Подарок: письмо от Деда Мороза

Кружок художественно-эстетической направленности «Умелые пальчики»

МДОУ «Детский сад №72» комбинированного вида

Утверждено на методическом совете ДОУ

Протокол № «» 2009г.

ПРОГРАММА

Дополнительной образовательной услуги для детей младшего и среднего возраста

«Умные пальчики».

Возрастной контингент 3-5лет.

Курс занятий – два учебных года.

Программа составлена воспитателем

II квалификационной категории

Дука Ольгой Васильевной.

г. Березники 2010

Пояснительная записка.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) .

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Изготовление различных поделок из бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Все это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики руки и на развитие логического мышления.

Актуальность программы. Конструированию из бумаги детей обучают на специальных занятиях. Обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Основными причинами такого традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются: во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности — большое количество операций, последовательность которых можно только механически запомнить, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое — способ; и, во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т. п.) . При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.

В связи с этим была разработана программа, в ходе реализации которой у ребенка формируются навыки самостоятельного и творческого конструирования из бумаги, развивается логическое мышление.

Цель программы. Формировать у детей навыки конструирования из бумаги, развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Задачи:

Познакомить детей с техникой «Оригами», закрепить знания о свойствах бумаги и способах работы с ней. Учить детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты.

Развивать глазомер, точность движений, умение координировать работу обеих рук. Способствовать развитию творческого мышления, умению воплощать творческие замыслы.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремленность, активность, самостоятельность.

Программа кружка рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 2 года. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность – 20 минут.

Дети младшего дошкольного возраста любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с новыми материалами, их качествами и свойствами. У детей 3-4 лет активно развиваются сенсомоторные навыки, появляется острое желание действовать совместно с взрослым. Внимание детей среднего возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в окружающей их жизни, их деятельность становится мотивированной, появляется желание воплощать свои замыслы, обыгрывать поделки.

Предельная наполняемость группы - 10 человек. Кружок могут посещать дети с разными стартовыми возможностями.

Основная форма проведения занятий – совместная игровая деятельность взрослого и ребенка (игры-путешествия, игры-забавы и т. д.) . Занятия проводятся в отдельном кабинете, с соответствующей обстановкой. Во время занятий исполняются «живые» сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Компонент валеологической организации занятия- физкультурные минутки.

Занятие состоит из этапов:

- приветствие

- пальчиковая гимнастика

- показ новой техники (фигурки) складывания

-физминутка

- складывание

- итог занятия

- прощание

Прогнозируемые результаты освоения программы «Умелые пальчики»

К концу первого года обучения дети складывают бумагу по образцу, способны разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия. Дети знают основные базовые формы (квадрат, круг, свойства бумаги, умеют по указанию взрослого находить бумагу нужного качества.

К концу второго года обучения дети знают все базовые формы, способны объединять в единые композиции несколько базовых форм. Умеют объединять единым замыслом несколько предметов. Проявляют устойчивый интерес к технике «Оригами», самостоятельность, аккуратность.

Выявление уровня знаний, умений, навыков осуществляется с помощью авторской диагностики Просовой Н. И.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются выставки детского творчества. Для получения наибольшего эффекта образовательных результатов необходима интеграция материала с другими видами деятельности: изобразительной, театральной, художественно- речевой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Продолжительность

занятия Периодичность

в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год

20 минут 1 раз 1 час 32 часа

№ п/п Наименование разделов и тем Общее количество часов В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих

1 Вводное занятие. Свойства бумаги. Обыгрывание готовых поделок из бумаги. Игры с бумагой (сминание, разглаживание, разрывание) 2 0, 5 1, 5

2 Базовые формы 20 2 18

2.1 Круг 5 0, 5 4, 5

2.2 Полукруг 5 0, 5 4, 5

2.3 Квадрат 5 0, 5 4, 5

2.4 Треугольник 5 0, 5 4, 5

3 Композиция 10 2 8

3.1 Технология композиции 1 0, 5 0, 5

3.2 Складывание композиции из одной базовой формы 5 0, 5 4, 5

3.3 Складывание композиции из двух базовых форм 3 0, 5 2, 5

3.4 Складывание композиции из знакомых базовых форм 1 0, 5 0, 5

ИТОГО 32 4, 5 27, 5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(второй год обучения)

Продолжительность

занятия Периодичность

в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год

25 минут 1 раз 1 час 32 часа

№ п/п Наименование разделов и тем Общее количество часов В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих

1 Вводное занятие. Свойства бумаги. Геометрические фигуры. Базовые формы. 2 0, 5 1, 5

2 Базовые формы 20 2 18

2.1 Сектор 5 0, 5 4, 5

2.2 Конус 5 0, 5 4, 5

2.3 Конфетка 5 0, 5 4, 5

2.4 Листик 5 0, 5 4, 5

3 Композиция 10 2 8

3.1 Технология композиции 1 0, 5 0, 5

3.2 Складывание композиции из однотипной базовой формы 5 0, 5 4, 5

3.3 Складывание композиции из двух однотипных базовых форм 3 0, 5 2, 5

3.4 Складывание композиции из нескольких знакомых базовых форм 1 0, 5 0, 5

ИТОГО 32 4, 5 27, 5

Содержание программы

(первый год обучения)

Вводное занятие.

