МААМ-картинки

Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»

Абоимова Екатерина
Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«детский сад "Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«История возникновения тряпичной куклы»

(для дошкольного возраста)

Подготовили: Воспитатель-наставник

высшей квалификационной категории Абоимова Е. П.

Молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.

2023г

Аннотация

Актуальность проекта.

Публикация «Краткосрочный проект „История возникновения тряпичной куклы“» размещена в разделах

Приобщение детей к истокам народной культуры является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это важный атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Практическая значимость.

В результате реализации проекта, у детей будут сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

Инновационная направленность.

Инновационность проекта заключается:

в обогащении словаря детей;

в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, русской культурой, традициями, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, деятельности.

Степень распространения представленных материалов.

Проект представлен на педагогическом совете дошкольного учреждения.

Паспорт проекта

Название проекта: «История возникновения тряпичной куклы»

Тип проекта (по продолжительности) краткосрочный

Тип проекта (по виду) познавательно-творческий.

Тип проекта (по кол-ву детей) коллективный

Автор проекта воспитатель-наставник МДОБУ «детский сад «Улыбка» с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области Абоимова Е. П. ;

молодой воспитатель: Кабиева Е. Н.

Актуальность проекта Приобщение детей к истокам народной культуры является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это важный атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цель проекта - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.

Задачи проекта Обучающая:

- Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;

- Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;

- Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.

Развивающая:

- Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

- Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.

- Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.

Участники проекта Дети (3-5 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели разновозрастной группы от 3-5 лет.

Ожидаемы результаты проекта Дети и родители:

Для детей

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой:

-подборка иллюстраций и фотографий;

-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Для родителей:

1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Сроки реализации проекта 10.02.2023-28.02.2023гг.

• Этапы проекта • Подготовительный этап: 10.02.2023

• Реализация проекта: 10.02.2023-28.02.2023гг.

• Презентация проекта: 28.02.2023г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: - Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;

- составление памяток, консультаций, рекомендаций;

- постановка цели и задач проекта;

- выявление знаний детей о тряпичной кукле;

- анкетирование родителей, «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома?»;

- подбор литературы для работы с детьми;

- подбор наглядного материала;

-создание дидактических игр;

-создание музея тряпичной куклы.

Основной этап: - Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта;

- просмотр презентации «Народная тряпичная кукла».

- изготовление народных кукол.

Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».

Чтение художественной литературы;

- сказка «Десятиручка»;

- стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;

- потешки, поговорки, загадки.

Дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения;

- «Составь картинку»;

- «Узнай по описанию»;

- «Узнай элемент узора»;

- «Закончи узор»;

- «Народные промыслы»;

- «Что из чего».

Пальчиковые игры:

- «Наперсток»;

- «Катины куклы».

Хороводные игры:

- «Платок»;

- «Приехала купаленка».

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами.

Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла».

Слушание произведения П. И. Чайковского «Новая кукла».

Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.

Заключительный этап: -Мастер-класс для родителей «Кукла колокольчик»;

- создание мини-музея «Народная тряпичная кукла».

Ход проекта:

Дата Основной этап Участники Ответстве-нный

10.02 1-я половина дня

1)Беседа «История возникновения куклы».

2)Рисование «Моя народная тряпичная кукла».

2-я половина дня

2) Хороводная игра «Платок». Дети, воспитатель Воспитатель

13.02 1-я половина дня

1)Беседа «Виды кукол»

2-я половина дня

2)Пальчиковая гимнастика «Напёрсток». Дети, воспитатель

14.02 1-я половина дня

1)Беседа «Русская народная кукла»

2) Лепка «Сарафан для куклы»

2-я половина дня

1)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери»

2)Дидактическая игра «Узнай по описанию» Дети, воспитатель

17.02

1-я половина дня

1)Беседа «Знакомство с тряпичной куклой».

2-я половина дня

1) Конструирование с детьми «Кукла закрутка».

Дети, воспитатель

18.02 1-я половина дня

1)Просмотр презентации «Русская народная кукла».

2-я половина дня

1)Чтение сказки «Матушкина куколка». Дети, воспитатель

20.02 1-я половина дня

1)Беседа «Моя любимая игрушка».

2-я половина дня

2) Дидактическая игра «Закончи узор». Дети, воспитатель

25.02 1-я половина дня

1)Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».

2-я половина дня

1)Конструирование куклы «Зайчик на пальчик». Дети, воспитатель родители

26.02 1-я половина дня

1)Дидактическая игра «Народные промыслы»

2)Чтение стихов, потешек, загадок о куклах.

2-я половина дня

1)Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

27.02 1-я половина дня

1)Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).

2) Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка». Дети, воспитатель родители

28.02 Завершение проекта:

- создание в группе мини-музея «Музей тряпичной куклы»;

- презентация проекта «История возникновения тряпичной куклы»; Дети, воспитатель

Список литературы

Методическая литература

1. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

2. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

3. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/

4. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками. : Москва

Детская литература

1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

2. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Десятиручка»

стихи и загадки.

Публикации по теме:

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

Фотоотчёт о занятии ОД в старшей группе «История возникновения утюга»Фотоотчёт о занятии ОД в старшей группе «История возникновения утюга» Задачи: Познакомить детей с историей возникновения утюга; расширять кругозор детей; закрепить представление о назначении и функции предметов.

Проект «Георгиевская лента. История возникновения»Проект «Георгиевская лента. История возникновения» Более двух веков Георгиевская лента являлась главным атрибутом военных наград России, СССР, Российской Федерации. В наши дни чёрно – оранжевого.

История возникновения города ВолгодонскаИстория возникновения города Волгодонска Волгодонск один из самых молодых городов Российской Федерации. Его основание связано со строительством Волго-Донского судоходного канала.

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки»Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки» Новогодний праздник, это, прежде всего, красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка, сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства,.

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Проект по москвоведению в старшей группе на тему «История возникновения родного города»Проект по москвоведению в старшей группе на тему «История возникновения родного города» Проект в старшей группе на тему «История возникновения родного города» Вид проекта: краткосрочный. Продолжительность: с 04.09.2023-15.09.2023.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «История возникновения тряпичной куклы»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 17:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД