Лучший педагог года

Кружок «Ниточка к иголочке»

Екатерина Лазуткина
Кружок «Ниточка к иголочке»

Кружок «Ниточка к иголочке»

1. Пояснительная записка

Программа «Ниточка к иголочке» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом, ознакомления с материалами и предметами для шитья и вязания, выработки умений и навыков их практического использования, направлена на формирование эстетического вкуса, творческих способностей.

Актуальность проблемы:

Публикация «Кружок „Ниточка к иголочке“» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из важнейших показателей готовности детей к школе. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт ручка, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общее время работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, двигательной координации, зрительной памяти. Практика показала, что дети, которые занимались рукоделием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму. Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Ниточка к иголочки», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Эмоционально-положительное отношение к деятельности - основное условие формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Рукоделие гармонично воздействует на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, подготовки ребенка к обучению в школе, развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, физическое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность программы в том, что она включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вязание крючком, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятий строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка. Цель программы.

Целью программы является формирование у детей интереса к занятиям рукоделием, ознакомление с материалами и инструментами для шитья и вязания, выработка умений и навыков их практического использования, развитие самостоятельности и саморегуляции в быту, социуме, природе.

Задачи:

Обучающие: 1) Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами. 2) Развивать умения создавать композиции. 3) Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов). 4) Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных отношениях. 5) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Развивающие: 1) Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти. 2) Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации.

3) Содействовать развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности. 4) Способствовать формированию умения с помощью взрослого планировать последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.

Воспитательные: 1) Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности. 2) Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату. 3) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ. 4)Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами. Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Участники: дети дошкольного возраста 5– 7 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.

Этапы воспитательно-образовательного процесса:

Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.

Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.

Третий этап: Подражания и творчества.

Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.

Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.

Техническое оснащение: 1. Картон. 2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные). 3. Нитки мулине. 4. Нитки шерстяные разного цвета. 5. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

6. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка). 7. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка). 8. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком). 9. Карандаши (на каждого ребенка) простые. 10. Ткань разного вида (ситец, лён, драп, шерсть и т. д.). 11. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см. 12. Ткань льняная, размер 20/20

Предполагаемый результат:

К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой. В результате работы кружка предполагается овладение детьми: элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «назад иголку», «тамбурный», «стебельчатый»; приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями; определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой; навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте; умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла; умением заинтересовать и научить других технике вышивания

Режим образовательной деятельности: программа предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Занятия проводятся с октября по май один раз в неделю как дополнительные к основной базовой программе дошкольного учреждения. В одну группу кружка рекомендуется включать от 10 до 15 человек.

Формы организации детей на занятиях различны: коллективная, групповая или индивидуальная (в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка). Занятия проводятся длительностью по 25- 30 минут по подгруппам.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

1. Эстетическое отношение к действительности: 1. Умение видеть, понимать и ценить прекрасное вокруг себя: в природе, в жизни и деятельности человека; 2. Формирование способности к созидательной и творческой деятельности; 3. Развитие образной фантазии; 4. Воспитание художественного вкуса; 5. Проявление самостоятельности при выполнении задания.

2. Художественные знания, умения: 1. Знание следующих техник (работа с текстильными материалами, вышивание); 2. Знание терминов (шов, стежок, выкройка, петля и др.); 3. Знание возможностей материалов, используемых на занятиях: (нитки, ткани, картон, бисер, крупные бусины, пуговицы, тесемки, ножницы, иголки, наперстки); 4. Умение различать разновидности ткани (ситец, мех, драп и др.) 3.

Практические творческие навыки: 1. Умение держать ножницы; 2. Навыки вырезания несложных предметов по контуру; 3. Выдергивание нити по краю ткани (бахрома); 4. Умение сматывать нитки; 5. Умение правильно отмерять нить; 6. Умение вдевать нитку в иголку; 7. Умение завязывать узелок; 8. Умение пришивать (пуговицу, вешалку); 9. Умение выполнять швы («вперед иголка», «назад иголка», «петельный», «двойной», «через край», «тамбурный».

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. 2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. 3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности. 4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей. 5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха. 6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. 7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Предлагаемая система занятий построена по принципу «от простого к сложному». На занятиях дети учатся вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, работать с трафаретами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом. На занятиях представлено большое количество разнообразных материалов: нитки, ткани, непряденая шерсть, отделочные материалы. В процессе работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного развития и формирования зрительно-моторной координации. Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них ребенок видел результаты своего творчества. На занятиях используется метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода путеводителем в деятельности.

Работа с родителями: вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала. - развитие мелкой моторики дошкольников. распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей. приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

Перспективно-тематический план на 2016-2017 гг.

Месяц Неделя Тема Задачи Оборудование и материалы

октябрь 1 Ткань «Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. Ткани разные по фактуре.

2 Ниточка «Волшебная ниточка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы, учить правильно, обращаться с нитками, завязывать узелок. Нитки разного цвета

3 Ниточка «Волшебная ниточка». Закрепление предыдущего материала. Нитки.

4 Иголочка Знакомство с иголкой. Ее предназначение. Иголка. Ткань. Мягкая игрушка.

ноябрь 1 Профессия швея «Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей. Журналы, альбомы.

2 Профессия швея Закрепление предыдущего материала. Беседа о просмотренном мультфильме Просмотр мультфильма «Сказочные истории. Швея Элла»

3 Профессия портной Познакомить детей с профессией портного. Разница профессий швея и портной. Беседа о мультфильфе. Мультфильм «Портной и луна»

4 Профессия портной Закрепление предыдущего материала. Беседа о просмотренном мультфильме «Храбрый портняжка» (1964)

декабрь 1 Беседа о ножницах Выявить представления детей о ножницах, их предназначении; умения владеть ножницами. Ножницы, картон

2 Ножницы Закрепление предыдущего материала. Беседа о мультфильме Мультипликационный фильм для детей с иголкой «Игра» (1985)

3 Сказка «Иголка и нитка»

4 Новогодние шары на елку Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток. Закрепление навыка пользования ножницами. Нитки разного цвета, клей, шарики

январь 3 Нитка-2012. Сказки Андерсена.

Игра ниточка.

4 «Доктор Плюшева» серия

февраль 1 Наперсток и игла Познакомить с наперстком. Развивать умение вдевать нитку в иглу. Завязывание в узел нитку. Наперстки, нитки, ножницы, иглы с большим ушком.

2 Выкройки, детали Познакомить детей с понятиями «выкройка», «схема», «детали». Развитие умений обводить по контуру на картоне и ткани. Ткань, картон, мелок,карандаши, ножницы.

3 Выкройки, детали Закрепление предыдущего материала

4 Подарок маме «Игольница». Учить располагать изображения на листе Картон со схемами, ткань, ножницы

март 1 Подарок маме

«Игольница». Учить располагать изображения на листе. Картон со схемами, ткань, ножницы

2 Волшебная картина из ниток Показать, что у ниток есть и другое предназначение Альбомные листы, клей ПВА, кисточки, ножницы, нитки разноцветные

3 Ниточка к ткани Закрепление умений вдевать нитку в иглу. Прокалывание ткань иглой. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками. Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.

4 Ниточка к ткани Закрепление умений шить «вперед иголка» Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки. Игра «ниточка»

апрель 1 Разные дорожки. Вышивка извилистой дорожки. Учить шить швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.

2 «Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.

3 «Разноцветные дорожки». Познакомить со швом «назад иголка». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.

4 Фигуры «Вышивка по контуру». Самостоятельная деятельность: обвести шаблон на ткани. Продолжать учить вышивать швом «назад иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши

май 1 Закрепление знаний у детей Восполнение пробелов знаний и умений у детей Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаши

2 Деятельность по желанию детей Выявить интерес у детей к следующему году и наметить пути дальнейшей работы по кружку

3 Диагностика Диагностика. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков. Ножницы, картон с отверстиями, иголки, наперсток.

4 Диагностика

Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Используй ножницы с тупыми, закругленными концами.

3. Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе.

4. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

5. Следи, за движением ножниц во время резания.

6. Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

7. Используй ножницы по назначению.

Инструкция по технике безопасности при работе с иглой

1. Во время шитья пользуйся наперстком.

2. При шитье используй иголки без ржавчины, так как ржавая игла плохо прокалывает ткань, легко может сломаться.

3. При работе иголки вкалывай в специальную подушечку.

4. Нитку отрезай только ножницами.

5. Иголки храни в игольнице или специальной подушечке.

6. Сломанную иглу отдай воспитателю.

7. Оставляй иглу на рабочем месте с ниткой.

8. Передавай иглу в игольнице с ниткой.

9. До и после работы проверь количество игл.

10. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.

Правила внутреннего распорядка и личной гигиены

1. Работай в специальной одежде.

2. Следи за чистотой.

3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.

4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.

5. Используй инструмент по назначению.

6. После работы убери рабочее место.

7. Инструменты и приспособления общего пользования сдай воспитателю.

8. Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду.

Литература:

1. М. И. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками - Ярославль, Академия развития, 1998

2. О. С. Молотобарова Кружок изготовления игрушек – сувениров. Просвещение, 1990 – 177с.

3. И. В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду - Академия Развития, 2010

4. Программа Художественный труд / Вестник образования – 2001.- №20.- с. 44-74.

5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.

6. Т. Д. Нуждина. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду - Ярославль: Академия развития, 1998 - 287с.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебная ниточка» Цель: Поддержка детской инициативы в творческом процессе собственной деятельности при использовании ниткографии как речевой игровой технологии.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Волшебная ниточка» Цель: формирование интереса к народно-прикладному искусству, к окружающему миру людей, животных, предметов быта, необходимых человеку, ценностное.

Конспект НОД для второй младшей группы «Ниточка к ниточке, вот и сарафанчик» Цель:Знакомство детей с историей народного костюма Ивни. Задачи: Обучающие: Знакомить детей с историей и особенностями народного костюма.

Конспект по нетрадиционной технике рисования «Волшебная ниточка» в средней группе. Конспект по нетрадиционной технике рисования «Волшебная ниточка» в средней группе. Цель: Научить рисовать нитками. Развивать логическое.

Кружок «Грамотей-ка» — фотоотчетКружок «Грамотей-ка» — фотоотчет Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к.

Кружок «Речевик» Форма проведения занятий: подгрупповая. Количество занятий: 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут. Форма организации.

Кружок «Умелые ручки» Пояснительная записка. Актуальность «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем.

Кружок в детском саду с детьми 3–4 лет «Веселая ниточка» — аппликация из ниток (пряжи)Кружок в детском саду с детьми 3–4 лет «Веселая ниточка» — аппликация из ниток (пряжи) Кружок «Веселая ниточка» с детьми 2й младшей группы. Работа кружка началась с 6 февраля 2017 года. Кружок посещали 12.

«Как появилась ниточка». Мастер-класс нетрадиционного рисования ниточкой-ниткография Уважаемые коллеги! Основываясь на принципах ФГОС ДО я разработала материал по теме «Нетрадиционное рисование» направленное на: • Обогащение.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Волшебная ниточка» Введение Рабочая программа дополнительного образования, в рамках кружка «Волшебная ниточка» (далее Программа) – нормативный документ МБОУ.

Автор публикации:
Кружок «Ниточка к иголочке»
Опубликовано: 3 августа 2017 в 10:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД