Лучший педагог года

Круглый стол для педагогов ДОУ «Организация совместной деятельности по ФЭМП»

Зинаида Цветкова
Круглый стол для педагогов ДОУ «Организация совместной деятельности по ФЭМП»

Участники делятся на три подгруппы, на столах карточки с вопросами.

Вступительное слово ведущего.

Всем известно, что именно математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. В соответствии с ФГОС в ООП не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие» выделен раздел «Формирование математических представлений». Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее. С учётом ФГОС к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Публикация «Круглый стол для педагогов ДОУ „Организация совместной деятельности по ФЭМП“» размещена в разделах

Основные цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО:

• Развитие логико - математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).

• Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; освоение детьми экспериментально - исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).

• Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация).

• Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.

• Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки,

сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.

• Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

• Развитие активности и инициативности детей.

• Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Переходим к основной части нашей деловой игры.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

- Обсуждение основных вопросов. Педагоги зачитывают вопрос из конверта.

I. Назовите разделы, которые входят в содержание ФЭМП каждой возрастной группы:

- количество и счёт;

- величина;

- форма;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени.

II. Какие обще дидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

- Систематичность (знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям.)

- Последовательность.

- Постепенность (при переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденному материалу - этим обеспечивается правильное усвоение материала).

- Индивидуальный подход (необходимо учитывать способности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать нужные задания).

- Научность (детям даются точные знания, чёткие формулировки).

- Принцип интеграции образовательных областей – это основополагающий принцип, предложенный ФГОС. (В соответствии с принципом интеграции образовательных областей программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы).

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы.

- Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально - коммуникативным и речевым развитием.

Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контексте взаимодействия в конкретных ситуациях. Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др., способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

- Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.

- Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры, при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова- понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.).

III. Какие группы задач решаются во время НОД по ФЭМП?

- Образовательные – чему будем учить ребёнка, с чем знакомить, какие представления расширять, подводить к пониманию, в чём упражнять.

- Развивающие – что развивать, закреплять. Развивать внимание, логику, познавательный интерес, умение слушать, анализировать, видеть самое главное, существенное; работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

- Воспитательные – что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов.

Мозговой штурм. Каждая команда даёт быстрые ответы на пять вопросов.

I. - Графическое изображение числа (цифра)

- Математическое действие (сложение, вычитание)

- Единица длины (сантиметр)

- К какой О. О. относится раздел ФЭМП? («Познавательное развитие»)

- Соседи числа «65» (предыдущее число «64», последующее «66»)

II. - Геометрическая фигура с четырьмя углами (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)

- То, что нас окружает (пространство)

- Какое число больше «45» и меньше «47»?

- Результат сложения (сумма)

- Два вида наглядного материала, используемые во время проведения НОД (демонстрационный и раздаточный).

III. - Соседи числа «98» («97» и «99»)

- Половина яблока? (1/2)

- Математический знак (равенство, плюс, минус)

- Объёмная, геометрическая фигура без углов. (Шар)

- Вопрос, который задаём детям при порядковом счёте предметов? (Который по счёту)

I. К какой возрастной группе относятся задачи?

1. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. (Средняя группа)

2. Различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке. Понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». (2 младшая группа)

3. Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному, или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. (Подготовительная к школе группа)

4. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 на наглядной основе. (Старшая группа)

5. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. (Подготовительная к школе группа)

6. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». (Средняя группа)

7. Учить детей ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). (Старшая группа)

8. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. (2 младшая группа)

9. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=). (Подготовительная к школе группа)

I. Формы работы по ФЭМП:

• Организованная образовательная деятельность.

• Демонстрационные опыты.

• Математические досуги, викторины.

• Театрализация с математическим содержанием.

• Обучение в повседневных бытовых ситуациях.

• Беседы.

• Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

II. Методы, используемые во время НОД по ФЭМП.

• Словесные (вопросы к детям).

• Наглядные.

• Игровые.

• Практические (упражнения, игровые задачи, дидактические игры и упражнения).

III. Целевые ориентиры по ФЭМП:

• Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.

• Считает, вычисляет, измеряет, моделирует.

• Владеет математической терминологией.

• Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление.

• Владеет простейшими графическим навыками и умениями.

• Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

Предлагаю подумать всем и выделить основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:

• Многословие, неточность в постановке вопросов.

• Однообразие наглядного материала, заданий.

• Неверное расположение материала.

• Использование неэстетичного наглядного материала, не отвечающего педагогическим требованиям.

Что необходимо для того, чтобы образовательная деятельность давала хорошие результаты (к НОД необходимо тщательно готовиться):

• Продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний.

• Подобрать разнообразный материал.

• Продумать формы организации деятельности детей.

Математическое развитие ребенка в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями.

- Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия

указывать, контролировать, оценивать.

- Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка.

Цели взаимодействия с семьей.

1. Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

2. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума.

3. Способствовать улучшению детско-родительских отношений.

4. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.

Задачи взаимодействия ДОО с семьями воспитанников:

1. Сделать ДОО и семью союзниками в развитии математических представлений.

2. Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка.

3. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада и развитию познавательного интереса детей.

4. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

5. Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.

6. Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.

ВЫВОДЫ:

1. Окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является основным источником развития элементарных математических представлений.

2. Ненавязчивое влияние взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители оказывает положительное отношение детей к развитию познавательного интереса у ребенка.

3. Формирование математических представлений в повседневной жизни не должно носить эпизодический характер. Очень важно обеспечить систематизацию приобретенных знаний, чтобы все представления и понятия детей о множестве числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности.

«…математика – это цепь понятий: выпадает одно

зернышко и непонятно будет дальнейшее» (Н. К. Крупская)

4. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками развития у ребенка математических представлений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Конспект занятия «Организация совместной деятельности, способствующей социально-эмоциональному развитию детей» Программные задачи: 1. Формировать элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных героев. 2. Помочь детям понять.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы)Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы) Цели: • развитие познавательных интересов; • развитие творческих способностей; • воспитание чувства доброты и сопереживания, умение.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!»Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки»Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки» Цель: формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение.

Круглый стол с родителями подготовительной группы «Знаете ли вы своего ребёнка?»Круглый стол с родителями подготовительной группы «Знаете ли вы своего ребёнка?» ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка?» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Беликова Н. И. Цель: Формирование доброжелательных.

Презентация «Организация игровой деятельности. Ландшафтный многофункциональный стол» 1 слайд Представляю вашему вниманию презентацию «Организация игровой деятельности -ЛАНДШАФТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТОЛ.» 2 слайд. Стол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов ДОУ «Организация совместной деятельности по ФЭМП»
Опубликовано: 20 мая 2020 в 16:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД