Краткосрочный проект «Я — будущий первоклассник»

Елена Самарина
Краткосрочный проект «Я — будущий первоклассник»

«Я - будущий первоклассник»

(Краткосрочный проект)

Исполнитель:

Самарина Елена

Григорьевна.

Воспитатель МБДОУ

Д. /с №33

г. Киселёвск.

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Цель проекта.

Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

1. Формирование у детей правильного представления о школе;

2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию

школьника»

4. Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

6. Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

7. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

8. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта

Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

Единство содержания форм и методов работы ;

Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

Принцип доступности;

Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

Воспитатели;

Дети старшего дошкольного возраста;

Родители.

Срок реализации проекта: Февраль-Май 2013г.

Ожидаемый результат

Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

Накопление большого багажа знаний о школе;

Снижение тревожности и у детей и у родителей;

Изменение мотивации детей к школьному обучению;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Организация проекта

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

Организация реализации проекта.

Дата

Февраль.

Март

Апрель

Май Направление работы с детьми. Задачи Формы организации работы с детьми Формы организации работы с родителями

Направление работы с родителями.

Формирование правильных положительных представлений о школе. Сформировать у детей первоначальные знания о школе.

Создать психологическую положительную установку на школу.

Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором и спортивной площадкой. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Развитие положительного образа школы. Диагностика.

Проективное рисование «Я пойду в школу»

Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».

Рассматривание картин о школьной жизни.

Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,

Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,

Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.

Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка).

Рисование «Школа».

Анкетирование родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Родительское собрание «Готовим детей к школе».

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

Формирование представлений о готовности детей к школе

Формирование интереса к школьному обучению. Вызвать положительные эмоциональные переживания.

Познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.

Ознакомить с содержанием школьного обучения.

Показать важность и значимость школьных знаний.

Закрепить знания о школьных атрибутах.

Закрепление полученных знаний и представлений о школе.

Выявление особенности внутренней позиции детей.

Развитие интереса к школе. Общение по детским рисункам «Я в школе».

Просмотр м/ф «Вовка в Тридесятом царстве».

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс». М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября»,

загадки, пословицы и поговорки школьной тематики

Экскурсия в школу №33

Посещение библиотеки.

Беседа «Игры в школе».

Беседа «Школа - новый дом».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Д/и «»Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот»

Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.

Беседа «Подготовка детей к школе».

Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?»

• Формирование интереса к подготовке ребенка к школе

Ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена,0

Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Развивать школьные навыки.

Уточнить знания детей о школьной организации.

Формировать знания о школьной дружбе

Помочь лучше подготовиться к школе. Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!»

Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки».

М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке?», В. Головкин «Не везет»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Занятия: «Школьные правила».

Д/и «Собери портфель».

Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

Консультация «Скоро в школу»

Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».

«Что нельзя говорить школьнику».

«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».

Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции» детей

Признание роли и авторитета учителя Создать образ доброго учителя.

Возбудить чувство доверия к учителю.

Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель» умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».

Упражнение «Учитель делает.»

Рисование «Моя будущая учительница».

С/р игра «Школа»

Итоговое занятие «

Выпускной бал.

Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Родительское собрание «Пора в школу».

Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»

Литература

Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.

Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.

Безруких. М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.

Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.

Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.

Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.

Публикации по теме:

Метод проектов в ДОУ Сейчас очень много говориться об инновационных методах обучения дошкольников. На страницах книг, Интернета можно найти много интересного.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
  • История
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Я — будущий первоклассник»
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 05:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...