Краткосрочный проект «Я — будущий первоклассник»

Елена Самарина
Краткосрочный проект «Я — будущий первоклассник»

«Я - будущий первоклассник»

(Краткосрочный проект)

Исполнитель:

Самарина Елена

Григорьевна.

Воспитатель МБДОУ

Д. /с №33

г. Киселёвск.

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Цель проекта.

Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

1. Формирование у детей правильного представления о школе;

2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию

школьника»

4. Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

6. Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

7. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

8. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта

Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

Единство содержания форм и методов работы ;

Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

Принцип доступности;

Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

Воспитатели;

Дети старшего дошкольного возраста;

Родители.

Срок реализации проекта: Февраль-Май 2013г.

Ожидаемый результат

Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

Накопление большого багажа знаний о школе;

Снижение тревожности и у детей и у родителей;

Изменение мотивации детей к школьному обучению;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Организация проекта

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

Организация реализации проекта.

Дата

Февраль.

Март

Апрель

Май Направление работы с детьми. Задачи Формы организации работы с детьми Формы организации работы с родителями

Направление работы с родителями.

Формирование правильных положительных представлений о школе. Сформировать у детей первоначальные знания о школе.

Создать психологическую положительную установку на школу.

Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором и спортивной площадкой. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Развитие положительного образа школы. Диагностика.

Проективное рисование «Я пойду в школу»

Просмотр м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».

Рассматривание картин о школьной жизни.

Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,

Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,

Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.

Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка).

Рисование «Школа».

Анкетирование родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Родительское собрание «Готовим детей к школе».

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

Формирование представлений о готовности детей к школе

Формирование интереса к школьному обучению. Вызвать положительные эмоциональные переживания.

Познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой.

Ознакомить с содержанием школьного обучения.

Показать важность и значимость школьных знаний.

Закрепить знания о школьных атрибутах.

Закрепление полученных знаний и представлений о школе.

Выявление особенности внутренней позиции детей.

Развитие интереса к школе. Общение по детским рисункам «Я в школе».

Просмотр м/ф «Вовка в Тридесятом царстве».

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс». М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября»,

загадки, пословицы и поговорки школьной тематики

Экскурсия в школу №33

Посещение библиотеки.

Беседа «Игры в школе».

Беседа «Школа - новый дом».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Д/и «»Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот»

Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.

Беседа «Подготовка детей к школе».

Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?»

• Формирование интереса к подготовке ребенка к школе

Ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена,0

Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Развивать школьные навыки.

Уточнить знания детей о школьной организации.

Формировать знания о школьной дружбе

Помочь лучше подготовиться к школе. Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!»

Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки».

М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке?», В. Головкин «Не везет»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Занятия: «Школьные правила».

Д/и «Собери портфель».

Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

Консультация «Скоро в школу»

Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».

«Что нельзя говорить школьнику».

«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».

Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции» детей

Признание роли и авторитета учителя Создать образ доброго учителя.

Возбудить чувство доверия к учителю.

Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель» умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».

Упражнение «Учитель делает.»

Рисование «Моя будущая учительница».

С/р игра «Школа»

Итоговое занятие «

Выпускной бал.

Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Родительское собрание «Пора в школу».

Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»

Литература

Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.

Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.

Безруких. М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.

Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.

Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.

Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.

Публикации по теме:

Метод проектов в ДОУ Сейчас очень много говориться об инновационных методах обучения дошкольников. На страницах книг, Интернета можно найти много интересного.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
  • История
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Я — будущий первоклассник»
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 05:56
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...