На вводном занятии с детьми закрепляют знание геометрических фигур, вызывают интерес к работе бумагой. Учат детей не бояться рвать бумагу, мять ее, разглаживать. В игровой форме перед детьми предстают различные игровые персонажи, выполненные из бумаги. Знакомство детей проходит через организацию игровых моментов, свободное, непринужденное общение педагога с детьми.

Базовые формы.

В данном разделе детей знакомят с основными базовыми формами круг, полукруг, квадрат, треугольник. Учат находить заданную базовую форму. Учат технике складывания базовой формы пополам, преобразовывать одну базовую форму в другую (круг в полукруг, квадрат в треугольник, изготавливать из них простейшие предметы. Закрепляют свойства геометрических фигур. Закрепляют свойства бумаги, учат находить бумагу заданного свойства.

Композиция.

Учить детей составлять композиции из одной, двух и нескольких базовых форм, преимущественно по образцу воспитателя. Поощрять желание детей составлять композиции самостоятельно. Развивать творческое мышление, фантазию. Учить действовать последовательно при составлении композиции, доводить начатое дело до конца.

Содержание программы

(второй год обучения)

Вводное занятие.

На вводном занятии с детьми вспоминают геометрические фигуры, закрепляют умение правильно из называть. Закрепляют основные свойства бумаги. Учат правильно называть базовые формы.

В данном разделе детей знакомят с базовыми формами сектор, конус, конфетка, листик. Учат находить заданную базовую форму. Учат различным техникам складывания базовых форм. Учат детей находить способы преобразовывать одну базовую форму в другую. Учить детей новым способам складывания базовых форм, используя схему. Учат читать схему с помощью взрослого, действовать по схеме.

Композиция.

Учить детей составлять композиции из одной и нескольких базовых однотипных форм, преимущественно по образцу воспитателя. Поощрять желание детей добавлять в композиции собственные элементы, использовать в композициях знакомые изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, составлять композиции самостоятельно. Развивать творческое мышление, фантазию. Учить действовать последовательно при составлении композиции.

Методическое обеспечение программы

На вводном занятии целесообразно использовать игровые методы и приемы, позволяющие быстрее включить детей в образовательный процесс, вызвать интерес к работе с бумагой.

Занятие можно проводить с все группой детей одновременно, обеспечив при этом каждому ребенку возможность свободного перемещения в пространстве. Кроме игрового приема необходимо включить в процесс занятия сюрпризные моменты, создавать проблемные ситуации, побуждая тем самым детей к активному творческому мышлению.

На занятиях по ознакомлению с базовыми формами необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, оказывать своевременную помощь при складывании базовой формы. Материал для работы необходимо подбирать с учетом постепенного усложнения: начиная с очень простых приемов складывания постепенно переходя к более сложным. Подбор фигурок для складывания должен быть ориентирован на жизненный опыт детей. Очень важно чтобы ребенок был готов к занятию, в противном случае его следует отложить.

До занятий необходимо подготовить базовые формы нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено.

Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов.

При малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятия следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения (физ. минутка) с использованием потешек. Не следует забывать и о гимнастике для глаз.

Перед началом каждого занятия необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Начиная с первого занятия действия ребенка, следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность.

На протяжении всего занятия необходимо хвалить детей, создавать общий положительный эмоциональный и психологический настрой.

Прежде чем приступить к занятиям с детьми педагог должен освоить техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приема работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладевать складыванием классических моделей.

Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один – в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.

Складыванию каждой фигурки следует посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Список литературы

1. Н. А. Просова «Оригами для малышей от 2 до 5». Складываем фигурки из бумаги, -М: Эксмо, 2008-152с.

2. И. М. Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких-СПб:Детство –пресс; 2008-32с+4с».

3. С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких» Методическое пособие для воспитателей-СПб: «Детство-пресс, 2009-64с. + цветной вкладыш».

4. Оригами. Бумажный конструктор для детей –перевод с японского. Выпуск 1 –Новосибирск: «Студия.Дизайн. Ин-фолио», 1994-72с.

5. О. В. Сухаревская «Оригами для маленьких».

Первый год обучения

ОКТЯБРЬ

№ Тема Цели Литература Часы

1 Вводное занятие Повторить знания геометрических фигур, вызвать интерес к работе с бумагой. Познакомить детей со свойствами бумаги. Просова Н. А., страница 8. 1

2 «Месяц» Закрепление знаний геометрических фигур, приёмы складывания круга. Познакомить детей с базовой формой «полукруг». Просова Н. А., страница 12. 1

3 «Очки» Закрепление приёма складывания базовой формы «полукруг».

Просова Н. А., страница 13. 1

4 «Зонтик» Закрепление приёма складывания базовой формы «полукруг». Закрепить знания цветов, правильно держать закрепить умение карандаш.

Просова Н. А. страница 14.

1

ВСЕГО: 4 часа.

