Папки-передвижки

Круглый стол для педагогов «Проектная деятельность»

Наталья Соломаха
Круглый стол для педагогов «Проектная деятельность»

Круглый стол для педагогов Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога.

Наталья Соломаха

МБДОУ №44 Детский сад «Колобок»

Солнечногорский район

Цель:

теоретически обосновать особенности проектного обучения в системе учебных занятий, доказать эффективность её использования. Определить направленность её применения.

Задачи:

Публикация «Круглый стол для педагогов „Проектная деятельность“» размещена в разделах

Раскрыть понятие проектного обучения.

Определить задачи проектного обучения.

Определить предмет проектного обучения.

Изучить содержание технологии проектного обучения.

Обосновать необходимость внедрения метода проектов в ДОУ на современном этапе.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности). Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности. Таким образом, возникло понятие технологии педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и начального общего образования.

Особое внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты для педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование. В новых федеральных государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность выделена как отдельная образовательная область.

Тема педагогическое проектирования, как способа мотивации инновационной деятельности педагогов очень актуальна, поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога.

Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе. Объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во

взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование -продук-тивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.

В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы работники сферы образования активно участвуют в проектах, т. к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:

на продуктивности воображения;

силе и свободе творчества;

логичности, последовательности совместной с детьми креативной деятельности;

стимулу к развитию социальной активности;

эмоциональном окрашивании жизни и педагогического процесса, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;

Элементы проектной деятельности :

Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы, формулировка предположения (гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.

Задачи проектной деятельности :

• Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

• Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

• Формировать позитивное отношение к работе (ребенок должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

План работы воспитателя по подготовке проекта

Проектная деятельность содержит :

анализ проблемы;

постановка цели;

выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

поиск и обработка информации, материала;

включение в проект игр и других видов детской деятельности;

домашние задания для самостоятельного выполнения;

презентация проекта, открытое занятие;

оценка полученных результатов и выводов.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются :

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

исследовательские - творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно – практико - ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Мама, папа, я – здоровая семья» и др.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.

Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть:

внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.);

мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др. ;

профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.);

мотивы личностной самореализации.

Степень сформированности инновационной деятельности у педагога - педагог осознает необходимость самосовершенствования, целеустремленность, осознание путей и способов внедрения новшеств, педагог открыт новому, ищет и внедряет инновационные способы педагогических решений (примером которым и является педагогическое проектирование,

креативный уровень педагога отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам современной педагогики, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, осваивает компьютерное сопровождение мероприятий, презентации, информатизационные технологии, охотно делится педагогическим опытом, участвует в создании и реализации творческих проектов и педагогическом проектировании, все это мотивирует его инновационную деятельность.

Примерная схема осуществления проекта

«Мама, папа, я - спортивная семья»

Этапы

программы Виды деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Спортивный мир Виды спорта, их классификация

Географические представления. Работа с картинками о видах спорта, спортивной одежде, ее соответствии разным видам спорта. План спортивной площадки возле дома.

Сезоны года По сезонам года - рисунки, аппликации, коллажи «Виды спорта, которыми занимается наша семья».

Составление семейных альбомов «спортивная жизнь нашей семьи», «Виды спорта, которые мы будем осваивать».

Конструирование «Спортивный комплекс», «Стадион», «Спортивная площадка». Спортивные снаряжения и атрибутика, в том числе, в семье.

Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Я - спортсмен», «Угадайте виды спорта по спортивному инвентарю»; «Спортивный инвентарь», «Спортивный магазин» и т. д.

Игры: «Спортивная ходьба», «Мы – надежда олимпиады», «Как закаляться», «Делаешь зарядку-здоровье в порядке» и пр.

Социальное развитие Тематические занятия по открытию Олимпиады – 2014 в Сочи.

Права и обязанности спортсменов, кто отвечает за спорт в семье.

Оформление газеты: виды спорта в нашей семье в разные сезоны года, с рисунками, сопровождающими текстами.

Речь и речевое общение Рассказы детей по темам: «Наши любимые виды спорта», «Выходной день в моей семье», «Спортивные достижения нашей семьи», «Летние виды спорта в нашей семье», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».

Словотворчество. Создание альбомов «Моя спортивная семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».

Межсемейные соревнования «Веселые старты».

Выступление приглашенного спортсмена с рассказом о пользе зарядки, здорового образа жизни, спорта и мире спорта.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественная литература Пословицы и поговорки о спорте.

Чтение сказок Евгения Пермяка «Памятные узелки», стихов С. Маршака, А. Барто и проч. стихи о детях и спорте, Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Дома выучить любое понравившееся стихотворение о спорте или семье.

Декоративно-прикладное искусство и дизайн Рисование «Виды спорта в рисунках», «Семейные виды спорта», «Мы на отдыхе», «Моя семья», «Моя комната», «Любимый вид спорта мой, папы и мамы».

Выпуск семейных газет.

Составление коллажей, аппликаций, посвящённых спорту из природного материала (с участием родителей)

Выставки «Мама, папа, я - спортивная семья».

Культурно-развлекательная Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских спортивных развлечений, пантомимы, декламация стихов. Совместное посещение семьями спортивных соревнований.

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность и ее роль в сближении родителей и детского сада» Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников» «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». (Китайская пословица) Наряду с совершенствованием воспитательно.

Круглый стол для педагогов «Использование рефлексивных техник в ДОУ» Цель: знакомство педагогов с рефлексивными техниками; создание позитивно-эмоционального единства группы; создание в группе атмосферы эмоциональной.

Круглый стол для родителей «Безопасность детей в наших руках» Тема: «Безопасность детей в наших руках» Цель: Воспитание детей законопослушными участниками дорожного движения на примере родителей. Задачи:.

Круглый стол для родителей «Хорошо ли я знаю своего ребёнка?» Любой папаша уверен, что он прекрасно осведомлен о желаниях, стремлениях и мечтаниях родного чада. Виной этому заблуждению — простительный.

Круглый стол для родителей «Заботимся о здоровье детей вместе» Новизна родительского собрания заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой.

Круглый стол для родителей «Здоровье начинается с семьи»Круглый стол для родителей «Здоровье начинается с семьи» 20 ноября в группе раннего возраста «Кроха», прошло родительское собрание. Воспитателями (Смирнова А. В., Белова Г. Б., был организован круглый.

Круглый стол для родителя «Знаю ли я своего ребёнка» «Знаю ли я своего ребёнка» Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. ХОД ВСТРЕЧИ.

Памятка для педагогов «Проектная деятельность в дошкольном учреждении» «Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника» Этапы составления детских проектов: 1. Выделение и постановка проблемы (выбор.

Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Проектная деятельность»
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 18:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД