МААМ-картинки

Художественная деятельность как неотъемлемая часть эстетического воспитания дошкольников

татьяна веселова
Художественная деятельность как неотъемлемая часть эстетического воспитания дошкольников

Кружок по рисованию. «Юный художник»

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Публикация «Художественная деятельность как неотъемлемая часть эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

• Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

• Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

• Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

• Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Материал для работы:

• акварельные краски, гуашь;

• восковые и масляные мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролоновые печатки;

• коктельные трубочки;

• палочки или старые стержни для процарапывания;

• матерчатые салфетки, бумажные;

• стаканы для воды;

• подставки под кисти;

• кисти;

• цветная бумага, ножницы;

• вата;

• крупа;

• нитки.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Старший дошкольный возраст : более трудные методы и техники:

• Рисование солью, крупой;

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная;

• ниткография

• по – сырому;

• набрызг;

• тычок жесткой кистью;

• по – оттиску;

ладошками;

• зубной щеткой, ватными палочками.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Принципы:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип доступности материала.

Программа рассчитана на кружковую работу:

Подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия -35-40 мин.

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Сентябрь

«Веселые мухоморы»-рисование пальчиками. Формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости.

«Подсолнухи»- упражнять в рисовании пальчиками. Умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

«Грибы в лукошке»(пластилиновая мозаика)

Задачи:

- умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать творческую активность и воображение

«Осенний лист»(по мокрому листу)

Задачи:

- познакомить детей с рисованием по мокрому листу

- учить детей быстро рисовать, пока лист не высох

- учить рисовать простым карандашом

- воспитывать любовь ко всему живому

Октябрь

«Рябинка красная»(мятая бумага плюс рисование пальчиками)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием

- учить рисовать листву деревьев, используя мятую бумагу и учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками)

- развивать воображение и творческие способности

«Воздушные шарики»-умение рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа.

«Мой папа»- умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия,точка,штрих).Содействовать передаче отношения к изображаемому

«Чёрная смородина»(техника пуантилизм)

Задачи:

- познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм).;

- познакомить с внешним видом красной смородины

- воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе

Ноябрь

«Павлин»

Нетрадиционная техника: Рисование ладонью, пальчиками

Задачи: Совершенствовать технику рисования ладонью, пальчиками.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.

«Зонтик»

Нетрадиционная техника: Рисование с использованием малярного скотча

Задачи: Познакомить с данной техникой.

Оборудование: Силуэты зонтов, гуашь, кисти, поролон, малярный скотч, трубочки (для оформления).

«Моя мама»-умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия,точка,штрих).Содействовать передаче отношения к изображаемому. «Укрась шарфик»-Умение украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство композиции.

Декабрь

«Синички»

Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков

Задачи: Знакомство с данной техникой. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные диски.

«Заснеженное дерево»

Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой, пальчиками

Задачи: Познакомить детей с новым материалом для рисования, с техникой «расчесывание краски». Совершенствовать технику рисования пальчиками.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, зубная паста, кисти, пластиковые вилки.

«Пушистая елочка»

Нетрадиционная техника: Отпечаток

Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования перышком.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, перья.

«Красивые снежинки»

Нетрадиционная техника: Свеча, восковые карандаши + акварель

Задачи: Познакомить с техникой рисования свечой, восковыми мелками + акварель. Воспитывать аккуратность.

Январь

«Зимой на прогулке»(пластилиновая мозаика)

Задачи:

- показать способы изображения пластилиновой мозаики и способы её выкладывания (на картоне рисуется пейзаж, а затем выкладывается пластилином)

- закрепить навык работы простым карандашом

- развивать мелкую моторику пальцев рук

- развивать речь детей.

«Елочные игрушки»-восковой мелок и акварель. Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью.

«По замыслу»-Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.

Февраль

«Два петушка ссорятся»-рисование ладошкой. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

«Нарисуй чашку и укрась ее»--умение рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой, украшать их узором (основное украшение печать по трафарету, дополнительные-печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма.

«Кораблики в море»-черный маркер и акварель. Умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок авкарелью. Воспитывать аккуратность.

«Цветочек для папы»(коллаж)

Задачи:

- вызвать у детей стремление отражать в творческой работе события окружающей жизни;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям

Март

«Открытка для мамы»(пластилинография)

Задачи:

- закреплять умение детей выполнять лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы;

- формировать композиционные навыки;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к самому близкому человеку – маме

«Улитка» (Рисование полусухими кистями)

Задачи:

- учить детей полусухими кистями ;

- развивать специальные трудовые умения при использовании в работе с гуашью

«Весеннее солнышко»-рисование ладошками. Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Умение смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую)

«Киска»

Задачи:

- закрепить знания о рисовании по мокрому листу, учить детей быстро рисовать пока лист не высохнет

- учить рисовать силуэт кошки

- воспитывать любовь ко всему живому

Апрель

«Цыплята»

Комкание бумаги или обрывание. Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы).Развивать чувство композиции.

«Укрась свитер». Тычок жесткой кистью. Совершенствовать умения в данных техниках. Воспитывать аккуратность.

«Пасхальное яйцо»

Нетрадиционная техника: Пуантилизм

Задачи: Воспитывать интерес к народной культуре. Совершенствовать рисование в данной технике.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

«Вкусное мороженое»

Нетрадиционная техника: Рисование окрашенной пеной

Задачи: Продолжать развивать навыки рисования пеной.

Май

«Праздничный салют»

Нетрадиционная техника: Набрызг

Задачи: Учить изображать салют, используя технику «набрызг».

Оборудование: Листы бумаги, кисти, гуашь, зубные щетки.

«Сирень» натюрморт

Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью

Задачи: Создание рисунка в технике тычок полусухой жесткой кистью.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, окрашенная пена, трубочки.

«Ландыши» Нетрадиционная техника: Пластилинография

Задачи: Познакомить с техникой пластилинография.

Оборудование: Цветной картон, пластилин, стеки.

«Зонтик»

Рисование с использованием малярного скотча

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Социальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системыСоциальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системы На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Четко спланированное и грамотно организованное.

Бассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУБассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУ В наше время резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с ортопедической патологией, в частности с нарушением осанки и больных.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школыКомфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы «Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Музыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятияМузыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятия Музыкально-дидактическая игра- это один из самых интересных, ярких, красочных видов музыкальной деятельности. Дети всегда с большим удовольствием.

Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса»Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса» Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста осуществляет многие воспитательные задачи, развивает такие качества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная деятельность как неотъемлемая часть эстетического воспитания дошкольников
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 09:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД