Лучший педагог года

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Елена Николаевна Платонова
Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая работа.

«

искусством»

Воспитатель подготовительной группы: Платонова Е Н.

Образовательная область:

художественно эстетическое развитие.

I раздел. Введение.

Публикация «Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).

Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное творчество) в силу своей конкретности и наглядности, оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в жизни, быту, обогащает представления. Благодаря конкретности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости, праздника.

Встреча с красочной птицей, со стремительным глиняным конём, разметавшим гриву по ветру, с узорчатостью орнамента, рождает у детей первые образные ассоциации, пробуждает фантазию и воображение, стремление самим создать нечто подобное.

Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (красота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается и его терапевтический эффект. Знакомясь с изделиями народных умельцев, у детей появляется чувство удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку. Дети получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. Испытывают чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.

Вот почему работа по детскому изобразительному творчеству является одной из важнейших сторон всего процесса воспитания. Изодеятельность – это специфическое образное познание действительности, и как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, дети предварительно хорошо с ним знакомятся, запоминают его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. О многом дети узнают из рассказов воспитателя, из художественной литературы, наглядных иллюстраций.

Для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством используется как непосредственная образовательная деятельность, так и большая индивидуальная работа. В комплекс занятий входят занятия по родному языку, аппликации, лепке, комплексные занятия, и собственно занятия по декоративному рисованию. Занятия делятся на ознакомительные, творческие и закрепляющие.

II раздел. Направления работы, цели и задачи.

Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида декоративной росписи : характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции. Вся работа проводится в 3-х направлениях.

Первое направление: ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное восприятие детей, умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства, обучение некоторым приёмам росписи, лепки, вырезывания.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества, умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения.

Изучение особенностей каждого вида декоративно-прикладного творчества постепенно подводит к целостному способу обследования изделий, что предполагает анализ произведений народных промыслов в определё нной последовательности:

1. Выделение материала, из которого выполнено изделие (глина, дерево, соломка, металл и др.);

2. Выявление доминирующего фонового цвета;

3. Определение основных элементов;

4. Выяснение композиции узора;

5. Характер цветового исполнения;

6. Стиль, «манера письма».

Одной из задач в работе является не только ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, но также стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы и перенос полученных знаний, умений и навыков в предметное и сюжетное рисование. Это происходит в несколько этапов.

I этап. Накопление и систематизация знаний об особенностях декоративно-прикладного искусства, его выразительных средствах и назначении в жизни людей. Основными методами и приёмами работы на этом этапе является рассказ педагога о народном художественном промысле, рассматривание изделий народных мастеров, художественно-дидактические игры, работы с альбомами для раскрашивания.

II этап. Формирование представлений об орнаменте, его назначении и выразительных возможностях. Основные методы и приё мы: рассказ педагога об орнаменте, художественно-дидактические игры, беседа («Что украшают орнаментом?»).

III этап. Овладение грамотой декоративного рисования (изображением отдельных декоративных элементов; простейшими приёмами стилизации; составлением узоров и украшением орнаментом различных поверхностей). В качестве основных методов и приё мов применяются: беседа («Что такое узор?», демонстрация педагогом способов рисования элементов узора; составление таблиц элементов росписей.

IV этап. Овладение обобщёнными способами действий в декоративном рисовании на основе понимания принципов составления узора и украшения орнаментом предметов и их изображений. Основные методы и приё мы: рассказ-консультация педагога («Как лучше украсить?», «Как можно составить узор?», художественно-дидактические игры («Составь узор», «Мозаика»).

V этап. Формирование потребности в использовании декоративных элементов в предметном и сюжетном рисунке с целью обогащения их эстетической выразительности.

