Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»

Светлана Антропова
Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»

Цель круглого стола - обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГТ и ФГОС.

Задачи:

1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и психологов.

2. Сделать сравнительный анализ программ ФГТ и ФГОС, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.

3. Распространить опыт работы педагогов детского сада по внедрению ФГТ в образовательный процесс ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка Сернур, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:

1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам).

2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций - воспитателя или учителя, обсуждение программ ФГТ и ФГОС по подгруппам).

3. Заключительная часть (рефлексия).

Ход круглого стола:

1. Вводная часть:

- Добрый день, уважаемые коллеги и гости. Разрешите нам завершить работу нашего семинара круглым столом, который мы назвали «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС».

И начать я предлагаю с того, чтобы вы поделились впечатлениями от просмотренных мероприятий в детском саду, постаравшись ответить на поставленные заранее проблемные вопросы:

- Что изменилось в организации образовательного процесса в ДОУ с ведением ФГТ?

- Какие качества, способности и компетентности воспитанников дошкольного учреждения развивались при проведении мероприятий?

- Какие педагогические технологии использовались?

Приглашаются педагоги, проводившие мероприятия, они делают самоанализ (сведения о них представляются на слайдах).

2. Дискуссионная часть:

- Я думаю, что все вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.

Мы предлагаем вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и рассказать, чего вы ждали от школы и учителей.

Мнения участников.

А теперь посмотрите, что ждут наши воспитанники подготовительной к школе группы.

Показ видео.

Из ответов детей видно, что они хотят идти в школу, в которой ждут любого проявления доброты, любви и сердечности, и верят, что их учителя будут самыми красивыми, умными и трудолюбивыми рукодельницами.

Понятие преемственность в педагогике рассматривается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - дошкольники и уважаемые учителя понимаем проблему подготовки к школе?

Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу (участникам раздаются листочки с фразами, просьба - представиться - кто вы воспитатель или учитель:

- С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы ….

- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….

- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит ….

- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….

- Готовность своего ребёнка к школе я оцениваю по ….

- В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

- Как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?

- Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их хотели видеть? Чтобы вы делали по-другому? Какое у вас будет настроение?

Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

Таким образом, на первое место выдвигается психологическая готовность детей к школьному обучению.

Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду):

- состояние здоровья ребенка;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- самостоятельность;

- развитие речи и памяти;

- умение логически мыслить;

- умение организовывать свое рабочее место;

- ответственность;

- умение читать и писать;

- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.

«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.

Итак, два документа - ФГТ и ФГОС, чтобы лучше понимать современные требования в образовании, давайте сделаем сравнительный анализ этих двух программ:

• Можно ли выделить единую теоретическую основу, если да, то, что она предполагает? В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

• Существует ли связь между основными целями? Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ… Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

• На что направлены основные принципы образовательных программ? Образование и в ДУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

• Наглядно в таблице представлены единые формы работы образовательного процесса, которые подразделяются на… Скажите, с какой формы рекомендуется начинать образовательный процесс, например изучения нового материала?

• Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.

Давайте в начале рассмотрим особенности построения образовательной программы и найдем точки соприкосновения (Пояснительная записка, Планируемые результаты, система мониторинга и оценки, разделение образовательного материала на учебные предметы и образовательные области).

Перечислите, пожалуйста, уважаемые учителя название учебных предметов, а воспитатели - образовательные области.

Проверка (на следующем слайде).

Так как дети уже в дошкольном возрасте, а, следовательно, и в начальной школе имеют нарушения физического или психического здоровья, обе программы предусматривают коррекционную работу. В нашем детком саду - профилактика плоскостопия и нарушений осанки, коррекционная работа учителя-логопеда и педагога-психолога.

Программами предусмотрены организационные моменты, охватывающими весь период пребывания детей в ОУ.

Для того чтобы обеспечить развитие личности дошкольника, необходимы условия реализации ОП. ФГТ их разделило на 7 групп:

- требования к кадровому обеспечению

- требования к материально-техническому обеспечению

- требования к учебно-материальному обеспечению

- требования к медико-социальному обеспечению

- требования к информационно-методическому обеспечению

- требования к психолого-педагогическому обеспечению

- требования к финансовому обеспечению

(Краткий анализ некоторых условий)

Теперь рассмотрим требования к результатам двух программ. Скажите, пожалуйста, разработаны ли нормативные документы для данного раздела? Почему нельзя предъявлять требования к результатам в ДУ?

Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. В словаре указано понятие интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются в целое. Интегративное качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах, и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Если сравнить требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС, то можно проследить чёткую преемственную связь.

Процесс реализации преемственности трудный и многогранный, но разработка этих двух документов позволяет действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

3. Заключительная часть - рефлексия:

Образование в общем понятии - сложный организм, состоящий из множества молекул, которые объединяются, расходятся, образуя что-то новое. Давайте и мы с вами попробуем построить дружный и совместный организм.

Игра «Молекулы».

Молекулы, как мы с вами знаем, двигаются, объединяются, расходятся. Все мы превратимся в молекул, сейчас по моей команде молекулы буду объединяться и расходиться. Итак, начинаем:

- Молекулы по парам! По одному! По четыре! По одному! По 5! По одному! По 6! (в результате все участники круглого стола разделились на 6 групп).

Уважаемые коллеги, в заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Но сначала мы хотели бы вам рассказать небольшую притчу:

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей. Красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой группы и выберите шляпу.

Итак, у нас образовано шесть групп:

- Участников с белой шляпой мы просим поделиться какой информацией о ФГТ и ФГОС вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?

- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия - ФГТ, ФГОС, преемственность.

- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на проблему преемственности на современном этапе. Нужна ли преемственность между ДОУ и школой? Существует ли данная проблема? В чем вы видите недостатки реализации преемственности ФГТ и ФГОС?

- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, мы ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества преемственности?

- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации преемственности ФГТ и ФГОС.

- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.

Рефлексия участников круглого стола.

Закончить наш круглый стол нам хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – ПЕДАГОГ".

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение «Методическая работа дошкольных учреждений в Батецком районе» 24 мая на базе МАДОУ детского сада № 3 д. Новое Овсино состоялся методический.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГТ и ФГОС»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 20:22
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...