МААМ-картинки

Круглый стол для родителей «Как воспитать устойчивый интерес к книге?» (1 фото)

Наталья Кобылкина
Круглый стол для родителей «Как воспитать устойчивый интерес к книге?»

«Как воспитать устойчивый интерес к книге

Всестороннее и гармоничное развитие человека – одна из основных задач образования по ФГОС ДО. В этой связи очень важно взрослым знать и понимать закономерности развития ребенка, понимать, как формируются хорошие привычки, интересы ребёнка.

Публикация «Круглый стол для родителей „Как воспитать устойчивый интерес к книге?“» размещена в разделах

Наша задача рассказать о воспитании устойчивого интереса к художественной литературе. Сегодня необычная консультация, я предлагаю в любо время поднимать рук, когда у Вас возникнет вопрос для обсуждения. Начнём?

Предлагаю Вам посмотреть слайд-шоу о наших маленьких артистах (слайды эмоций 10-15 детей группы в разных ситуациях).

Круглый стол для родителей «Как воспитать устойчивый интерес к книге?»

Это Марк, он очень любит фотографироваться.

Благодаря книге у ребенка развивается речь, а вот появляются ли собственные суждения о прочитанном и правильные ли выводы он сделает, как Вы думаете, кто может помочь малышу? И как правильно это сделать? (ответы родителей).

Спасибо, за отклик. Теперь я попрошу Вас, не стесняясь задавать вопросы по тексту моего выступления, договорились?

Восприятие художественного произведения – это сложная внутренняя деятельность, в которой участвует память, воображение, внимание, мышление, эмоции. Мы должны помогать ребенку через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать. Книги, сказки, спектакли – неисчерпаемый источник развития чувств и фантазии ребенка. Они приобщают ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством.

Слушая художественные произведения, малыши сопереживают персонажам и событиям. Надо научить ребенка дарить свою радость достойным персонажам осуждать недостойных. Благодаря сказке познается мир и не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Идея произведения, воплощенная в ярких образах, гораздо понятнее детям, чем сухое морализирование на эту же тему. Ребенок мысленно проходит вместе с героем его путь.

Иллюстрации в детских книгах помогают детям осмыслить прочитанный материал. При рассматривании с детьми иллюстраций, необходимо обратить внимание на эмоциональное состояние персонажей, изображенных на них: почему плачет или смеется тот или иной персонаж? Работа над книгой во время чтения и после должна быть серьезной и творческой. Воспитатель должен быть заранее готов к возможным вопросам и сам готовить вопросы для беседы. Если ребенок не понял при первом знакомстве с произведением, надо еще раз прочитать книгу. Во время чтения не следует делать детям замечания, т. к. это отвлекает, мешает сопереживать героям сказок. По мере развития сюжета сопереживание усиливается, углубляется усвоение содержания произведения, что способствует эмоциональной оценке событий.

Важно, чтобы ребенок плача и жалея, не стремился избегать таких тяжелых для него ситуаций, а пытался выступать как защитник добра и справедливости. Детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания и ею надо пользоваться умело, целенаправленно. Они лучше всяких наставлений действуют на детей. Секрет в том, что в них затронуты сильные детские чувства – гордость, самолюбие.

Кроме умения слушать, необходимо научить пересказывать, вызывать интерес к запоминанию, прививать любовь и бережное отношение к книге.

Воспитывая устойчивый интерес к художественной литературе, нельзя ограничиваться усвоением содержания или моральных назиданий.

Каждый месяц мы знакомим с новой сказкой и 2-3 рассказами. Народные сказки мы рассказываем. Рассказывая, легче передать моральную направленность произведения, остроту ситуаций, свое отношение к событиям. А Вы, как часто читаете своему ребёнку?

Более того, перед чтением, рассказыванием мы проводим подготовку. Так, перед чтением сказки «Федорино горе» К. Чуковского, много непонятых детям слов: сито, корыто, кочерга, ушат, кадушка. За несколько дней до занятия можно рассмотреть эту книгу, выяснить как дети понимают смысл названных слов. В «Айболите» К. Чуковского тоже много названий гор, рек в Африке, названий зверей. Здесь хорошо перед занятием показать книгу «Айболит» с иллюстрациями В. Сутеева.

Когда смысл слов уточнен, животные рассмотрены, имена их запомнились детям, можно предложить детям самостоятельно посмотреть книгу, обменяться впечатлениями. Можно к иллюстрациям этой книги дополнительно показать изображения некоторых животных. Например, Е. Чарушина из книги «Детки в клетке» С. Маршака. Знакомству детей со сказкой «Зимовье» должно предшествовать знакомство со строителем деревянных домов: дома делают из бревен. Бревно – это дерево, которое срубили и обстругали. Из деревянных чурбаков, расщепив их на пластины одинаковой толщины, делают щепу (щепу драть, которой кроют крышу. Печь в таком доме кладут из кирпичей. Кирпичи лепят из глины и обжигают их в печи. Мох растет на болоте. Его сушат, а потом забивают в щели между бревнами – коптят и т. д.

Не следует требовать, чтобы дети запомнили автора, но назвать его необходимо. Иногда можно в начале занятия обратить внимание на название книги. «Я прочту тебе сегодня книжку о стихах. Ее написала З. Александрова. Она называется «Про девочку Да» и так странно зовут детей: «Да» и «Нет». Или «Вы большие человечки или еще маленькие?» - спрашивает взрослый. «Большие – отвечают дети. «Значит, такие как я? – спрашивает воспитатель. «Нет», говорят дети. (Это выясняется, чтобы помочь детям сообразить, что «маленький человечек Жихарка» – это маленький мальчик, а не гном и не карлик, как они могут предположить). Далее можно пояснить, что про маленького человечка еще говорят: «Мал да удал», «Маленький да удаленький». И это означает, что малыш сообразителен, смел, находчив. Про такого смелого и находчивого говорят, что он удал, удаленький, удалец. Перед рассказыванием сказки «Зимовье» предложить поиграть: «Пришла лютая зима» - каким словом можно заменить слово «лютая», - спрашивает воспитатель. «Туго пришлось волку». – это как?

Нужно продумывать вопросы, помогающие детям понять идею произведения, юмористические детали, привлечь к языку. Словом, требуется большая предварительная подготовка. Не очень желательно включать вопросы, отвечая на которые мобилизируется мысль, обобщающая факты, проявляется стремление отыскать информацию. Например, «Что в этой книжке» (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо») названо двумя словами – «это плохо?» Какие поступки в книге отнесены к хорошим? и т. д.

Детям трудно самостоятельно охарактеризовать героя, оценить его поступки, этому должны учить взрослые».

Необходимо постепенно приучали детей самостоятельно находить нужные слова, накапливая их запас. Когда знакомили со сказкой «Красная шапочка», уже запас определений у детей был богаче. Они характеризовали ее как «милую, добрую, доверчивую, заботливую и красивую». Часто в работе с детьми над произведением приходится разбираться в «литературной ситуации». У каждого ребенка есть любимые герои, которые живут в целом ряде сказок. Чувство симпатии к этим персонажам порою мешает правильно оценивать их поступки.

Что бы помочь детям разобраться в ситуации, можно использовать разные приемы. Например, многим детям нравится заяц из сказки «Заяц и ёж». Можно привлечь детей к показу сценки, в которой интонацией и действием дети передадут приветливость ежа и грубость зайца.

Не всегда есть необходимость полностью характеризовать героя. В ряде случаев выделяют только главное качество, например: «Эта добрая книжка о добром человеке. Она начинается словами «добрый и заканчивается словами «слава добрым поварам» (сказка Айболит К. Чуковского) Часто и детям хочется похвалить хорошую книгу. В этом тоже нужна помощь воспитателя. Если при чтении дети смеялись, улыбались, можно определить, что книжка не печальная, а дети подскажут, что она смешная, веселая, забавная. Дети предпочитают книжки с веселым концом.

Знакомя детей с произведением, следует обращать их внимание на образность языка. Одно из условий воспитателя «языкового чутья» у детей целенаправленный разбор произведения. При чтении нужно выделять, оттенять в своей речи образные выражения, затем предоставить возможность ребенку их проговорить, произвести. Помогает в этом вопрос: как в сказке сказано? И стараться повторить как в произведении, целой фразой, спросить 4-5 человек. Можно воспитателю говорить целое предложение из произведения, а дети по ходу вставляют слова, помогают. Почувствовать образность произведения помогают и физминутки. Например, мы предлагали детям, показать как бредут понурые медвежата.

Мы драматизировали отрывки из сказок. Желающих принять участие было много. Что интересно, малоактивные на занятиях дети с большой охотой просились в драматизацию. Видимо, игра берет свое. Другая атмосфера и ребенок раскованно себя чувствует. По мотивам некоторых произведений мы старались играть с детьми: в уличное движение(«Светофор Б. Житкова»).

Дети после чтения находятся под сильным впечатлением от услышанного. Еще вне занятий, кроме бесед и разговоров с детьми о прочитанных книгах, мы используем теневой театр, показ диафильмов, рассматривание иллюстраций. Книги в уголке тоже не лежат без дела. Часто вечерами, пока еще не забыто содержание книжки, мы играем, используем «уголок» ряжения. В этом уголке есть наряды на любой вкус: красной шапочки и бабы Яги, девочки Аленки и т. п. при этом обращаем внимание не только на содержание сказки, но и помогаем интонацией и действием передавать настроение и характер героя произведения. Есть в играх детей место и кукольным персонажам.

По мотивам некоторых произведений дети с помощью воспитателей долго играют. Если книжка понравилась, дети просят прочитать ее еще. Мы помогаем и формулируем суть отрывка. Который наиболее понравился. Такой выбор для детей – трудная деятельность. Но воспитателю заявки детей помогают выяснить, как усвоили дети произведение, как осмыслили его. Кроме того, вносят в занятие приятное оживление. А дома Вы организуете Детский театр, семейный театр?

Давайте сейчас вместе попробуем поиграть в театр? Например, у меня есть атрибуты для сказки "Колобок" и "Курочка ряба" Давайте сыграем небольшой этюд?

В конце благодарим, пришедших родителей и предлагаем отразить свои впечатления и планы в анкете дома.

Примерные вопросы АНКЕТЫ (нужное подчеркнуть) :

1. Много ли у Вас дома книг?

2. Детские это книги, или взрослые?

3. Ходите ли Вы с ребёнком в книжный магазин/ библиотеку/были ли когда -нибудь на "Ночи библиотек"?

4. Если да, то что Вам понравилось?

5. Читаете ли Вы ребёнку на ночь/смотрите ли вместе мультфильм?

6. Беседуете ли о прослушанном/ просмотренном?

7. Играет ли Ваш малыш сам, преображаясь в кого-либо/ Вы организуете детский театр/игру?

8. Хотели бы Вы обмениваться интересными детскими книгами?

Публикации по теме:

«Круглый стол» для родителей «Расти здоровым, малыш!»«Круглый стол» для родителей «Расти здоровым, малыш!» Одной из главных задач детского сада является СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ подрастающего поколения. В связи с этим, в нашем дошкольном.

Круглый стол для родителейКруглый стол для родителей Цель: создать условия для понимания родителями особенностей ежедневных отношений с детьми. Воспитатель приглашает одного из родителей,.

Круглый стол для родителей детей от 6–7 лет по теме «Безопасность детей в дошкольном возрасте» Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме безопасности детей дома. Задачи: 1. Пропаганда правил безопасности. 2. Заинтересовать родителей.

Круглый стол для родителей «Хочу говорить правильно» Уважаемые родители, у ваших детей нарушено звукопроизношение свистящих, или шипящих, или сонорных звуков. У некоторых воспитанников имеются.

Круглый стол для родителей «Играя пальчиками — развиваем речь»Круглый стол для родителей «Играя пальчиками — развиваем речь» Круглый стол для родителей «Играя пальчиками – развиваем речь» Воспитатель: - Здравствуйте!- ты скажешь человеку - Здравствуйте, здравствуйте.

Круглый стол для родителей «Влияние развивающих игр на развитие детей» Кругый стол на тему: «Влияние развивающих игр на развитие детей» В возрасте 5-7 лет дети любят играть в ролевые сюжетные игры. Также им.

Круглый стол для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол для родителей «Толерантность — дорога к миру» Круглый стол для родителей на тему: Толерантность-дорога к миру Цель: осознать толерантность как путь преодоления непонимания между людьми.

«Культура поведения дошкольников». Круглый стол для родителей воспитанников ДОУ Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников. Материалы: фишки красного, желтого, синего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для родителей «Как воспитать устойчивый интерес к книге?»
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 08:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД