Красота спасёт мир

Татьяна Черникова
Красота спасёт мир

Православные культурно-исторические традиции имеют тысячелетний опыт духовно-нравственной жизни народа, являются основой педагогики, народного творчества, науки, искусства, имеют в себе и этическое, и эстетическое содержание.

Православная Церковь внесла дух божественной христианской любви в русскую национальную культуру, поэзию, живопись, музыку. Именно Православие было избрано нашими предками, искавшими в религии благодати и красоты.

По мнению монаха Киприана (Ященко): «Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа».

В российской педагогике духовно-нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на православных добродетелях, вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства является вопросом первостепенной важности. Велика и неоспорима роль искусства, и в частности музыки, в решении данной проблемы.

Однако музыка бывает разная, и потому в воспитательных целях она требует самого жесткого отбора, т. к. музыка может оказывать на ребёнка как высоконравственное, так и развращающее влияние.

Настоящим стихийным бедствием следует считать бесконечный поток безнравственной по своей сути рок-музыки, обрушивающейся на головы людей с телеэкрана, радио и концертных площадок, несущий в себе огромную разрушительную силу, сметающий на своём пути веками устоявшиеся духовно-нравственные общечеловеческие ценности, связанные с идеями добра и зла.

Механические ритмы и назойливые мелодии, повторяющиеся бесконечное количество раз, оказывают гипнотическое действие на слушателей, приводя их в состояние транса. Это воздействие ещё более усиливается благодаря специфическому звучанию электроакустической аппаратуры, «крамольности» содержания текстов песен, безнравственных телодвижений и шокирующего внешнего облика исполнителей.

Дети, незащищённые прочными нравственными устоями, попадая в магическое поле воздействия такой музыки, легко принимают всё это как эталон для подражания. Идеи, заложенные в песнях современной поп-музыки, прямо или косвенно тлетворно воздействуют на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения и по сути своей являются богоборческими, отрицая основные христианские заповеди. Какой поставить заслон этому наваждению?

Трудно переоценить роль музыкального руководителя и хореографа дошкольного учреждения. Через их руки проходит каждый ребёнок, они могут выработать иммунитет к антигуманному искусству, сформировать неприятие безнравственности в любом её проявлении через воспитание эстетических чувств на примерах высокохудожественных произведений музыкального искусства, ибо истина познаётся в сравнении. Этими примерами могут служить лучшие образцы фольклора, композиторов-классиков и церковной музыки. Дети, с детства приученные слушать классическую музыку, развивающиеся под ее влиянием, смогут устоять под напором современной псевдомузыки.

Значение ритма в обучении детей велико и как средство развития грации, ловкости, координации движений, и ещё как фактор общего развития. На почве ритма крепнет целомудрие – таков был дохристианский взгляд греков, душам которых был открыт идеал целомудрия и отвращения от грязи пола. Ритм в их представлении был настолько могучим средством, что служил для укрощения «стихий» (миф об Орфее). Ритмика естественно может быть переходом к танцу. «Мы надеемся, - говорит прот. В. Зеньковский, - что в христианском обществе изменится взгляд на танцы, что выработается более светлый взгляд, который облагородит танец и вернёт ему ту воспитательную силу, которая ему присуща». Чувство ритма в танцах, овладение пространством, чувство лёгкости, например, в вальсе сообщает окрылённость, даёт подлинные внутренние силы, причём тело здесь превращено в инструмент души. «К культуре тела не следует относиться небрежно, так как тело иерархически подчинено духу, и эта подчинённость не оправдывает небрежного или пренебрежительного отношения к нему», - говорит прот. В. Зеньковский.

У детей любовь к ритму очень велика, но, к сожалению, очень часто у детей чувство ритма отсутствует. Поэтому воспитателям и педагогам не следует забывать, что раннее детство – есть лучшее время, для того чтобы внести в детскую душу красоту ритма и приучить к нему.

В детстве важнее всего напитать душу, и тут нужно использовать все мировые достижения в области музыки, литературы, искусства, чтобы душа могла противостоять плоти. Так как всё лучшее в мире ведёт к Богу, к православию, и грех этим не воспользоваться.

Ф. М. Достоевский выражением «красота спасёт мир» говорил о внутренней, сердечной красоте человека, подразумевая православную идею спасения мира через восстановление в человеке образа Божия. Согласно священному Писанию, человек – образ и подобие Божие, поэтому основная задача образования и воспитания – воссоздать этот образ, облагородить сердца воспитанников, развить у них стремление к совершенству. Истинная красота возвышает, облагораживает, просветляет человеческую душу. Красота это воспроизведение Любви в интонациях, звуках, красках, линиях, деяниях - во всей жизни. Она учит распознавать зло и бороться с ним.

Духовность как свойство человеческой души проявляется в способности любить своих близких людей, семью, Бога, находя в этом смысл и радость жизни. Многие наши семьи растеряли значительную часть национальных русских традиций домостроительства. Сейчас мамы нечасто приучают своих дочерей шить, вязать. Отцы редко учат сыновей мастерить, быть сильными и великодушными, уметь защищать семью и Родину. Многие забыли, как нужно отмечать церковные праздники. Мы не знаем, что подарить и как поздравить с именинами; не умеем утешить в горе; а, переступая порог храма, чувствуем себя беспомощными. Всё это создаёт почву различным предрассудкам и суевериям.

В нашем коллективе работа по духовно-нравственному воспитанию детей скоординирована с годовым календарным кругом. Основой его является церковный календарь, а также церковные и светские праздники. Они не противоречат друг другу, а, напротив, взаимно дополняют.

В своей работе я придаю большое значение воспитанию в детях нравственных качеств. Через игру дети учатся многим христианским добродетелям: терпимости к другим, смирению, благодарности, совестливости и т. д. Для этого привожу примеры из жития Святых угодников Божиих, Пресвятой Богородицы.

Такие занятия как: «Богатыри земли Русской», «Родина – мать, сумей за неё постоять» и др. – воспитывают у детей чувство патриотизма, жертвенности, великодушия.

Темы: «Времена года», «Братья наши меньшие» - раскрывают детям красоту Божьего мира; формируют понятие об экологической проблеме, взаимозависимости человека и природы.

Занятия, посвящённые теме детства, формируют у детей понятие о дружбе; помогают избавиться от эгоизма, равнодушия; закрепляют правила поведения человека, данных Богом.

Праздничные темы: «Рождественская звезда», «Светлое Христово Воскресение» и др. учат детей бескорыстию, любви, добрым делам, совершаемым во славу Божию.

Достойное место на своих занятиях я предоставляю народным играм. С их помощью легко решается благородная воспитательная задача – учить добру, мудрости и милосердию.

А также использую классическую музыку П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Г. В. Свиридова и других композиторов; церковные песнопения, записи колокольных звонов.

Опыт проведения интегрированных занятий показывает, что они способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в коллективе, собственному духовному совершенствованию педагога, воспитанников и их родителей, развитию совести и нравственной гражданской позиции, воспитанию в детях стремления к добродетелям и желания с Божией помощью преодолевать свои пороки.

Высокая нравственность человека начинается с веры в святыни. Человек, верящий в святыни своего Отечества, обладает великим даром любви. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в восхищении, изумлении красотой природы; красотой человека: внутренней и внешней, как творении Божия.

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество. Целью данного проекта являлось обобщение и углубление знаний детей о культуре своего народа,русском народном искусстве и фольклоре. Определив.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Красота спасёт мир
Опубликовано: 16 октября 2013 в 23:43
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...