Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка»

Ольга Белова
Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка»

ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА

Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка

День недели Продолжительность Периодичность

Вторник с 15.30 до 16.00 1 раз в неделю

Руководитель кружка Белова О. Б. ___

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далеким и все равно близким. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости: сам процесс изготовления приносит радость; работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности; при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук; изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли; застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Программа кружка «Народная кукла» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу. При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»). Программа соответствует различным потребностям детей, т. к. ориентирована на разный уровень подготовленности дошкольников. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т. к. обучение начинается с самых азов, т. е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей. Результатом работы являются выставки детских работ, использование кукол в качестве подарка, создание кукол для игр в группе.

ЦЕЛЬ: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – кукла. (Создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.)

ЗАДАЧИ:

Образовательная: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДАТА ТЕМА ЦЕЛИ МАТЕРИАЛЫ

Сентябрь Ознакомление с литературой, подбор тем, мониторинг детей. Выявить уровень сформированности представлений по данному направлению Мониторинг проводился в форме вопросов и наблюдения. Он помог выявить уровень сформированности представлений детей по данному направлению, обозначить основные направления образовательного процесса, а на конечном этапе определить степень эффективности проведенной работы.

Октябрь Знакомство детей с работой кружка. Познакомить детей с особенностями работы кружка «Народная игрушка». Учить организовывать свое рабочее место Презентация «Народная и современная куклы». Рассматривание и обследование различных материалов для изготовления кукол (солома, ткань, бумага, нитки и т. д.). Рассказ о рабочем месте во время изготовления игрушек.

Ноябрь Зайчик на пальчик. Заинтересовывать детей процессом изготовления. Развивать мелкую моторику, формировать навык складывания ткани так, чтобы получился зайчик Учить применять игрушку в сюжетных играх. Ткань 41*14 см, нитки (тонкая пряжа или мулине, синтепон (вата, ножницы.

Декабрь Рождественский ангел Познакомить детей с народной самодельной куклой – рождественский ангел, научить мастерить её самостоятельно. Продолжать углублять знания о народном творчестве. Формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру. Светлая ткань 20*20, светлые нитки, синтепон (вата, по желанию для украшения: бисер, атласные ленточки.

Январь Пеленашка. Развивать навык и умения в работе с тканью. Способствовать развитию координации и мелкой моторики. Вызвать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус, усидчивость, терпеливость. Лоскутки ткани трех цветов: самый маленький цветной для косынки квадратный(15*15, побольше белый прямоугольник для туловища(20*25, и самый большой цветной для пеленки (30*35); нитки, тесьма или лента, синтепон (вата).

Февраль Лихоманка. Развивать творческие способности, художественный вкус детей. Продолжать развивать мелкую моторику рук (завязывание, скручивание и т. д.). Небольшие сухие палочки, лоскут белой ткани и 2 цветных, нитки, тесьма или лента

Март Мартинички Развивать умение аккуратно, ровно наматывать нитки на картон. Развивать умение читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий. Пряжа красного и белого цвета, плотный картон, нитки, ножницы.

Апрель Кувадка. Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалами. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. 2 лоскута ткани (один большой - для куклы, второй меньше-для рук, нитки, синтепон (вата).

Май Десятиручка. Формирование представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага. Развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия. Лыковое мочало или солома (можно также использовать льняной шпагат, цветные нитки: мулине или «Ирис», плотный картон (для работы со шпагатом, тесьма, ткань.

Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка»
Публикации по теме:

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка» Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, истории народной.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка» Конспект открытого занятия с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. «Игрушки из бабушкиного сундучка». Цель: Приобщение.

Кружковая работа ДОУКружковая работа ДОУ Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Куклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочкамиКуклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочками Воспитатель и девочки в русских народных сарафанах, под звуки русской народной музыки заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется.

Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» (подготовительная к школе группа) Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Кто в детстве в куклы не играл, Тот и счастья не видал. (народная мудрость) Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом.

Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Актуальность: В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям,.

Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка» Конкурсно-игровая программа «Секреты из бабушкиного сундука» -Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется.

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых Канун рождественского Сочельника Праздничные дни мелькали один за другим и вот, вопреки логике (ну разве может наступить Новый год перед.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 12:26
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Роспись деревянных болванок в народном хохломском стиле в старшем дошкольном возрасте
Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб светлели суровые лица,...
Конспект занятия «Добро и зло». Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Микки – Маус» г. Сургут Тюменской области Конспект занятия «Добро...
Консультация для родителей «15 способов помочь ребенку лучше есть»
15 способов помочь ребенку лучше есть Все дети едят плохо, мало и не то. Ну, или почти все. И из-за этого у их мам прибавляется седых волос в геометрической...
Конспект индивидуального занятия автоматизация звука «Сь» Путешествие «По волнам»
Конспект индивидуального занятия автоматизация звука «Сь» Путешествие «По волнам» Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах,...
Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе
1. Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А....