Лучший педагог года

Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма

Кононова Ирина Сергеевна
Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма

Краеведение – основа воспитания патриотизма.

Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Именно в начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Следуя пословице «Как лодочку назовешь, так она и поплывет», нужно особое внимание уделять патриотическому воспитанию учащихся начальной школы. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Публикация «Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма» размещена в разделах

Основными направлениями в системе патриотического воспитания :

- духовно – нравственное;

- историко-краеведческое;

-гражданско-патриотическое;

-социально-патриотическое;

-героико-патриотическое;

-спортивно-патриотическое.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического воспитания обучающихся является краеведческая работа.

Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культурному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Цель определяется прежде всего возрастными познавательными возможностями. Пропедевтический курс способствует осознанию важности окружающего его мира, затем интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. Краеведческий принцип даёт возможность строить обучение «от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому».

Одна из задач краеведческой работы - всестороннее изучение местности и накопление материала, другая - использование этого материала в практической деятельности. Эти две задачи теснейшим образом связаны между собой. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений, дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать полученные знания и навыки в новых учебных и жизненных ситуациях.

Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе эффективно тогда, когда этот материал является источником получения новых знаний, источником расширения кругозора обучающихся; используется систематически, собран и обобщен при непосредственном участии школьников.

Остановлюсь на возможности использования краеведческого материала непосредственно на уроках и во внеклассной работе. Проводятся Фестиваль «Краеведения», фестиваль «Профессий», которые знакомят с достопримечательностями нашего края, с великими людьми, живущими или жившими на территории Восточного Казахстана, дают возможность задуматься о том, какую профессию я хотел бы приобрести не выезжая из Казахстана. Дает возможность расширить свои знания о родословной, об истории города, улицы, республики и страны. Результатом такой работы является участие в конкурсах исследовательских и проектных работ «Зерде», которые проходят ежегодно. И учащиеся принимают активное участие.

Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования о жизни и творчестве известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими и живущими в Казахстане и в городе. Делают презентации, сообщения о писателях и поэтах Восточного Казахстана.

Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление.

В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры можно рассматривать текстовые задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике. Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления с новыми знаниями, закрепления, применения знаний и умений, на уроках проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Это могут быть задачи, содержащие исторические сведения, задачи о временах года, о животных или растениях Восточного Казахстана, о реках края и другие. (Приложение 1.1.) Составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Систематически в начальных классах ведется данная работа, используются разные области краеведения : история, природа, семья, культура. Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий. Некоторые данные могут быть производными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные подбираются по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы. В процессе работы используются на уроках математики задачи краеведческого содержания.

(Приложение 1.2.) Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.

Краеведческий материал используется на уроках русского языка и литературного чтения: составление и разбор текстов и предложений, на минутках чистописания (Приложение 2). Помимо включения сведений из истории и культуры края, использую чтение небольших отрывков из художественных произведений, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края (пейзажные, портретные, сюжетные, карты и путеводители. Стихотворные тексты используются для орфографических пятиминуток и письма по памяти, объяснения орфограмм, определения рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени, спряжения глаголов. Эти тексты несут смысловую нагрузку: в каждом из них рассказывается о каком-либо объекте страны, города, области. Такие тексты легко и быстро запоминаются и способствуют развитию памяти, воспитанию патриотизма и бережного отношения к родной природе (Приложение 3).

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, рассчитываю на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися знаний на овладение ими разными способами деятельности, что способствует формированию у обучающихся начальной школы ключевых компетенций. Краеведение как психолого-педагогическая проблема выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство патриотического воспитания и подготовки школьников к жизни.

Приложение 1.1.

Математический диктант

Записать число.

1. Казахстан расположен в центре континента Евразия и занимает девятое место в мире по площади — 2 724 900 км (в некоторых источниках площадь 2717300 км2)

- Записать предшествующее число.

- Записать следующее число по счету.

2. Общая протяжённость границ Казахстана составляет 12 187 км.

- Разбить число по классам.

- Сколько всего десятков? (сотен, десятков тысяч)

3. На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией. Протяженность границы 6467 км.

- Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.

- Увеличить число на 3700.

- Уменьшить число на 920.

4. На юге с Узбекистаном граница протяженностью 2300 км

- Уменьшить число в 5 раз.

- Увеличить число в 3 раза.

- Сколько единиц 3 разряда содержится в числе?

5. Граница с Кыргызстаном 980 км, а с Туркменистаном - 380 км

- Увеличить каждое число на 5804.

- На сколько километров граница с Кыргызстаном длиннее, чем с Туркменистаном.

- Сколько всего километров составляет протяженность границы с этими государствами?

6. На юго-востоке Казахстан граничит с Китаем. Протяженность границы 1460 км

- Вырази в метрах.

- Найди числа.

- Разложи число на разряды.

7. На западе по Каспийскому морю граница протяженностью 600 км

- Увеличь в 120 раз.

- Уменьши число на 199.

- Запиши предшествующее число.

Приложение 1.2.

Задача на нахождение суммы.

За период ВОВ юноши и девушки г. Риддера после учебы работали на предприятиях. Они добыли сверх нормы 150 000т руды, выплавили свинца в 2 раза больше чем руды, а металлолома собрали на 180 000т меньше, чем выплавили свинца. Сколько всего металла добыли юноши и девушки города сверх нормы?

Решение:

1)150 000*2 = 300 000 (т выплавили свинца)

2)300 000-180 000= 120 000 (т собрали металлолома)

3)150 000+ 300 000+120 000= 570 000 (т добыли металла всего)

Ответ: 570 000т сверхнормы.

1. В Восточно-Казахстанской области средняя урожайность пшеницы - 33 центнера с гектара. Какой урожай соберут хлеборобы с 450 га засеянных пшеницей?

2. В Казахстане в 2006 году было произведено максимальное количество цинка 408 тыс. тонн. Сколько тонн в среднем выпускалось ежемесячно? Сколько тонн цинка будет произведено за 3 года при той же норме выпуска?

Приложение 2.

Выпишите собственные имена существительные.

МОЙ АДРЕС.

Я живу в Усть-Каменогорске. Мой адрес: улица Космическая, дом семь, квартира два. Рядом площадь. На ней стоит памятник Якову Ушанову. Площадь носит его имя. К площади ведёт проспект Независимости. (29 слов)

Слова для справок: Усть-Каменогорске, Космическая.

Текст для проверки техники чтения.

Рудный Алтай - это часть Алтайских гор. Получили свое название из-за богатства недр рудами различных металлов. Он является первым по времени освоения районом всего Казахстана. Рудники казахстанской части Алтая долго служили поставщиком серебра в Россию, которое шло на чеканку монет.

В быстром развитии экономики Восточного Казахстана решающую роль сыграло строительство здесь автомобильных и железных дорог. Использование его ископаемых богатств, а также освоение плодородных земель под посевы зерновых культур и богатых пастбищ для развития животноводства.

В Восточном Казахстане немало озер. Некоторые озера богаты минеральными солями.

В Восточном Казахстане насчитывается свыше тридцати городов и поселков городского типа. Развитие почти всех этих населенных пунктов связано с разработкой полезных ископаемых. (108 слов)

Публикации по теме:

Работа с одарёнными детьми в начальной школе Л. В. Сурикова (Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина) surikova59@yandex.ru Работа с одарёнными детьми в начальной школе. Аннотация. Каждый ребёнок.

Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Сурикова Людмила Витальевна учитель начальных классов МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Здоровье.

Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников Тема «Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников» «Ребенок учится тому, Что видит у.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Школе Совместной деятельности Постановка проблемы. В нашей Школе реализуется концепция педагогики совместной деятельности, в рамках которой.

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н. Фомина Людмила Петровна Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Выпуск 2016 в начальной школе.Выпуск 2016 в начальной школе. Выпускной в начальной школе. СЛАЙД 1 «Маленькая страна» (выход малышей) (хлопушки) 1. Удивительный дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство.

Выпускной в начальной школе (Звучит песня «Звенит звонок») Вед. 1 Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может, чувствуем дыхание Наступающей весны? Вед. 2 Нет,.

Выпускной в начальной школе Выпускной вечер в 4 классе (2015 год) Зал украшен воздушными шарами, большим количеством разного цвета и размера цветов, сделанных детьми.

Выпускной вечер в начальной школе Выпускной вечер в начальной школе. Ведущий: Висит объявление, чёрным по белому, Мимо него не пройти. Школа чудесная, школа начальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма
Опубликовано: 30 июля 2017 в 22:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД