Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей «Воображаем и творим»

Елена Чугурова
Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей «Воображаем и творим»

«Воображаем и творим»

- краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей

Составитель:

Чугурова Елена Владимировна

Должность: воспитатель МБДОУ №22

Введение

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру – это сложный процесс. У детей дошкольного возраста огромное желание творить, воображать и получать результат. Начиная уже с младшего возраста, детям даётся возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними.

Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребёнка.

Развитие личности ребёнка не может осуществляться без обучающего влияния взрослого и развивающей среды, а так же реальной действительности самого дошкольника. Содержание и способы этой действительности определяют процесс его психического развития. Деятельность ребёнка формирует его психику. Это относится прежде всего к ведущей деятельности в каждом психологическом возрасте, такой как общение, игровая и орудийно – предметная деятельность.

Психологи выделяют три основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование личности:

* ребёнок начинает осознавать своё «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

* усложняется эмоциональная жизнь ребёнка, обогащается содержание эмоций;

2. Расширение сферы деятельности ребёнка:

* ребёнок приобретает конструктивно – технические умения;

* формируются определённые навыки, умения, речь детей обогащается новыми терминами, дети упражняются в правильном употреблении понятий;

* формируются личностные качества: настойчивость, организованность, общительность, инннициативность, самостоятельность и упорство при достижении цели, умение договариваться со сверстниками.

3. Интенсивно развивается познавательная активность:

* мышление детей в процессе конструктивной и художественной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер;

* развивается планирующая мыслительная деятельность.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значении для умственного развития детей специально изучал А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Таким образом, детское конструирование, в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определённой организации обучения может носить предметно – творческий характер.

Проблемно – ориентированный анализ

Прежде всего конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, эстетического и трудового воспитания.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к миру технического и художественного изобретательства.

Целесоообразно как можно раньше развивать и удержать потенциал детской фантазии, сформировать и усовершенствовать детские способности.

Дети нашей второй младшей группы детского сада №22 «Яблонька» очень заинтересованы в художественно – трудовой деятельности. У них ещё присутствует огромный потенциал фантазий. Чтобы удержать этот потенциал у детей мы провели всеобуч для родителей на тему «Аппликация как способ раннего развития ребёнка», на котором, опросив родителей, выяснили, что большинство родителей не имеют знания о технике аппликации и о её благотворительном влиянии на развитие ребёнка. Поэтому для родителей мы продемонстрировали способы аппликации и им были предложены памятки – рекомендации с занимательными играми в домашних условиях.

Так же у наших детей с успехом развиваются конструктивные способности, но по результатам анкетирования родителей, можно сказать следующее:

*большинство детей не имеют в доме место, отведённое только ему;

*почти все родители не имеют возможности уделять время для игры с ребёнком;

*большинство родителей считают, что с ребёнком нужно играть и заниматься только тогда, когда у обоих хорошее настроение.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: развитие конструкторских и художественных способностей детей основано на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми. Необходимо вовлекать семью в воспитательный процесс. Только в процессе такого взаимодействия взрослые начнут лучше понимать ребёнка, а личность самого дошкольника, его индивидуальность и творческий потенциал будет успешно развиваться.

Цель, задачи, планируемый результат

Чтобы помочь развить у детей все виды художественного труда и конструирования необходима организация работы с детьми и родителями по теме «Конструктивные и художественные способности детей».

Целью нашей работы является:

развитие конструктивных знаний и художественных умений и закрепить ранее полученные навыки у детей при тесном взаимодействии с родителями.

Обоснование цели связано с тем, что конструктивное и художественное умение является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления и благоприятным условием для комплексного воздействия на весь ход психического развития ребёнка.

Для достижения цели мы определили следующие задачи:

*создать условия для самостоятельного эксперементирования с различными материалами;

*разработать систему мероприятий с детьми и родителями для детей 4-5 года жизни, которая включает задачи, содержание, методы, формы работы, создание условий.

*составить перспективный план работы.

Планируемый результат:

Если мы организуем работу по развитию конструктивных и художественных способностей детей, то:

у детей:

*сформируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность;

*повысится оптимальный уровень навыков и умений.

у родителей:

*активизируется педагогический потенциал по вопросам конструктивного и художественного воспитания детей.

мы как педагоги сможем:

*установить тесное взаимодействие детского сада, семьи и социума в конструктивном и художественном развитии детей;

Для решения поставленных задач необходим ряд условий:

*руководство основными дидактическими принципами в деятельности детей: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности;

*приобщение родителей к активному участию в создании среды для развития у детей конструктивных и художественных способностей.

Перспективный план работы (на три месяца)

Цель:

*развитие у детей конструктивных и художественных навыков и закрепление ранее полученных;

*воспитывать у детей устойчивый интерес к играм с постройками и конструированию;

*создавать условия для проведения коллективных строительных игр, связанных с игровой деятельностью;

*постепенное усложнение конструктивных заданий детям;

*воспитывать интерес к занятиям аппликацией;

*повышение у родителей интереса к педагогическому процессу и развитию у детей конструктивных и художественных способностей.

Задачи:

*сформировать у детей представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость)

*совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали;

* побуждать детей обыгрывать сооружения, объединяться в играх;

*поупражнять детей в изготовлении плоских и объёмных поделок, оживляя их прорисовывая фломастером мелкие детали;

*улучшить условия для свободной деятельности детей (уголок конструирования и художественной деятельности);

* приобщать родителей к улучшению конструктивной и художественной среде (приобретение конструкторов, контейнеров для бросового материала и т. д.);

*проведение родительского собрания по теме «Конструктивное и художественное развитие ребёнка» в сентябре 2012 г.

Вывод

Таким образом, строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.   

Чем чаще родители будут в курсе того, чем мы занимаемся с детьми, чем чаще родителям будет предлагаться изготовить различные пособия и материалы и чем чаще мы будем показывать им результаты детской деятельности, то безусловно совместная работа приведёт к большому успеху!

  

Литература

*Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. «-е, доп. М., «Просвещение», 1976 г.

*Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. -М. : ТЦ Сфера, 2007 г.

*Рогов Е. И. Настольная книга психолога., М. : Гуманит. Изд. Центр «Владос»,1999 г.

*Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008 г.

Приложение

*анкеты родителей по опросу о наличии рабочего места для творчества дома и о детско – родительских отношениях.

*перспективный план работы

* фотоматериал выставки совместного творчества детей и их родителей «Первый весенний цветок»

*фоторепортаж из группы №7 Детского сада «Яблонька»

Публикации по теме:

Программа для детей с Нода (4–5 лет) по рукотворному миру «Не от скуки на все руки» Программа по рукотворному миру "Не от скуки на все руки" разработана в соответствии с документами в сфере дошкольного образования в рамках.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей «Воображаем и творим»
Опубликовано: 24 августа 2013 в 15:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...