НОЯБРЬ

№ тема цели литература Часы

5 «Корзинка» Закрепление приёма складывания круга в полукруг. Просова Н. А., страница 15. 1

6 «Вишни» Закрепление приёма складывания круга в полукруг. Учить составлять композицию из нескольких полукругов. Просова Н. А. страница18. 1

7 «Грибы» Закрепление приёма складывания круга в полукруг. Учить составлять композицию из нескольких полукругов. Просова Н. А. страница 19. 1

8 «Бабочка» Закрепление приёма складывания круга в полукруг. Учить составлять композицию из нескольких полукругов. Просова Н. А. страница 20. 1

ВСЕГО:4 часа.

ДЕКАБРЬ

№ тема цели литература Часы

9 «Снеговик» Закрепить умение составлять композицию из полукруга, оформлять композицию. Просова Н. А. страница62 1

10 «Маскарадная шляпа» Учить детей складывать базовую форму «конус», составлять композицию из нескольких кругов. Просова Н. А. страница 54. 1

11 «Снегири» Закрепить знания о зимующих птицах, закрепить складывание круга в полукруг. Просова. Н. А. страница 70 1

12 «Ёлочки» Закрепить знания оттенки цветов, закрепить приёмы складывания круга. Просова. Н. А. страница 56. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ЯНВАРЬ

№ тема цели литература Часы

13 «Краб» Закрепить знания цветов, закрепить приёмы складывания круга. Просова Н. А. страница 21 1

14 «Машина» Повторить знания цветов, отрабатывать приёмы складывания круга. Просова Н. А. страница 23. 1

15 «Стрекоза» Отрабатывать приём складывания круга в полукруг,

собирать поделку из нескольких частей. Просова Н. А. страница 25. 1

16 «Божья коровка» Отрабатывать умение складывать поделку из нескольких частей. Просова Н. А. страница 27 1

ВСЕГО: 4 часа.

ФЕВРАЛЬ

№ тема цели литература Часы

17 «Одуваньчик» Закрепить понятия «большой», «маленький», повторить приём складывания б. ф. «полукруг». Просова Н. А. страница 29. 1

18 «Чашка» Повторить приём складывания б. ф. «полукруг». Составление поделку из нескольких частей. Просова Н. А. страница 31. 1

19 «Прогулочная коляска» Закрепить навыки складывания б. ф. «полукруг», составление поделки из нескольких полукругов. Просова Н. А. страница 33. 1

20 «Парашюты» Закрепить понятия «большой», «маленький», повторить приём складывания б. ф. «полукруг». Просова Н. А. страница 17. 1

ВСЕГО: 4 часа.

МАРТ

№ тема цели литература Часы

21 «Лягушка» Закрепить навыки складывания б. ф. «полукруг», составление поделки из нескольких полукругов разного размера. Просова Н. А. страница 36. 1

22 «Ветка в вазе» Закрепить навыки складывания б. ф. «полукруг», составление поделки из нескольких полукругов. Просова Н. А. страница 38. 1

23 «Рыбка в аквариуме» Составление поделки из полукруга и других деталей из бумаги. Просова Н. А. страница 41. 1

24 «Парусник» Познакомить с новой б. ф. «брёвнышко» Просова Н. А. страница 42. 1

ВСЕГО: 4 часа.

АПРЕЛЬ

№ тема цели литература Часы

25 «Медуза» Составление поделки из полукруга и других деталей из бумаги. Просова Н. А. страница 44. 1

26 «Домик» Закрепить понятие «квадрат», складывание квадрата способом «косыночка»,

составление поделки из нескольких деталей. Просова Н. А. страница 46. 1

27 «Ёжик» Составление поделки из двух базовых форм. Просова Н. А. страница 47. 1

28 «Колокольчики» Закрепить навыки составление поделки из нескольких деталей. Просова Н. А. страница51. 1

ВСЕГО: 4 часа.

МАЙ

№ тема цели литература Часы

29 «Яблоня» Повторить приём складывания б. ф. «полукруг». Познакомить с новой базовой формой «конус».

Составление поделки из нескольких частей. Просова Н. А. страница 53. 1

30 «Ракета» Закрепить понятия «большой», «маленький», повторить приём складывания б. ф. «полукруг». Просова Н. А. страница 59. 1

31 «Петушок» Закрепить понятия «большой», «маленький», повторить приём складывания б. ф. «полукруг». Составление поделки из нескольких деталей. Просова Н. А. страница 61. 1

32 «Морской котик» Закрепить понятия «большой», «маленький», повторить приём складывания б. ф. «полукруг». Составление поделки из нескольких деталей. Подведение итогов Просова Н. А. страница 65. 1

ВСЕГО: 4 часа.

За год всего 32 занятия.

Второй год обучения

ОКТЯБРЬ

№ тема цели литература Часы

1 «Вводное занятие» Закрепление знаний геометрических фигур. Приёмы складывания круга. Закрепление цветов. Просова Н. А

страница8. 1

2 «Облака» Закрепление знаний геометрических фигур, приёмы складывания круга. Просова Н. А.,

страница 17. 1

3 «Осенние листья» Закрепление приёмов складывания круга, составление композиции.

Просова Н. А.

страница 86. 1

4 «Зонтики» Составление композиции из нескольких б. ф. «полукруг» сложенных вместе.

Просова Н. А. страница 34.

1

ВСЕГО: 4 часа

НОЯБРЬ

№ тема цели литература Часы

5 «Коляска» Составление композиции из нескольких б. ф. Учить детей складывать круг в базовую форму – сектор. Просова Н. А., страница 49. 1

6 «Воронёнок» Составление композиции из нескольких б. ф. «полукруг», закрепить умение держать карандаш. Просова Н. А., страница 67. 1

7 «Черепаха» Совершенствование понятий «большой - маленький».

Составление композиции из нескольких б. ф. «полукруг», Просова Н. А. страница 69. 1

8 «Гусениа» Закреплять умение составлять композицию. Просова Н. А. страница 73. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ДЕКАБРЬ

9 «Яблоко» Закрепить умение составлять композицию из полукругов, оформлять композицию. Просова Н. А. страница 75. 1

10 «Колобок» Закрепить понятия «большой, маленький», закрепить приёмы складывания круга. Просова Н. А. страница 77. 1

11 «Еловая ветка» Закрепить знания о геометрических фигурах, учить складывать квадрат в треугольник. Соколова. С. В. страница 26. 1

12 «Ёлочка» Закрепить знания о геометрических фигурах, учить складывать квадрат в треугольник. Соколова С. В. страница 28. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ЯНВАРЬ

13 «Снежинка» Познакомить детей с новой базовой формой – «конфетка» из квадрата. Соколова С. В. страница 22 1

14 «Звёздочка» Закрепить умение складывания базовой формы «конфетка» Соколова С. В. страница22 1

15 «Чайник» Отрабатывать приёмы складывания круга, составление поделки из нескольких элементов. Просова Н. А.,

страница 79 1

16 «Самовар» Продолжать знакомить детей с различными способами складывания круг, оформлять поделку. Просова Н. А.,

страница 81. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ФЕВРАЛЬ

17 «Кролик» Закрепить понятия «большой», «маленький», учить собирать поделку из нескольких частей. Просова Н. А.,

страница 83. 1

18 «Медвежонок» Закрепить понятия «большой, маленький», закрепить приёмы складывания круга. Просова. Н. А. страница 91. 1

19 «Дельфин» Закрепить понятия «большой, маленький», закрепить приёмы складывания круга. Просова. Н. А. страница 93. 1

20 «Краб» Закрепить понятия «большой, маленький», закрепить приёмы складывания круга. Просова. Н. А. страница 95. 1

ВСЕГО: 4 часа.

МАРТ

21 «Телефон» Составление поделки из

полукругов, закрепить приёмы складывания круга. Просова. Н. А. страница 97. 1

22 «Пингвин» Познакомить детей с новой б. ф. полусфера,

объяснение приёма складывания. Просова. Н. А. страница 99. 1

23 «Мышка» Составление поделки из конуса и полукругов, закрепить приёмы складывания круга. Просова. Н. А. страница 101. 1

24 «Барышня» Составление поделки из

полукругов, закрепить приёмы складывания круга. Просова. Н. А. страница 103. 1

ВСЕГО: 4 часа.

АПРЕЛЬ

25 «Петрушка» Закрепить приём складывания б. ф. «конус», составление поделки из нескольких деталей. Просова. Н. А. страница 105. 1

26 «Пирамидка» Отрабатывать навыки складывания круга в известные базовые формы. Просова. Н. А. страница 107. 1

27 «Котёнок» Отрабатывать навыки складывания круга в базовую форму «конус», составлять поделку с данной б. ф. Просова. Н. А. страница 111. 1

28 «Рыбка» Составление поделки из базовой формы «листик». Просова. Н. А. страница113.

ВСЕГО: 4 часа.

МАЙ

29 «Жук» Закрепить приёмы складывания круга разными способами и совершенствование умений собирать поделку по образцу. Просова. Н. А. страница 89. 1

30 «Ландыши в вазе» Закрепить умения складывать круг в базовую форму «кулечек». Просова. Н. А. страница 85. 1

31 «Собачка» Закрепить полученные умения, учить детей составлять поделку из разных базовых форм. Просова. Н. А. страница 128. 1

32 «Теремок» Подведение итогов: выявление знаний, умений, навыков складывание круга в разные базовые формы. Просова. Н. А. страница 130.

1

ВСЕГО: 4 часа.

За год всего 32 занятия.

МДОУ «Детский сад №72» комбинированного вида

Утверждено на методическом совете ДОУ

Протокол № «» 2010г.

ПРОГРАММА

Дополнительной образовательной услуги для детей старшего и подготовительного к школе возраста

«Умные пальчики».

Возрастной контингент 5-7лет.

Курс занятий – два учебных года.

Программа составлена воспитателем

I квалификационной категории

Дука Ольгой Васильевной.

г. Березники 2010 г.

Пояснительная записка.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) .

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Изготовление различных поделок из бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Все это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики руки и на развитие логического мышления.

Актуальность программы. Конструированию из бумаги детей обучают на специальных занятиях. Обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Основными причинами такого традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются: во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности — большое количество операций, последовательность которых можно только механически запомнить, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое — способ; и, во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т. п.) . При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.

В связи с этим была разработана программа, в ходе реализации которой у ребенка формируются навыки самостоятельного и творческого конструирования из бумаги, развивается логическое мышление.

