МААМ-картинки

Краткосрочный проект «Мой родной город Томск» для детей старшего дошкольного возвраста

Мария Бельтюкова
Краткосрочный проект «Мой родной город Томск» для детей старшего дошкольного возвраста

МАДОУ №15 г. Томск

Проект «Мой родной город Томск» (краткосрочный)

Автор и руководитель проекта : Бельтюкова Мария Николаевна

Проблема: дети мало знают о родном городе. Томск- город студенческий, здесь много молодых семей, где родители являются приезжими из других регионов и городов и сами имеют недостаточно знаний о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Соответственно дети не владеют достаточной информацией.

Публикация «Краткосрочный проект „Мой родной город Томск“ для детей старшего дошкольного возвраста» размещена в разделах

Актуальность: каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Цель проекта :

- расширение знания детей о родном городе;

- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;

- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

Задачи:

1. Формировать представления детей о родном городе.

2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

5. Расширить знания детей о растительном и животном мире Томской области.

6. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Этапы реализации проекта.

1. Концептуальный - обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.

2. Подготовительный

- Изучение методической литературы;

- Составление перспективного плана;

- Создание развивающей среды;

- Подбор игр и оборудования.

3. Формирующий - деятельность в соответствии с тематическим планированием.

4. Итоговый - оценка уровня усвоенных знаний о родном городе, сформированности нравственно-патриотических чувств.

Содержание проектной деятельности.

1 День (понедельник)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность (коммуникативная) «Знаешь ли ты свой город (с использованием иллюстраций «Виды города») Цели: - выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы: - Как называется город, в котором ты живёшь?

- Почему он так называется?

- Что является центром нашего города?

- Как называется эта площадь?

- В нашем городе много памятников, назови их.

- Чем отличается город от деревни?

- Где в городе люди лечатся?

- покупают продукты, лекарства?

- отправляют и получают посылки?

- Назови свой адрес

2) НОД Коммуникация. Развитие речи. Обучение рассказыванию «Город в котором я живу» Цели: - активизировать речевой материал по теме «Город»

- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;

- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах

- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память

3) Образовательная деятельность в режимных моментах Традиция «Утро радостных встреч» Детей встречает игрушка- инопланетянин. Расспрашивает детей, в какой стране и городе они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе.

Цель: - выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире

4) Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.

- настольные игры- пазы с видами Томска

- рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.

Вторая половина дня.

1). Групповая/подгрупповая деятельность

1. Коммуникативная. Д/и «Расскажи о родном городе, : какой он, г. Томск»

Цели: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу

2. ЧХЛ. Познавательное сообщение «Знаете ли вы, почему Томск так назвали

2) Образовательная деятельность в режимных моментах

Д/И «Мы- строители города» (работа с контурной картой) Цели: - ознакомление с контурной картой города; - развития творческого потенциала

Ход игры: - предложить детям на карте «построить» город и стадион, расположить пляж, очистные сооружения, «распахать» поля; - учить размещать всё на карте при помощи определённых значков

3) Работа с родителями: Консультация «Улицы родного города»

2 День (Вторник)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

1. 1. Коммуникативная. Рассказ- беседа об истории возникновения родного города.

Цели: - закреплять знания детей о Томске, - познакомить с историей возникновения

родного города и его основателем

2. Познавательно- исследовательская. Развивающая игра «Путешествие»

Цели: - при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей

города Томска ; - воссоздать макет города который виден со стороны реки Томи

2) Образовательная деятельность в режимных моментах

1. Д/И «Сложи картинку и назови» (виды города Томска)

2. Познавательно- исследовательская (работа с контурной картой)

Цели:- познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по

цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и

водоёмы (голубой)

3) НОД. Рисование «Город, в котором я живу. Мой район, мой дом»

Цели: - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения

- побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности

(цвет- форма)

Вторая половина дня.

1). Образовательная деятельность в режимных моментах. Коммуникативная. Беседа «Музеи Родного Города» Цель: - вспомнить какие бывают музеи, для чего их создают

- рассказать о тех людях, которые создавали музеи и дарили им свои коллекции

- поговорить о музеях, что расположены недалеко от детского сада

2) Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми посетить «Томский Краеведческий Музей»

3 День (Среда)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

1. Коммуникативная. Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»

Цель: - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города,

своего домашнего адреса.

2. Познавательно- исследовательская. Составление схемы улицы, где находится

наш детский сад.

2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).

3) НОД. Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад»

Цели: - расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад; – учить работать коллективно, обсуждать детали работы; - развивать воображение.

Вторая половина дня.

1) СРИ «Улицы родного города» Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, фабрика, аптека, милицейский участок, почта, детский сад);

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры

2) Д/и «Сложи памятник».

3) Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города.

4 День (Четверг)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

1. Коммуникативная. Рассказ детей об интересных местах города Томска, где они уже

успели побывать

2. ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном городе.

2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг о Томске "Деревянная архитектура Томска", «Томские просторы"

3) НОД. Познание Социализация «История возникновения родного города»

Цели: - закреплять знания детей о родном городе; - познакомить с историей возникновения города и его основателем; - воспитывать интерес к истории родного края

Вторая половина дня.

1) Познавательно- исследовательская «Составление Красной книги родного края»

Цель: - рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в Томской области

2) Коммуникативная. Беседа: " Что интересного увидели и запомнили при посещении Тимирязевского музея Леса "

3) Рисование на тему «Животные родного края»

4) Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.

5 День (Пятница)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

Коммуникативная. Составление и отгадывание загадок на тему «мои любимые места в городе Томске

2) Самостоятельная деятельность детей.

Познавательно- исследовательская. Рассматривание иллюстраций промышленных объектов нашего города

3) Поездка на экскурсию по городу «Томск в Легендах и Сказаниях»

Вторая половина дня.

1) Коммуникативная. Беседа «Что больше всего мне запомнилось и понравилось сегодня на экскурсии по городу Томску»

2) ЧХЛ Познавательная сказка Цель: - слушание сказок и заучивание малых жанров устного – народного творчества из сборника «В некотором царстве» фольклор для детей Томской Области

3) Продуктивная. Изготовление альбома «Мой город»

4) Д/и «Угадай, где я нахожусь».

Ожидаемые результаты:

- сформированность у детей представлений о родном городе

- закрепление знаний о названиях улиц, районов, ближайших социальных учреждениях

- знания о растительном и животном мире Томской области

- сформированность представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города

- умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;

- умение ориентироваться по карте – схеме города.

.

Результат проекта :

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.

Список литературы:

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.

2. История названий томских улиц / отв. ред. Г. Н. Старикова. – 2-е изд-е,

доп. и испр. – Томск : D.Print, 2004. – 401 с. : ил.

3. Легенды о Томске [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://mistland.ru/2010/08/legendy-o-tomske/

4. Наш город родной : исторические и памятные места Томска / М. И.

Чугунов, В. А. Соловьева. – Новосибирск: Зап. -Сиб. кн. изд-во, 1982. –

210 с.

5. Познакомьте ребенка с родным городом : консультация для воспитателей

[Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac117.htm

6. Экологическая Азбука для дошкольников и младших школьников "Животные Красной книги Томской области" С. В. Шаляпин [Эл. ресурс]. –

https://ecoclub.nsu.ru/isar/books/edubook6/2-12.htm,

7. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Я шагаю по Москве» Уважаемые педагоги! Вашему вниманию хочу представить краткосрочный проект"Я шагаю по Москве". Этот проект посвящён Дню города Москвы. В.

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Улицы родного города» Проект «Улицы родного города»Вид проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Мой родной город Томск» для детей старшего дошкольного возвраста
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 07:16
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД