Красота спасёт мир

Татьяна Черникова
Красота спасёт мир

Православные культурно-исторические традиции имеют тысячелетний опыт духовно-нравственной жизни народа, являются основой педагогики, народного творчества, науки, искусства, имеют в себе и этическое, и эстетическое содержание.

Православная Церковь внесла дух божественной христианской любви в русскую национальную культуру, поэзию, живопись, музыку. Именно Православие было избрано нашими предками, искавшими в религии благодати и красоты.

По мнению монаха Киприана (Ященко): «Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа».

В российской педагогике духовно-нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на православных добродетелях, вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства является вопросом первостепенной важности. Велика и неоспорима роль искусства, и в частности музыки, в решении данной проблемы.

Однако музыка бывает разная, и потому в воспитательных целях она требует самого жесткого отбора, т. к. музыка может оказывать на ребёнка как высоконравственное, так и развращающее влияние.

Настоящим стихийным бедствием следует считать бесконечный поток безнравственной по своей сути рок-музыки, обрушивающейся на головы людей с телеэкрана, радио и концертных площадок, несущий в себе огромную разрушительную силу, сметающий на своём пути веками устоявшиеся духовно-нравственные общечеловеческие ценности, связанные с идеями добра и зла.

Механические ритмы и назойливые мелодии, повторяющиеся бесконечное количество раз, оказывают гипнотическое действие на слушателей, приводя их в состояние транса. Это воздействие ещё более усиливается благодаря специфическому звучанию электроакустической аппаратуры, «крамольности» содержания текстов песен, безнравственных телодвижений и шокирующего внешнего облика исполнителей.

Дети, незащищённые прочными нравственными устоями, попадая в магическое поле воздействия такой музыки, легко принимают всё это как эталон для подражания. Идеи, заложенные в песнях современной поп-музыки, прямо или косвенно тлетворно воздействуют на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения и по сути своей являются богоборческими, отрицая основные христианские заповеди. Какой поставить заслон этому наваждению?

Трудно переоценить роль музыкального руководителя и хореографа дошкольного учреждения. Через их руки проходит каждый ребёнок, они могут выработать иммунитет к антигуманному искусству, сформировать неприятие безнравственности в любом её проявлении через воспитание эстетических чувств на примерах высокохудожественных произведений музыкального искусства, ибо истина познаётся в сравнении. Этими примерами могут служить лучшие образцы фольклора, композиторов-классиков и церковной музыки. Дети, с детства приученные слушать классическую музыку, развивающиеся под ее влиянием, смогут устоять под напором современной псевдомузыки.

Значение ритма в обучении детей велико и как средство развития грации, ловкости, координации движений, и ещё как фактор общего развития. На почве ритма крепнет целомудрие – таков был дохристианский взгляд греков, душам которых был открыт идеал целомудрия и отвращения от грязи пола. Ритм в их представлении был настолько могучим средством, что служил для укрощения «стихий» (миф об Орфее). Ритмика естественно может быть переходом к танцу. «Мы надеемся, - говорит прот. В. Зеньковский, - что в христианском обществе изменится взгляд на танцы, что выработается более светлый взгляд, который облагородит танец и вернёт ему ту воспитательную силу, которая ему присуща». Чувство ритма в танцах, овладение пространством, чувство лёгкости, например, в вальсе сообщает окрылённость, даёт подлинные внутренние силы, причём тело здесь превращено в инструмент души. «К культуре тела не следует относиться небрежно, так как тело иерархически подчинено духу, и эта подчинённость не оправдывает небрежного или пренебрежительного отношения к нему», - говорит прот. В. Зеньковский.

У детей любовь к ритму очень велика, но, к сожалению, очень часто у детей чувство ритма отсутствует. Поэтому воспитателям и педагогам не следует забывать, что раннее детство – есть лучшее время, для того чтобы внести в детскую душу красоту ритма и приучить к нему.

В детстве важнее всего напитать душу, и тут нужно использовать все мировые достижения в области музыки, литературы, искусства, чтобы душа могла противостоять плоти. Так как всё лучшее в мире ведёт к Богу, к православию, и грех этим не воспользоваться.

Ф. М. Достоевский выражением «красота спасёт мир» говорил о внутренней, сердечной красоте человека, подразумевая православную идею спасения мира через восстановление в человеке образа Божия. Согласно священному Писанию, человек – образ и подобие Божие, поэтому основная задача образования и воспитания – воссоздать этот образ, облагородить сердца воспитанников, развить у них стремление к совершенству. Истинная красота возвышает, облагораживает, просветляет человеческую душу. Красота это воспроизведение Любви в интонациях, звуках, красках, линиях, деяниях - во всей жизни. Она учит распознавать зло и бороться с ним.

Духовность как свойство человеческой души проявляется в способности любить своих близких людей, семью, Бога, находя в этом смысл и радость жизни. Многие наши семьи растеряли значительную часть национальных русских традиций домостроительства. Сейчас мамы нечасто приучают своих дочерей шить, вязать. Отцы редко учат сыновей мастерить, быть сильными и великодушными, уметь защищать семью и Родину. Многие забыли, как нужно отмечать церковные праздники. Мы не знаем, что подарить и как поздравить с именинами; не умеем утешить в горе; а, переступая порог храма, чувствуем себя беспомощными. Всё это создаёт почву различным предрассудкам и суевериям.

В нашем коллективе работа по духовно-нравственному воспитанию детей скоординирована с годовым календарным кругом. Основой его является церковный календарь, а также церковные и светские праздники. Они не противоречат друг другу, а, напротив, взаимно дополняют.

В своей работе я придаю большое значение воспитанию в детях нравственных качеств. Через игру дети учатся многим христианским добродетелям: терпимости к другим, смирению, благодарности, совестливости и т. д. Для этого привожу примеры из жития Святых угодников Божиих, Пресвятой Богородицы.

Такие занятия как: «Богатыри земли Русской», «Родина – мать, сумей за неё постоять» и др. – воспитывают у детей чувство патриотизма, жертвенности, великодушия.

Темы: «Времена года», «Братья наши меньшие» - раскрывают детям красоту Божьего мира; формируют понятие об экологической проблеме, взаимозависимости человека и природы.

Занятия, посвящённые теме детства, формируют у детей понятие о дружбе; помогают избавиться от эгоизма, равнодушия; закрепляют правила поведения человека, данных Богом.

Праздничные темы: «Рождественская звезда», «Светлое Христово Воскресение» и др. учат детей бескорыстию, любви, добрым делам, совершаемым во славу Божию.

Достойное место на своих занятиях я предоставляю народным играм. С их помощью легко решается благородная воспитательная задача – учить добру, мудрости и милосердию.

А также использую классическую музыку П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Г. В. Свиридова и других композиторов; церковные песнопения, записи колокольных звонов.

Опыт проведения интегрированных занятий показывает, что они способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в коллективе, собственному духовному совершенствованию педагога, воспитанников и их родителей, развитию совести и нравственной гражданской позиции, воспитанию в детях стремления к добродетелям и желания с Божией помощью преодолевать свои пороки.

Высокая нравственность человека начинается с веры в святыни. Человек, верящий в святыни своего Отечества, обладает великим даром любви. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в восхищении, изумлении красотой природы; красотой человека: внутренней и внешней, как творении Божия.

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество. Целью данного проекта являлось обобщение и углубление знаний детей о культуре своего народа,русском народном искусстве и фольклоре. Определив.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Дикие животные
  • История
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Красота спасёт мир
Опубликовано: 16 октября 2013 в 23:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...