МААМ-картинки

Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок»

Марина Сударева
Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок»

Кружок художественно-прикладного творчества

по изготовлению русской народной куклы

«Бабушкин сундучок»

Возраст: 5-7 лет

Время работы кружка – 16.00-16.30.

Руководитель кружка : воспитатель 1 квалификационной категории – Сударева М. В.

МАДОУ № 298 «Бусинка»

г. Новосибирск

«Нетрудное дело,

да не всякому даётся»- говорят в народе.

Пояснительная записка

Публикация «Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования.

Особая роль в этом процессе достойного отводится народному искусству. Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.

Народное искусство современном как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики.

Создание нового искусства невозможно без знания у истоков народного творчества.

Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

К сожалению, сегодня всё дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи.

Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы актуальность отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения.

В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах обучения.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

• сам процесс изготовления приносит радость;

• работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

• при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;

изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли;

• застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя.

• Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Любая традиционная народная кукла - оберег, берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальность и очень проста в изготовлении чем и привлекает нас, педагогов.

Цели:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие творческой активности дошкольников, эстетическое воспитание;

2. Создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества;

3. Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства.

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

• Прививать интерес и творчества любовь к русской навыки тряпичной кукле как виду изделия народного художественного творчества.

• Содействовать художественный развитию эстетического восприятия образцов художественные народной игрушки, знания способности эмоционально откликаться на воздействие художественного вкус образа.

• Знакомить с народными традициями,в которых были задействованы лоскутные куклы.

• Формировать традициями знания, умения, самостоятельно практические навыки Работа работы с текстильными умения материалами и умения творчеству самостоятельно создавать воспитание художе-ственные изделия в отношение традициях народного искусства.

• Развивать у детей творческие эстетическое способности, стремление к самостоятельному творчеству.

• Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.

• Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.

• Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:

• лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;

• швейные нитки №40, пряжа;

• вата, отходы ватина, синтепона;

• тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

• ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента,

• линейка, ручная игла.

Предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

• правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

• общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

• историю русской тряпичной куклы.

Дети должны уметь:

• выполнять требования безопасного труда;

• подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

• освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Перспективно-тематический план работы Кружка

на2017-2018г. г

Раздел I.«Введение»

1. Краткая история русской тряпичной куклы.

2. Знакомство детей с образцами народных кукол.

3. Знакомство детей с материалы и инструменты, с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).

Раздел II. «Обрядовые куклы»

1. Знакомство с обрядовыми куклами, с историей их изготовления в древней Руси, разновидности обрядовых кукол, их функции и значение.

Тема: «Кукла-пеленашка»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема: «Кукла Масленица»

1. Праздник «Масленица», знакомство с традициями и обычаями, проводимыми на Руси в масленичную неделю, история и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема: «Пасхальная голубка»

1. Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Раздел III.«Обереговые куклы»

1. Знакомство детей со славянскими куклами - оберегами, с ис-торией их изготовления в древней Руси, какие были славянские обережные куклы, их значение.

Тема: «Кукла Берегиня»

1. Знакомство с самой древнейшей из обереговых кукол Береги-ней (Столбушкой) – хранительницей семейного очага.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема: «Кукла Кувадка»

1. Значение куклы, знакомство с материалами и технологией изготов-ления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема: «Рождественский ангел»

1. Зимние Святки. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема: «Колокольчик»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема: «Куколка на счастье»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема: «Кукла Подорожница»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Раздел IV.«Игровые куклы»

1. Знакомство с игровыми народными куклами, их значением, функци-ями и разновидностями.

2. Знакомство с «Узелковой куклой»

«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол.

3. Практическая работа: Изготовление кукол.

Тема: «Зайчик на пальчик»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Тема:«Малышок-голышок»

1. История и технология изготовления куклы.

2. Практическая работа: Изготовление куклы.

Итоговое мероприятие: Организация выставки детских работ в холле детско-го сада «Чудеса из бабушкиного сундучка»

Учебно-методический комплекс:

1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.

2. Демидова Н. Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искус-ств. – 1999. – №8.

3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт. -сост. О. Я. Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : ВЛА-ДОС, 2001. – Ч. 2.

5. Дикова С. И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производ-ство. – 1995. – №2. – С. 55-57.

6. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ни-ток / Авт. -сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.

7. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М. :ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

8. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

9. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт. -сост. Е. В. Берстенёва, Н. В. Догаева. – М. : Белый город, 2011.

10. Осиненко Г. П. Столбик против Барби //Народное творче-ство. – 1997. – №5. – С. 44-45.

11. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботяко-ва О. А. ,Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.

12. Компьютерные программы

Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М. : СОВА-ФИЛЬМ, 2009.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе художественно-прикладного творчества «Пасхальная капель» 2017 г.Фотоотчет о конкурсе художественно-прикладного творчества «Пасхальная капель» 2017 г. Фотоотчет о конкурсе художественно-прикладного творчества «Пасхальная капель» 2017г. Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички.

Фотоотчёт с городского МК по изготовлению народной куклыФотоотчёт с городского МК по изготовлению народной куклы Вновь я с вами, мои друзья, коллеги и читатели моего блога. Знаю, многие из вас ждут рассказа о том, как прошёл мастер-класс по изготовлению.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры для старшей группы детского сада «Волшебный сундучок» Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству (загадкам, сказкам, историям)а так же к народно-прикладному.

Мастер-класс по изготовлению игровой народной куклы Видео Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В нашем детском саду большое внимание уделяется игровой деятельности детей. Дети с удовольствием.

Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Колокольчик»Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Колокольчик» Колокольчик (танцующая кукла)Колокольчик – куколка добрых вестей. Её родина – Валдай. Откуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола.

Мастер-класс по изготовлению платкового театра по мотивам русской народной сказки «Репка»Мастер-класс по изготовлению платкового театра по мотивам русской народной сказки «Репка» Осень, осень. В гости просим! Осень, осень, Погости недель восемь: С обильными хлебами, С высокими снопами, С листопадом и дождем, С перелетным.

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы-колокольчикаМастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы-колокольчика .

Мини-музей русской народной куклыМини-музей русской народной куклы Кукла первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности,оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой.

Непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию. Инсценировка русской народной сказки Сценарий на 8 Марта В страну чудес и волшебства Спускайся без опаски. Желаем, словно погостить, У старой доброй сказки. «Гуси – лебеди».

Проект совместной интегрированной деятельности детей и взрослых «Бабушкин сундучок» Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с … бабушками, это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок»
Опубликовано: 12 января 2018 в 12:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД