Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей «Воображаем и творим»

Елена Чугурова
Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей «Воображаем и творим»

«Воображаем и творим»

- краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей

Составитель:

Чугурова Елена Владимировна

Должность: воспитатель МБДОУ №22

Введение

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру – это сложный процесс. У детей дошкольного возраста огромное желание творить, воображать и получать результат. Начиная уже с младшего возраста, детям даётся возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними.

Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребёнка.

Развитие личности ребёнка не может осуществляться без обучающего влияния взрослого и развивающей среды, а так же реальной действительности самого дошкольника. Содержание и способы этой действительности определяют процесс его психического развития. Деятельность ребёнка формирует его психику. Это относится прежде всего к ведущей деятельности в каждом психологическом возрасте, такой как общение, игровая и орудийно – предметная деятельность.

Психологи выделяют три основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование личности:

* ребёнок начинает осознавать своё «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

* усложняется эмоциональная жизнь ребёнка, обогащается содержание эмоций;

2. Расширение сферы деятельности ребёнка:

* ребёнок приобретает конструктивно – технические умения;

* формируются определённые навыки, умения, речь детей обогащается новыми терминами, дети упражняются в правильном употреблении понятий;

* формируются личностные качества: настойчивость, организованность, общительность, инннициативность, самостоятельность и упорство при достижении цели, умение договариваться со сверстниками.

3. Интенсивно развивается познавательная активность:

* мышление детей в процессе конструктивной и художественной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер;

* развивается планирующая мыслительная деятельность.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значении для умственного развития детей специально изучал А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Таким образом, детское конструирование, в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определённой организации обучения может носить предметно – творческий характер.

Проблемно – ориентированный анализ

Прежде всего конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, эстетического и трудового воспитания.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к миру технического и художественного изобретательства.

Целесоообразно как можно раньше развивать и удержать потенциал детской фантазии, сформировать и усовершенствовать детские способности.

Дети нашей второй младшей группы детского сада №22 «Яблонька» очень заинтересованы в художественно – трудовой деятельности. У них ещё присутствует огромный потенциал фантазий. Чтобы удержать этот потенциал у детей мы провели всеобуч для родителей на тему «Аппликация как способ раннего развития ребёнка», на котором, опросив родителей, выяснили, что большинство родителей не имеют знания о технике аппликации и о её благотворительном влиянии на развитие ребёнка. Поэтому для родителей мы продемонстрировали способы аппликации и им были предложены памятки – рекомендации с занимательными играми в домашних условиях.

Так же у наших детей с успехом развиваются конструктивные способности, но по результатам анкетирования родителей, можно сказать следующее:

*большинство детей не имеют в доме место, отведённое только ему;

*почти все родители не имеют возможности уделять время для игры с ребёнком;

*большинство родителей считают, что с ребёнком нужно играть и заниматься только тогда, когда у обоих хорошее настроение.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: развитие конструкторских и художественных способностей детей основано на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми. Необходимо вовлекать семью в воспитательный процесс. Только в процессе такого взаимодействия взрослые начнут лучше понимать ребёнка, а личность самого дошкольника, его индивидуальность и творческий потенциал будет успешно развиваться.

Цель, задачи, планируемый результат

Чтобы помочь развить у детей все виды художественного труда и конструирования необходима организация работы с детьми и родителями по теме «Конструктивные и художественные способности детей».

Целью нашей работы является:

развитие конструктивных знаний и художественных умений и закрепить ранее полученные навыки у детей при тесном взаимодействии с родителями.

Обоснование цели связано с тем, что конструктивное и художественное умение является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления и благоприятным условием для комплексного воздействия на весь ход психического развития ребёнка.

Для достижения цели мы определили следующие задачи:

*создать условия для самостоятельного эксперементирования с различными материалами;

*разработать систему мероприятий с детьми и родителями для детей 4-5 года жизни, которая включает задачи, содержание, методы, формы работы, создание условий.

*составить перспективный план работы.

Планируемый результат:

Если мы организуем работу по развитию конструктивных и художественных способностей детей, то:

у детей:

*сформируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность;

*повысится оптимальный уровень навыков и умений.

у родителей:

*активизируется педагогический потенциал по вопросам конструктивного и художественного воспитания детей.

мы как педагоги сможем:

*установить тесное взаимодействие детского сада, семьи и социума в конструктивном и художественном развитии детей;

Для решения поставленных задач необходим ряд условий:

*руководство основными дидактическими принципами в деятельности детей: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности;

*приобщение родителей к активному участию в создании среды для развития у детей конструктивных и художественных способностей.

Перспективный план работы (на три месяца)

Цель:

*развитие у детей конструктивных и художественных навыков и закрепление ранее полученных;

*воспитывать у детей устойчивый интерес к играм с постройками и конструированию;

*создавать условия для проведения коллективных строительных игр, связанных с игровой деятельностью;

*постепенное усложнение конструктивных заданий детям;

*воспитывать интерес к занятиям аппликацией;

*повышение у родителей интереса к педагогическому процессу и развитию у детей конструктивных и художественных способностей.

Задачи:

*сформировать у детей представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость)

*совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали;

* побуждать детей обыгрывать сооружения, объединяться в играх;

*поупражнять детей в изготовлении плоских и объёмных поделок, оживляя их прорисовывая фломастером мелкие детали;

*улучшить условия для свободной деятельности детей (уголок конструирования и художественной деятельности);

* приобщать родителей к улучшению конструктивной и художественной среде (приобретение конструкторов, контейнеров для бросового материала и т. д.);

*проведение родительского собрания по теме «Конструктивное и художественное развитие ребёнка» в сентябре 2012 г.

Вывод

Таким образом, строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.   

Чем чаще родители будут в курсе того, чем мы занимаемся с детьми, чем чаще родителям будет предлагаться изготовить различные пособия и материалы и чем чаще мы будем показывать им результаты детской деятельности, то безусловно совместная работа приведёт к большому успеху!

  

Литература

*Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. «-е, доп. М., «Просвещение», 1976 г.

*Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. -М. : ТЦ Сфера, 2007 г.

*Рогов Е. И. Настольная книга психолога., М. : Гуманит. Изд. Центр «Владос»,1999 г.

*Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008 г.

Приложение

*анкеты родителей по опросу о наличии рабочего места для творчества дома и о детско – родительских отношениях.

*перспективный план работы

* фотоматериал выставки совместного творчества детей и их родителей «Первый весенний цветок»

*фоторепортаж из группы №7 Детского сада «Яблонька»

Публикации по теме:

Программа для детей с Нода (4–5 лет) по рукотворному миру «Не от скуки на все руки» Программа по рукотворному миру "Не от скуки на все руки" разработана в соответствии с документами в сфере дошкольного образования в рамках.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей «Воображаем и творим»
Опубликовано: 24 августа 2013 в 15:01
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...