Для работы с детьми по ознакомлению их с декоративно-прикладным искусством требуется определё нные педагогические условия:

- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения;

- использование педагогом разнообразных методов и приёмов при работе над выразительностью образа в рисунках детей : обсуждение и анализ рисунков; организация выставок работ детей; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров, о художниках-иллюстраторах, художественно-дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы («познавательные», «технические», «творческие» минутки, домашние задания, работа с альбомами для раскрашивания);

- планирование работы по изодеятельности с учетом взаимосвязи между предметным, сюжетным и декоративным рисованием.

ЗАДАЧИ:

1. Расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах («хохлома», «городец», «гжель», «жостово» и др.)

2. Учить составлять самостоятельно узор по мотивам народных росписей и керамических изделий, передавая их колорит; понимать специфику народного и декоративно-прикладного искусства (на основе ознакомления с принципами построения орнамента, знаний основных элементов различных росписей).

3. Учить украшать узором различные формы поверхности, предметы. Формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.

4. Продолжать учить различать и правильно использовать цвета, их оттенки; подбирать цвета для узора путём смешивания различных красок для получения новых оттенков.

5. Учить рисовать концом кисти, всем ворсом, плашмя для передачи характерных композиционных линий. Закреплять умение владеть кистью свободно.

6. Учить понимать и адекватно оценивать выразительные возможности элементов внешней декоративности (цвета, орнамента, декоративных линий, отдельных стилизованных элементов).

7. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Повышать эмоционально-эстетическую и общую культуру личности.

8. Развивать художественно-творческие способности детей.

9. Воспитывать уважение к предметам народного творчества, к русскому национальному искусству и искусству других народов.

III раздел. Планирование работы.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, следует предусмотреть её систематичность и последовательность.

Примерное планирование кружковой работы в подготовительной группе.

Виды и темы занятий по кружковой работе : старший возраст.

Дымковская роспись.

Октябрь: «Наряд Барыни» дымковская роспись. Цель: Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепляем различные приё мы работы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесение отпечатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка – тычок.

Ноябрь: «Лепка и роспись дымковской барышни» дымка. Цель: Продолжаем развивать эстетическое эмоциональное восприятие образа игрушки. Дети самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигуре барышни. Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет.

Декабрь: «Лепка дымковского коня» Цель: Учить последовательно соединять и примазывать части игрушки. Закрепить умение лепить по частям. Воспитывать интерес к лепке дымковских игрушек.

Январь: «Роспись дымковского коня» Цель: Развивать чувство ритма, праздничности и нарядности в росписи. Почитание образа коня в народном творчестве, как и образ птицы – эти образы связаны с древним культом солнца.

Гжельская роспись.

Февраль: «Точки, прямые линии, бордюры» Цель: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки, орнаменты и бордюры.

Март: «Капелька и мазок с тенью» Цель: Знакомство с традиционными элементами гжельской росписи – капелька и мазок с тенью.

Апрель: «Чайник» Цель: Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи – цветка.

Май: «Синяя птица» Цель: Освоение главного мотива гжельского народного промысла – птицы.

Заключение.

Очень важно с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с промыслами народа родного края, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью родного народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Публикации по теме:

«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством Русское народное декоративно-прикладное искусство – одно из главных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В игрушке.

Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусствомЗнакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством Декоративно – прикладное искусство - это один из древних видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта русского народа.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в культуре мордовского народа Декоративно-прикладное искусство — создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством. Конспект интегрированного занятия «Дымка» Цель занятия: Продолжать знакомить детей с народно — прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Воспитывать уважительное.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России»Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара (МАДОУ «Детский сад.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с искусством скульптуры «Пушкин и Натали» Программное содержание. Учить детей рассматривать скульптуру, видеть и понимать средства выразительности (поза, настроение, одежда, замечать.

ООД для детей средней группы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством «Дымковская игрушка» ООД для детей средней группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего возраста с осетинским фольклором и искусством ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Осетинское народное творчество является живым, благотворным источником мудрости. Оно заключает в себе не только.

Занятия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Путешествие в промысел» в подготовительной группе Программное содержание Формировать первоначальное представление о жостовском промысле, умение видеть, замечать красоту и неповторимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 19:55
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД