Лучший педагог года

Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства

Нонна Арзуманян
Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития ЦНС, всех психических процессов, речи.

Публикация «Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства» размещена в разделах

Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребёнка данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи - исследователи детского рисунка. В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др., которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

Исходя из разнообразия направлений изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, необходимо обогащать техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными и новыми материалами, а также посредством сочетания разных материалов и техник. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и т. д.

В своей работе с младшими дошкольниками я использую такие техники рисования, как:

«Пальчики – палитры» (рисование пальчиками);

«Печатание»;

«Кляксография»;

«Рисование ладошками»;

«Рисование ватной палочкой».

Эти техники способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов.

В своей работе я также использую лепку из пластилина и соленого теста. Кроме того, обратила свое внимание на пластилиновую живопись. Однако в ней заложены немалые воспитательные резервы, педагогические возможности, отмечается тесная взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Данный вид изобразительной деятельности использую в работе часто, поскольку он вовлекает в работу движение рук, зрительное восприятие, оказывает огромное влияние на развитие психических процессов, речь. Практика пластилиновой живописи доступна детям различной степени одаренности, максимально способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Кроме того, дети с удовольствием «рисуют пластилином».

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает и аппликация. Например, путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые потом используются для заполнения контура рисунка. Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликации из круп, из цветной бумаги (использую технику обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики).

Активизировать, заинтересовать, раскрепостить каждого ребёнка, развить познавательный интерес позволило включение в изобразительную деятельность игры. Так, мной использовались следующие формы игрового изобразительного взаимодействия с детьми:

игры-упражнения – деятельность, направленная на усовершенствование умений и навыков в изобразительной деятельности;

игры-изобразительные – деятельность, в которой осваиваются элементарные закономерности изображения в специально организованных игровых условиях;

игротренинг пальчиковый – деятельность, направленная на приобретение навыков, сформированности мелкой моторики рук и развития речи.

Конечно, умелыми пальцы детей становятся далеко не сразу. Но при этом я всегда обращаю особое внимание на то, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Ведь первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Поэтому я уверена, что воспитателю, прежде всего, необходимо заботиться о том, чтобы деятельность детей была успешной, поскольку это будет подкреплять их интерес к занятиям.

В заключение отмечу, что одним из важнейших направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят в уголке творчества детские работы, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. Да и желание их детей применить на практике изученные техники в домашних условиях (что, как правило, сопровождается разбрызганной краской, испачканным полом и заляпанным столом) не всегда вызывает восторг и умиление у родителей моих юных творцов. Поэтому с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития ручной умелости их детей посредством применения техник изобразительного искусства мной проводились беседы, мини-консультации, мастер-классы, дни открытых дверей. Привлекаю родителей к изготовлению совместных с ребёнком поделок в рамках тематических недель.

Публикации по теме:

«Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение,.

Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Основы безопасности жизнедеятельности" Мякшина Е. Д. воспитатель д/с «Василёк».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства
Опубликовано: 31 мая 2015 в 21:24
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД