Круглый стол для старших воспитателей. «Интегрированный подход в реализации задач патриотического воспитания дошкольников»

Светлана Антропова
Круглый стол для старших воспитателей. «Интегрированный подход в реализации задач патриотического воспитания дошкольников»

Цель круглого стола - выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

1. Рассмотрение разных направлений патриотического воспитания в детском саду.

2. Обогащение представлений о формах методической работы дошкольного учреждения по данному разделу дошкольной программы с отражением практического опыта участников круглого стола.

3. Обмен опытом ДОУ по реализации воспитательной системы и Программы развития ДОУ с приоритетным направлением - патриотическое воспитание дошкольников с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка Сернур, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:

1. Вводная часть (постановка проблемы, определение и обсуждение основополагающих понятий).

2. Дискуссионная часть (разминка, представление гипотезы в форме построения дома как основной и объемной структуре данного раздела, работа педагогов в подгруппах).

3. Заключительная часть (рефлексия).

1. Вводная часть:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, что большинство из вас согласиться, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности, и это лучше всего понимаем мы - педагоги. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, это не так страшно в дошкольном возрасте, они еще растут, но упускать это время нельзя. В каждом дошкольном учреждении тема патриотизма является значимой и востребованной, оно взаимосвязано с духовно-нравственным воспитанием, без которого нельзя воспитать гармонично развитого ребенка как личность. Предлагаемый ФГТ принцип интеграции может стать необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду, так как воспитательное содержание дошкольного образования через интеграцию проникает в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано и сказано великими учеными - педагогами немало, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. При этом нужно учитывать, что формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

Целью воспитательной системы нашего детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-гражданского потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов с учетом национально-регионального компонента.

И сегодня на нашем круглом столе я предлагаю обсудить проблему - какие формы патриотического воспитания наиболее доступны и значимы, а значит, востребованы с использованием интеграции в детском саду?

2. Дискуссионная часть:

• А начать я предлагаю с разминки - ответьте, пожалуйста, на вопросы патриотической тематики:

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

3. Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6. Что в переводе на русский язык означает название поселка Сернур?

7. С какими районами соседствует Сернурский район? (Район расположен на севере республики и граничит: на западе — с Новоторъяльским, на юго-западе — с Куженерским, на юго-востоке — с Параньгинским, на востоке — с Мари-Турекским районами Марий Эл и на севере — с Кировской областью).

8. Дата образования нашего района? (Датой образования района считается 15 января 1921 года, когда был образован Сернурский кантон, куда вошли часть волостей Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии — современные северо-восточные районы Республики Марий Эл.)

9. Как называется наш музей? (Сернурский историко-литературный музей им. Александра Федоровича Конакова)

10. Сколько населенных пунктов в Сернурском районе? (146)

Для лучшего усвоения методологической основы патриотического воспитания я предлагаю всем вместе построить дом, как особо значимую структуру данного раздела воспитания. Дом - это свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования или учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды (например, детский сад, и более в глобальном значении дом - это наша планета).

• Работа со словарями - и прежде всего, как фундамент дома, я предлагаю вам определиться с пониманием слов - патриотизм, гражданственность и национализм (работа в подгруппах -3-4 мин, затем от каждой команды дается определение и объяснение выбранных понятий (выписываем на отдельном листе).

• Чтобы быть крепким, лучший дом с давних времен считается деревянный, построенный из бревен. Давайте и мы возьмем по бревнышку и по очереди, чтобы не повторяться, вспомним основные темы и понятия патриотического воспитания в детском саду, например: семья, детский сад, «малая» Родина, Россия, армия, народное творчество, народные промыслы, народные праздники (выкладываем понятия в виде бревен на доске).

• Назовите, пожалуйста, на какие четыре направления можно разделить любой раздел образования, в том числе и патриотическое воспитание (работа с детьми, работа с родителями, методическое сопровождение или работа с педагогами, и работа с социумом - кто первый назовет, получает карточку). Предлагаю объединиться в микрогруппы и, обсудив, выбрать формы работы с данным контингентом участников, а затем назвать наиболее приемлемый с вашей точки зрения вариант (время - 2-5 мин, песочные часы. Звучит красивая музыка).

• Микрогруппы называют формы работы - с детьми, родителями, педагогами, социумом - выбор наиболее приемлемых (Во время ответов участников можно использовать такие вопросы: Можете ли вы привести пример из практики? Какая форма наиболее близка вам? Какие образовательные области можно задействовать при проведении данной формы). Дом достраивается направлениями - как окнами.

• Основа - историческое и культурное наследие своей Родины и народа (выкладывает ведущий сверху).

• Дом должен быть покрыт крышей. Для педагогов значимым является развитие ребенка. Давайте попробуем определить личностные и интегративные качества, которые можно развить в процессе патриотического воспитания? (достраиваем крышу).

• Итак, мы с вами определили, что патриотическое воспитание основано на понятиях - патриотизм и гражданственность. Используя разные формы работы в интеграции всех направлений - работа с детьми, с родителями, педагогами и социумом, мы можем развить в дошкольнике такие качества, как…

• Для нашего коллектива одной из эффективных форм, в которой наиболее ярко проявляется интеграция - являются праздники. Давайте попробуем с вами, составить календарь праздников, которые можно проводить в детском саду. (Затем необходимо отпечатать календарь праздников, чтобы раздать участникам круглого стола).

• Дом, малая Родина… Прежде чем научить, мы должны сами ее узнать. Давайте попробуем определить по фотографиям учреждения нашего поселка и составим небольшой рассказ о них - как бы мы рассказали детям (фотографии или на ноутбуке) - общее обсуждение.

• А теперь попробуйте отгадать, о чем или о ком рассказывают наши дети:

- Большое здание, где дают карточки, билеты…

Там деньги дают, или даже пенсию…

Там живут военные, они учатся… (военкомат)

- Там все интересно и очень красиво…

Там есть старое белье, вещи, а еще деньги…

Это там, где хранятся старые найденные и доисторические фрагменты. (музей)

- Это большое здание, где работают люди…

Там бывает праздник и много-много людей (администрация)

3. Заключительная часть (рефлексия)

Мы сегодня обсудили интересные темы интеграции в патриотическом воспитании дошкольников, надеюсь, вам было интересно. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями (передавая солнышко).

Предлагаю начать словами: Я сегодня узнала, или Мне было интересно…

Начинает ведущий.

И в заключении, мне бы хотелось напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

Раздача буклетов и календарей праздников.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам традиционной народной культурыПриобщение детей к истокам традиционной народной культуры Задачи: - развивать у дошкольников интерес к родному поселку, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего - развивать.

Выставка ко Дню ПобедыВыставка ко Дню Победы Хоть и прошел уже праздник Победы, но мне хочется показать Вам, уважаемые коллеги, работы наших родителей, которые с желанием откликнулись.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Круглый стол для старших воспитателей. «Интегрированный подход в реализации задач патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 31 октября 2012 в 18:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...