Краеведение как одна из форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Наталья Мишина
Краеведение как одна из форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Она актуальна и сложна, а процесс воспитания чувства патриотизма – сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны. Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Патриотическое воспитание дошкольников — проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которые раньше не замечали. Возможно, именно в этом заключается главная причина радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей.

Рассмотрим некоторые принципы построения процесса развития патриотических качеств детей дошкольного возраста:

• Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.

•Скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив) в условиях специально организованной развивающей среды.

• Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.

• Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).

• Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна - моя планета).

Мы пришли к выводу, что помочь реализовать на практике вышеуказанные принципы и общие требования к содержанию образования, воспитания гражданственности, любви к Отечеству может краеведческая работа (прежде всего историко-этнографическое краеведение).

Основной целью краеведческой работы является определение места, роли, задач и направлений патриотического воспитания в системе образовательной работы ДОУ. Цель ранжируется на следующие задачи:

1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание любви и уважения к своей Родине - России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

4. Формирование представления о Земле и о жизни людей на Земле.

5. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защищать ее.

6. Создание условий для формирования и развития общественно значимых знаний, навыков, умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Особые образовательные технологии, приемы и методы позволяют педагогам моделировать специфическое образовательное пространство – развивающую среду, в сфере которой оказывается дом ребенка, детский сад и его ближайшее окружение, музеи и архитектурные памятники города.

В ДОУ ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой родине.

Мы считаем, что работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, родной страной, их природными и социокультурными особенностями должна быть более определённой: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, их исследовательскую деятельность в специально организованных условиях.

В связи с этим в ДОУ была разработана программа «Родные просторы». Она является информационной, в ее основу положен курс истории и современности родного края, который тесным образом переплетается с литературой, обрядами, традициями и деятельностью населения Зауралья, природой и географическим положением. Программа опирается на последние достижения зауральских ученых-историков, биологов, географов, литераторов, исследователей краеведов. Она предлагается для изучения в рамках регионального компонента к учебному плану и рассчитана на три года. Программа «Родные просторы»:

• органически вписывается в основную общеобразовательную программу ДОУ, раскрывая те же объекты окружающего мира, но специфическими формами и средствами;

• предусматривает в динамике по ступенчатому принципу развитие краеведо-туристских знаний, умений и навыков у дошкольников;

• акцентирует внимание на краеведческих знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей дошкольников;

• ограничивает «путешествие» пределами микрорайона, города, а формы, виды путешествий - тематическими прогулками, экскурсиями, малыми «походами», начиная с их подготовки и заканчивая подведением итогов.

Основные разделы программы следующие: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история». В каждом разделе выделены его приоритетные задачи, ведущие задачи работы в каждой возрастной группе, определен объем и содержание.

Каждый раздел программы направлен, с одной стороны, на решение конкретных краеведческих задач, а с другой стороны – дополняет и расширяет содержание других.

Структура программы «Родные просторы»

Родной край:

1)Человек и природа. Мир природы (озера, реки, леса, животный мир.

-практическая ценность природы.

2)Человек-история и современность. Культурный облик Зауралья (архитектура, промышленность, промыслы, искусство)

-Результат труда людей

3)Человек и общество. Деятельность людей (труд, быт, праздники)

-Преобразующая роль труда

Несмотря на то, что в программе, на первый взгляд, определено содержание работы по разделам, указаны ведущие методы и средства, программа открытая: каждый практический работник вправе выбрать организационные формы работы, реализовать задачи в разных видах деятельности.

Расширяя образовательное пространство, программа, соответственно, расширяет и круг участников образовательного процесса. Кроме ребенка и педагога в эту деятельность активно вовлекаются родители, музейные сотрудники, курганские художники, работники библиотеки, а также те взрослые, которые оказались в пространстве развивающей среды, тем самым, образуя педагогическое сообщество нового типа.

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.

Для получения результатов эффективности программы разработан образовательный мониторинг, который включает в себя оценочные, уровневые характеристики, банк для хранения информации, анализ по результатам длительных исследований.

Мы считаем, что указанная программа может быть дополнением к существующим государственным, федеральным и региональным программам как составная часть, включающая конкретное содержание регионально-национального компонента.

Публикации по теме:

«Край ты мой родной! Моя малая Родина!»«Край ты мой родной! Моя малая Родина!» Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников.

Презентация социально-практического творческого проекта «Моя семья» в младшей группе «Смешарики» Воспитатели МБДОУ № 135 г. Томска Кулагина Алёна Валерьевна, Щепёткина Светлана Николаевна Проблема патриотического воспитания подрастающего.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Краеведение как одна из форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 июня 2013 в 09:55
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...