Anastasiia andreevna
Краткосрочный проект «Синичкин день»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Знайки»
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.
Вид проекта : групповой
Участники проекта : Педагоги, дети (5-7 лет, родители.
Срок реализации: с 08.11.2021г. – 12.11.2021г.
Публикация «Краткосрочный проект „Синичкин день“» размещена в разделах
Тема проекта “ Синичкин день” выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности.
Получив опыт природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания.
Если подобная работа пройдет с дошкольного детства до взросления, мы получим экологически грамотного человека.
Актуальность проекта.
В современных условиях экологическое воспитание детей становиться особенно актуальным и необходимым. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам. Поэтому очень важно научить детей любить, уважать и беречь природу.
Проблема: У воспитанников недостаточно знаний о синицах, об экологическом празднике «Синичкин день». У дошкольников не сформировано экологическое сознание и культура.
Цель: Дать детям представления об экологическом празднике «Синичкин день» посредством проведения различных мероприятий.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Научить распознавать синицу по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в зимний период.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в группе.
Развивающие:
1. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
4. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;
2. Пополнят свои знания о зимующих птицах;
3. Расширять словарный запас;
4. Научаться заботиться о зимующих птицах;
5. Приобретут экологическую привычку подкармливать птиц зимой.
Основные направления реализации проекта :
1. Социально – коммуникативное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Познавательное развитие.
4. Художественно – эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Продукт проекта :
1. Пополнение предметно - развивающей среды.
2. Создание тематического альбома: «Зимующие птицы».
3. Картотека художественной литературы для чтения детям о птицах.
4. Пополнение медио –коллекции.
5. Картотека загадок для детей о птицах.
6. Изготовление и развешивание кормушек.
Работа с родителями:
1. Информирование на сайте в вконтакт об экологическом празднике «Синичкин день».
2. Консультация «Покормите птиц зимой», «Чем подкармливать птиц зимой».
3. Изготовление кормушек для птиц.
4. Выставка детских работ.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
• Составление плана деятельности;
• Подборка иллюстраций, картинок, книг, мультфильмов;
• Оформление природного уголка;
• Подготовка цикла бесед и презентаций о зимующих и прелетных птицах;
• Советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о синицах, о «Синичкином дне».
2 этап - основной, организационно-практический
• Беседы с детьми о прелетных и зимующих птицах, о синичках;
• Рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов о птицах;
• Чтение художественной литературы;
• Заучивание стихотворений о птицах;
• Творческие работы детей на тему проекта;
• Изготовление родителями с детьми кормушки для птиц.
3 этап - заключительный
• Оформление выставки творческих работ детей по теме проекта;
• Рассказы детей о птицах;
• Повесить кормушки для птиц на участке детского сада.
Основные мероприятия проекта :
Для реализации проекта мы разработали план мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
Подобрали литературу, видео, иллюстрации с изображением птиц. Составили презентацию о зимующих и перелетных птицах. С детьми проводили беседы о птицах. Во время режимных моментов с детьми просматривали мультфильмы, читали рассказы, сказки, пословицы, поговорки, стихи о птицах.
Для родителей организовали и провели консультации о том, как детям правильно и понятно рассказать птицах.
На сайте вконтакте поместили материал о птицах, о «Синичкином дне».
Для изготовления кормушек привлекли родителей.
По просьбе педагогов, родители группы подобрали материал о птицах, дети на занятиях выступали с сообщениями о синицах.
Составили конспекты занятий по познавательному развитию (исследовательская деятельность, развитие математических представлений, по речевому развитию, по художественно-эстетическому развитию.
На прогулках наблюдали за птицами, прилетающими на участок, вешали кормушки, насыпали корм, проводили игры (подвижные, дидактические).
План реализации проекта.
«Синичкина неделя».
Реализация проекта планируется осуществлять в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по пяти образовательным областям.
Познавательное развитие:
• Беседы с детьми о прелетных и зимующих птицах. Беседа «Что мы знаем о синичке».
• Занятие по теме «Перелетные и зимующие птицы».
• Занятие по развитию математических представлений «Зимовье птиц».
• Наблюдения за птицами на участке.
• Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах.
• Конструирование из бумаги птички.
• Расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
Речевое развитие:
• Беседы о птицах.
• Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением птиц.
• Отгадывание загадок о птицах.
• Составление описательных рассказов с помощью ИКТ
• Использование поговорок, пословиц.
• Заучивание стихотворений о птицах.
Чтение художественной литературы:
• Н. Сладков «Синичкина кладовая», В. Воронкова «Птичьи кормушки», стихи о птицах, В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкий «Рассказы о птицах».
• Разучивание заклички «Синичка-невеличка».
• Продолжать работу по развитию связной речи, памяти, внимания.
• Уточнить знания детей о птицах.
• Воспитывать желание детей помогать птицам в трудное для них время.
Художественно-эстетическое развитие:
• Аппликация «Синички».
• Рисование «Синички на ветках».
• Лепка «Птичка-невеличка».
• Формировать умение передавать внешний вид птиц. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Художественно-эстетическое развитие:
• Музыка.
• Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах.
• Разучивание музыкальных игр.
• Развивать музыкальный слух, эмоции.
Физическое развитие.
• Подвижные игры: Воробушки и кот», Гуси-лебеди», «Улетают- не улетают», «Совушка», «Воробушки и автомобиль».
• Развивать общую моторику, координацию движений.
Социально-коммуникативное развитие:
• Игры: «Посчитай», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Зимующие-перелётные», «Один-много».
• «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чей домик?».
• Беседы о птицах (зимующие, перелётные).
• Изготовление кормушек для птиц.
• Расширить знания детей о птицах.
• Взаимодействие с родителями.
• Изготовление кормушек с родителями.
• Беседы с детьми о птицах.
• Составление рассказов о синицах
• Оформить группу вконтакте («Добрые советы», «Синица пищит – зиму вещит, холод накликает»).
• Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей.
Литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Интернет-ресурсы.
3. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
4. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М: Просвещение 2012г.
6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - М: Мозаика- Синтез, 2016- 200с.
7. О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014 -150с.
8. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004