитие познавательного интереса.

Задачи проекта:

формирование любви к родному городу и интереса к историческому наследию города Брянска;

расширение представлений дошкольников об истории родного города;

формирование представлений детей о последовательности событий в жизни города;

расширение представлений детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;

воспитание бережного отношения к историческому наследию родного города;

привлечение родителей в сборе материала для экспозиции мини – музея.

Предполагаемый результат: создание в группе мини – музея «Брянская земля – родная старина», обогащённые и систематизированные знания детей о родном городе.

Риски при работе над проектом:

Трудность восприятия информации детьми в силу возраста.

Пути выхода: задействовать игровые моменты, адаптировать исторический материал к восприятию дошкольниками.

Недоступность для самостоятельного использования наглядности мини-музея в группе детьми.

Пути выхода: наблюдение за деятельностью детей в течение дня, анализ востребованности мини-музея.

Незаинтересованность родителей участвовать в подборе информации для мини-музея.

Пути выхода: проведение индивидуальных бесед с родителями; организация конкурсов совместных творческих работ с детьми.

Недостаточная информация об истории города Брянска.

Пути выхода: задействовать другие источники по сбору информации (художественную, научную литературу, интернет ресурсы, консультация библиотекарей, учителей истории Родного края, работников краеведческого музея).

Продукты проекта:

Создание карты-схемы города Брянска (4 основных района: Бежицкий, Володарский, Советский, Фокинский) с отмеченными на ней значками расположения основных достопримечательностей, памятников, исторических мест.

Иллюстрированная картотека достопримечательностей, памятников города.

Фоторепортаж «Родная старина».

Иллюстрированный альбом «Археологическая культура Брянской области».

Создание мини-парка деревянных скульптур имени А. К. Толстого.

Совместное творчество родителей и детей «история Брянска в памятниках», «Жизнь людей Дебрянска».

Альбом «Во что наряжались и в чём на бой ходили дебрянцы».

Стенгазета «Брянская старина моими глазами».

Основные направления реализации проекта:

разработка этапов проектной деятельности;

разработка мониторинга интегративных качеств и знаний детей о родном городе;

разработка примерных конспектов непосредственно образовательной деятельности и экскурсий;

разработка дидактических игр «Дверная скважина», «Достопримечательности родного города», «Улицы моего города»;

создание мини-музея «Брянская земля – родная старина»;

оформление фотоотчета «Я и мой город», «Изучение истории родного города –это увлекательно!»

оформление выставки детских работ «Достопримечательности города Брянска», «Как я представляю город Брянск в прошлом»;

посещение Брянского краеведческого музея.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

Цель: оформление мини-музея «Брянская земля – родная старина»

Содержание работы с детьми:

Первоначальное ознакомление детей с историей Брянской земли через чтение художественной литературы.

Мониторинг интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» о родном крае.

Посещение Брянского краеведческого музея с детьми.

Разработка и проведение непосредственно образовательной деятельности по теме в интересной и увлекательной форме для детей.

Проведение беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании.

Определение темы и названия мини-музея совместно с детьми, определение места для музея.

Составление карты-схемы с обозначением основных достопримечательностей города Брянска.

Составление картотеки достопримечательностей города Брянска.

Содержание работы с родителями:

Анкетирование родителей с целью выявления их знаний об истории родного края.

Консультирование родителей на тему «Роль музея в развитии познавательной активности детей».

Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе.

Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры родного города.

2. Практический этап

Цель: разработка методических материалов

Содержание работы с детьми:

Ознакомление детей с историей возникновения города, его постройками с помощью мультимедийных средств, рассматривание тематических альбомов.

Организация совместной творческой и исследовательской деятельности: изготовление иллюстрированных альбомов, создание мини-музея парка деревянных скульптур имени А. К. Толстого (лепка из скульптурного пластилина).

Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города.

Формирование представлений детей о библиотеке, как источнике добывания знаний через посещение выставки «Мой родной Брянск»

Организация экскурсий для детей других групп в созданный нами мини-музей. Участие детей в роли экскурсовода в своём музее.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью в пространстве мини-музея.

Содержание работы с родителями:

Посещения мини-музея в группе.

Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Как я представляю город Брянск в прошлом».

3. Заключительный этап

Цель: оценка и представление результатов реализации проекта

Содержание работы с детьми:

Систематизация и обобщение знаний детей о городе Брянске через организацию КВН «Прошлое и настоящее города Брянска».

Мониторинг интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» о родном крае.

Содержание работы с родителями:

Анкетирование родителей «Развитие познавательного интереса детей через музейную педагогику».

Анализ реализации проекта по созданию мини-музея.

Публикации по теме:

Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ.Фотогалерея мини-музеев нашего ДОУ. В нашем детском саду "Семицветик" - 26 групп и в каждой, есть мини - музей. Воспитатели творчески подошли к организации музеев, тематика.

Патриотический уголок во второй младшей группеПатриотический уголок во второй младшей группе Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной. культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Краеведческий проект с детьми в подготовительной группе
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 20:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...