Цель программы. Формировать у детей навыки конструирования из бумаги, развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с техникой «Оригами», закрепить знания о свойствах бумаги и способах работы с ней. Учить детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты.

Развивать глазомер, точность движений, умение координировать работу обеих рук. Способствовать развитию творческого мышления, умению воплощать творческие замыслы.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремленность, активность, самостоятельность.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы 2 года. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность – 25 минут.

Дети старшего дошкольного возраста любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с новыми материалами, их качествами и свойствами. У детей 5-7лет уже развиты сенсомоторные навыки, появляется острое желание действовать самостоятельно. Внимание детей старшего возраста более устойчивое. Им уже доступно понимание простейших связей в окружающей их жизни, их деятельность становится мотивированной, появляется желание воплощать свои замыслы, обыгрывать поделки.

Предельная наполняемость группы - 10 человек. Кружок могут посещать дети с разными стартовыми возможностями.

Основная форма проведения занятий – совместная игровая деятельность взрослого и ребенка (игры-путешествия, игры-забавы и т. д.) . Занятия проводятся в отдельном кабинете, с соответствующей обстановкой. Во время занятий исполняются «живые» сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Компонент валеологической организации занятия- физкультурные минутки.

Занятие состоит из этапов:

- приветствие

- пальчиковая гимнастика

- показ новой техники (фигурки) складывания

-физминутка

- складывание

- итог занятия

- прощание

Прогнозируемые результаты освоения программы «Умелые пальчики»

К концу первого года обучения дети складывают бумагу по образцу, способны разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия. Дети знают основные базовые формы (квадрат, круг, свойства бумаги, умеют по указанию взрослого находить бумагу нужного качества.

К концу второго года обучения дети знают все базовые формы, способны объединять в единые композиции несколько базовых форм. Умеют объединять единым замыслом несколько предметов. Проявляют устойчивый интерес к технике «Оригами», самостоятельность, аккуратность.

Выявление уровня знаний, умений, навыков осуществляется с помощью авторской диагностики Просовой Н. И.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются выставки детского творчества. Для получения наибольшего эффекта образовательных результатов необходима интеграция материала с другими видами деятельности: изобразительной, театральной, художественно- речевой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Продолжительность

занятия Периодичность

в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год

25 минут 1 раз 1 час 32 часа

№ п/п Наименование разделов и тем Общее количество часов В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих

1 Вводное занятие. Свойства бумаги. Обыгрывание готовых поделок из бумаги. Игры с бумагой (сминание, разглаживание, разрывание) 2 0, 5 1, 5

2 Базовые формы 20 2 18

2.1 Круг 5 0, 5 4, 5

2.2 Полукруг 5 0, 5 4, 5

2.3 Квадрат 5 0, 5 4, 5

2.4 Треугольник 5 0, 5 4, 5

3 Композиция 10 2 8

3.1 Технология композиции 1 0, 5 0, 5

3.2 Складывание композиции из одной базовой формы 5 0, 5 4, 5

3.3 Складывание композиции из двух базовых форм 3 0, 5 2, 5

3.4 Складывание композиции из знакомых базовых форм 1 0, 5 0, 5

ИТОГО 32 4, 5 27, 5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(второй год обучения)

Продолжительность

занятия Периодичность

в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год

30 минут 1 раз 1 час 32 часа

№ п/п Наименование разделов и тем Общее количество часов В том числе

Теорети-ческих Практи-ческих

1 Вводное занятие. Свойства бумаги. Геометрические фигуры. Базовые формы. 2 0, 5 1, 5

2 Базовые формы 20 2 18

2.1 Сектор 5 0, 5 4, 5

2.2 Конус 5 0, 5 4, 5

2.3 Конфетка 5 0, 5 4, 5

2.4 Листик 5 0, 5 4, 5

3 Композиция 10 2 8

3.1 Технология композиции 1 0, 5 0, 5

3.2 Складывание композиции из однотипной базовой формы 5 0, 5 4, 5

3.3 Складывание композиции из двух однотипных базовых форм 3 0, 5 2, 5

3.4 Складывание композиции из нескольких знакомых базовых форм 1 0, 5 0, 5

ИТОГО 32 4, 5 27, 5

Содержание программы

(первый год обучения)

Вводное занятие.

На вводном занятии с детьми закрепляют знание геометрических фигур, вызывают интерес к работе бумагой. В игровой форме перед детьми предстают различные игровые персонажи, выполненные из бумаги. Знакомство детей проходит через организацию игровых моментов, свободное, непринужденное общение педагога с детьми.

Базовые формы.

В данном разделе дети закрепляют основные базовые формы круг, полукруг, квадрат, треугольник. Закрепляют умение находить заданную базовую форму. Закрепляют умение складывания базовой формы пополам, преобразовывать одну базовую форму в другую (круг в полукруг, квадрат в треугольник, изготавливать из них простейшие предметы. Закрепляют свойства геометрических фигур. Закрепляют свойства бумаги, учат находить бумагу заданного свойства.

Композиция.

Учить детей составлять композиции из одной, двух и нескольких базовых форм, преимущественно по образцу воспитателя. Поощрять желание детей составлять композиции самостоятельно. Развивать творческое мышление, фантазию. Учить действовать последовательно при составлении композиции, доводить начатое дело до конца.

Содержание программы

(второй год обучения)

Вводное занятие.

На вводном занятии с детьми вспоминают геометрические фигуры, закрепляют умение правильно из называть. Закрепляют основные свойства бумаги. Учат правильно называть базовые формы.

В данном разделе детей знакомят с базовыми формами двойной треугольник, двойной квадрат, «птица», «рыба», «катамаран», «дверь», «воздушный змей». Учат находить заданную базовую форму. Учат различным техникам складывания базовых форм. Учат детей находить способы преобразовывать одну базовую форму в другую. Учить детей новым способам складывания базовых форм, используя схему. Учат читать схему с помощью взрослого, действовать по схеме.

Композиция.

Учить детей составлять композиции из одной и нескольких базовых однотипных форм, преимущественно по образцу воспитателя. Поощрять желание детей добавлять в композиции собственные элементы, использовать в композициях знакомые изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, составлять композиции самостоятельно. Развивать творческое мышление, фантазию. Учить действовать последовательно при составлении композиции.

Методическое обеспечение программы

На вводном занятии целесообразно использовать игровые методы и приемы, позволяющие быстрее включить детей в образовательный процесс, вызвать интерес к работе с бумагой.

Занятие можно проводить с все группой детей одновременно, обеспечив при этом каждому ребенку возможность свободного перемещения в пространстве. Кроме игрового приема необходимо включить в процесс занятия сюрпризные моменты, создавать проблемные ситуации, побуждая тем самым детей к активному творческому мышлению.

На занятиях по ознакомлению с базовыми формами необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, оказывать своевременную помощь при складывании базовой формы. Материал для работы необходимо подбирать с учетом постепенного усложнения: начиная с очень простых приемов складывания постепенно переходя к более сложным. Подбор фигурок для складывания должен быть ориентирован на жизненный опыт детей. Очень важно чтобы ребенок был готов к занятию, в противном случае его следует отложить.

До занятий необходимо подготовить базовые формы нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено.

Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов.

При малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятия следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения (физ. минутка) с использованием потешек. Не следует забывать и о гимнастике для глаз.

Перед началом каждого занятия необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Начиная с первого занятия действия ребенка, следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность.

На протяжении всего занятия необходимо хвалить детей, создавать общий положительный эмоциональный и психологический настрой.

Прежде чем приступить к занятиям с детьми педагог должен освоить техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приема работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладевать складыванием классических моделей.

Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один – в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.

Складыванию каждой фигурки следует посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме

загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Список литературы

1. Н. А. Просова «Оригами для малышей от 2 до 5». Складываем фигурки из бумаги, -М: Эксмо, 2008-152с.

2. И. М. Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких-СПб:Детство –пресс; 2008-32с+4с».

3. С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких» Методическое пособие для воспитателей-СПб: «Детство-пресс, 2009-64с. + цветной вкладыш».

4. Оригами. Бумажный конструктор для детей –перевод с японского. Выпуск 1 –Новосибирск: «Студия.Дизайн. Ин-фолио», 1994-72с.

5. О. В. Сухаревская «Оригами для маленьких».

Рецензия

на программу дополнительной образовательной

услуги «Чудесная мастерская» МДОУ «Детский сад № 72»

Автор программы: воспитатель 2 квалификационной категории «Детский сад № 72» комбинированного вида Дука Ольга Васильевна.

Программа дополнительной образовательной услуги «Чудесная мастерская» МДОУ «Детский сад № 72» (автор Дука О. В.) описывает курс занятий по изготовлению поделок из бросового материала для детей подготовительной группы.

Разработанная программа позволяет комплексно решать задачи по формированию пространственного и образного мышления, развитие памяти, внимания, усидчивости, развитие ловкости пальцев и точности глазомера.

Данная программа предусматривает знакомство с различными видами материалов и видами бумаги. Изготовление поделок благотворно влияет на развитие ловкости пальцев.

Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.

Структура занятий включает в себя психологические особенности данной возрастной группы (6-7 лет). В процессе занятия дети выполняют творческие задания на развитие образного и пространственного мышления, развитие ловкости пальцев и точность глазомера.

Программа дополнительной образовательной услуги «Чудесная мастерская» может быть рекомендована к использованию в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

РЕКОМЕНДАЦИИ: разработать данную программу для детей других возрастных групп.

Первый год обучения

ОКТЯБРЬ

№ тема цели литература Часы

1 «Фиалки в горшке» Закрепление знаний геометрических фигур. Приёмы складывания круга. Закрепление знаний садовых цветов. Просова Н. А страница123. 1

2 «Троллейбус» Повторение приёмов складывания круга, составление поделки из нескольких частей. Просова Н. А страница 125. 1

3 «Осенние листья» Закрепление приёмов складывания квадрата, составление композиции.

Соколова С. В.

страница 14. 1

4 «Натюрморт из яблок и груш» Учить детей складывать квадрат разными способами, составлять композицию. Соколова С. В.

страница 14. 1

ВСЕГО: 4 часа

НОЯБРЬ

№ тема цели литература Часы

5 «Грузовая машина» Составление композиции из нескольких б. ф. Учить детей складывать круг в базовую форму – сектор. Просова Н. А., страница 127. 1

6 «Собачка» Составление композиции из нескольких б. ф. «полукруг», закрепить умение держать карандаш. Просова Н. А. страница 129. 1

7 «Крепость» Составление композиции из нескольких базовых форм. Просова Н. А. страница 133. 1

8 «Башня» Закреплять умение складывать круг в конус, отрабатывать умение складывать б. ф. «брёвнышко» Просова Н. А. страница 137. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ДЕКАБРЬ

9 «Дворец снежной королевы» Закрепить умение составлять композицию из полукруга, оформлять композицию. Просова Н. А. страница 135. 1

10 «Жар - птица» Закрепить знания цветов оттенков, закрепить приёмы складывания круга. Просова Н. А. страница 149. 1

11 «Снежинки» Познакомить детей со способом складывания квадрата в форму для снежинки, повторить правила пользования ножницами. Просова Н. А.

страница 141. 1

12 «Снегурочка» Закрепить о геометрических фигурах, учить складывать квадрат в треугольник. Соколова С. В. страница 27. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ЯНВАРЬ

13 «Дед Мороз»

Познакомить детей с новой

техникой складывания квадрата. Соколова С. В. страница 28. 1

14 «Избушка на курьих ножках » Закрепить умение складывать квадрат в новой технике. Соколова С. В. страница 28. 1

15 «Сова» Познакомить детей с приёмами складывания квадрата в разные формы. Соколова С. В. страница 33. 1

16 «Цыплёнок» Продолжать знакомить детей с различными способами складывания квадрата. Соколова С. В. страница 54. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ФЕВРАЛЬ

17 «Собачка» Закрепить понятия «большой», «маленький», учить составлять поделку из нескольких сложенных квадратов. Соколова С. В. страница 37. 1

18 «Котик» Закрепить понятия «большой», «маленький», учить составлять поделку из нескольких сложенных квадратов. Соколова С. В. страница 37. 1

19 «Ракета №1» Продолжать знакомить детей со способами складывания квадрата, знакомство с термином – диагональ. Соколова С. В. страница 47. 1

20 «Ракета №2 » Продолжать знакомить детей со способами складывания квадрата, знакомство с термином – диагональ Соколова С. В. страница 47. 1

ВСЕГО: 4 часа.

МАРТ

21 «Птички в скворечнике» Совершенствовать умение складывать круг в разные базовые формы. Собирать поделку по образцу. Просова Н. А.,

страница 139.

1

22 «Розочка» Продолжать знакомить детей со способами складывания квадрата, знакомство с термином – диагональ. Соколова С. В. страница 42. 1

23 «Водяная лилия» Закрепить умение

складывать квадрат разными способами, знакомство с термином – диагональ. Соколова С. В. страница 42. 1

24 «Неваляшка» Закрепить понятие - «диагональ». Повторить приёмы складывания квадрата, совершенствовать умение собирать поделку по образцу. Соколова С. В. страница 44. 1

ВСЕГО: 4 часа.

АПРЕЛЬ

25 «Клоун №1» Закрепить понятие - «диагональ». Повторить приёмы складывания квадрата, совершенствовать умение собирать поделку по образцу. Соколова С. В. страница 44. 1

26 «Спутник» Познакомить детей с базовой формой «двойной треугольник». Сухаревская О. Н.

страница 29. 1

27 «Клоун №2» Познакомить детей со вторым способом складывания клоуна. Соколова С. В. страница 47. 1

28 «Подснежник» Закрепить понятие - «диагональ». Повторить приёмы складывания квадрата, совершенствовать умение собирать поделку по образцу. Соколова С. В. страница 53. 1

ВСЕГО: 4 часа.

МАЙ

29 «Птичка» Совершенствование умений складывания квадрата, повторить правила пользования ножницами. Соколова С. В. страница 33. 1

30 «Бабочка» Закрепить умения складывать фигуры из квадрата. Соколова С. В. страница 57. 1

31 Коллективная работа Закрепить полученные умения, учить детей составлять композицию, учить детей работать в коллективе. Дука О. В. 1

32 Продолжение коллективной работы. Подведение итогов, умений и навыков. Дука О. В. 1

ВСЕГО: 4 часа.

Второй год обучения.

ОКТЯБЬ

№ тема цели литература Часы

1 «Животный мир» Вводное занятие, повторить правила пользования ножницами, приёмы складывания квадрата и круга. Соколова С. В.

книга №2

страница 5. 1

2 «Белка» Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей», познакомить детей с приёмами работы по схеме-рисунку. Соколова С. В.

книга №2

страница 12. 1

3 «Заяц» Продолжать учить детей складывать б. ф. «воздушный змей», совершенствовать знания о зайцах в целом. Соколова С. В.

страница 14. 1

4 «Лиса» Познакомить детей с новой б. ф. «треугольник», совершенствовать знания о хищниках. Соколова С. В.

книга №2

страница 16. 1

ВСЕГО: 4 часа.

НОЯБРЬ

№ тема цели литература Часы

1 «Волк» Продолжать учить детей складывать б. ф. «треугольник» совершенствовать знания о хищниках. Соколова С. В.

книга №2

страница 18. 1

2 «Медведь» Закрепить умение складывать б. ф. «треугольник», учить

детей работать по схеме-рисунку. Соколова С. В.

книга №2

страница 20. 1

3 «Ёжик» Продолжать учить детей складывать б. ф.

«прямоугольник», дорисовывать недостающие детали. Соколова С. В.

книга №2

страница 22. 1

4 «Птицы. Уточка» Совершенствовать умение складывать фигурки из б. ф. «воздушный змей». Соколова С. В.

книга №2

страница 25. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ДЕКАБРЬ

№ тема цели литература Часы

1 «Лебедь» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить навыки складывания б. ф. «воздушный змей». Соколова С. В.

книга №2

страница 26. 1

2 «Чайка» Закрепить умение складывать б. ф. «треугольник», учить

детей работать по схеме-рисунку. Соколова С. В.

книга №2

страница 28. 1

3 «Снегирь» Продолжать учить детей складывать б. ф.

«прямоугольник», дорисовывать недостающие детали. Соколова С. В.

книга №2

страница 31. 1

4 «Ворон» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить навыки складывания б. ф. «воздушный змей». Соколова С. В.

книга №2

страница 32. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ЯНВАРЬ

1 «Голубь» Совершенствовать умение складывать б. ф. «треугольник», работать по схеме. Соколова С. В.

книга №2

страница 34. 1

2 «Журавлик, машущий крыльями» Познакомить детей с базовой формой «птица», отрабатывать приёмы складывания данной б. ф. Соколова С. В.

книга №2

страница 38. 1

3 «Цапля» Продолжать учить детей складывать б. ф. «птица»,

дорисовывать недостающие детали. Соколова С. В.

книга №2

страница 31. 1

4 «Самолёт-стрела» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить знания о диагоналях квадрата, делить квадрат пополам разными способами. Сухаревская О. Н.

страница 14. 1

ВСЕГО: 4 часа.

ФЕВРАЛЬ

1 «Самолёт-барракуда» Совершенствовать умение складывать поделку из базовой формы «прямоугольник». Сухаревская О. Н.

страница 18. 1

2 «Самолёт-мотылёк» Совершенствовать умение складывать поделку из базовой формы «прямоугольник». Сухаревская О. Н.

страница 21. 1

3 «Шатл» Отрабатывать умение складывать б. ф. «воздушный змей», закрепить знания о летательных аппаратах. Сухаревская О. Н.

страница 24. 1

4 «Конкорд» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить знания о диагоналях квадрата, делить квадрат пополам разными способами. Сухаревская О. Н.

страница 26. 1

ВСЕГО: 4 часа.

МАРТ

1 «Цветок физостегии» Познакомить детей с новой б. ф. - «двойной квадрат», отрабатывать умение складывать эту б. ф. Сухаревская О. Н.

страница 34. 1

2 «Кувшинка» Познакомить детей с новой б. ф. - «катамаран», отрабатывать умение складывать эту б. ф. Сухаревская О. Н.

страница 36. 1

3 «Роза» Отрабатывать умение складывать б. ф. «птица», закрепить знания о садовых цветах. Сухаревская О. Н.

страница 38. 1

4 «Ваза для конфет» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить знания о диагоналях квадрата, делить квадрат пополам разными способами. Сухаревская О. Н.

страница 42. 1

ВСЕГО: 4 часа.

АПРЕЛЬ

1 «Звездолёт» Познакомить детей с новой б. ф. - «треугольник», отрабатывать умение складывать эту б. ф. Сухаревская О. Н.

страница 31. 1

2 «Декоративная ваза» Познакомить детей с новой б. ф. - «блинчик», отрабатывать умение складывать эту б. ф. Сухаревская О. Н.

страница 40. 1

3 «Корзинка» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить знания о диагоналях квадрата, делить квадрат пополам разными способами. Сухаревская О. Н.

страница 44. 1

4 «Коробочка для сладостей» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить знания о диагоналях квадрата, делить квадрат пополам разными способами. Сухаревская О. Н.

страница 46. 1

ВСЕГО: 4 часа.

МАЙ

1 «Попугай» Совершенствовать умение складывать б. ф. - «блинчик», оформлять поделку. Сухаревская О. Н.

страница 52. 1

2 «Ласточка» Познакомить детей с новой б. ф. - «рыба», отрабатывать умение складывать эту б. ф. Сухаревская О. Н.

страница 54. 1

3 «Слон» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить знания о диагоналях квадрата, делить квадрат пополам разными способами. Сухаревская О. Н.

страница 72. 1

4 «Коллективная работа» Совершенствовать умение пользоваться схемой, закрепить знания о диагоналях квадрата, делить квадрат пополам разными способами, закрепить умение складывать разные изученные базовые формы. Дука О. В. 1

ВСЕГО: 4 часа.

Похожие записи:

Новогоднее оформление окон детского сада.
Семинар по воспитательной системе центра художественного образования МГДДЮТ


Версия для печати
Кружок художественно-эстетической направленности «Умелые пальчики»
Опубликовано: 12 января 2013 в 15:35
+2
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 0. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов