Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности

Ирина Поняева
Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности

Первый год обучения

Сентябрь

Обследование детей. Анкетирование родителей.

Октябрь

Тема: На свету и в темноте.

Цель: Помочь детям определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Зарисовка опыта.

2. Тема: С водой и без воды.

Цель: Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений (вода).

Вывод. Растения без воды жить не могут.

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

3. Тема: Дружба красок

Цель: Формировать умение смешивать краски для получения нового оттенка.

Вывод: Все многообразие цветов можно получить, смешивая цвета в разной пропорции.

4. Тема: Мир бумаги.

Цель: Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Формировать представление о роли бумаги для человека.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, горит, намокает. Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.

Ноябрь

1. Тема: Мир ткани.

Цель: Познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; помочь понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. Дети называют сходства и различия разных тканей.

2. Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется, звенит.

3. Тема: Легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). От свойств материала зависит его использование. Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности

4. Тема: Металл и пластмасса.

Цель: Способствовать формированию у детей умению узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие.

Декабрь

1. Тема: Знакомство с ухом

Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Способствовать формированию привычки: прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.

Выводы: уши позволяют слышать, слушать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом и т. д.

2. Тема: Наши помощники – глаза.

Цель: Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. Помочь определить, зачем человеку нужны глаза. Показать зависимость видения объекта от расстояния до него. Показать детям качество зрения при использовании обоих глаз. Способствовать формированию привычки: проверять свои знания на практике.

Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

3. Тема: Определение пищи на вкус.

Цель: Познакомиться с особенностями работы языка. Упражнять в определении вкуса продуктов. Формировать привычку детей прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений. Продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.

Вывод: Язык помогает издавать звуки; определить вкус и теплоту продукта, переворачивать кусочки пищи при жевании).На языке есть бугорки, которые называются вкусовыми сосочками. Они позволяют ощущать, какой вкус имеют продукты: сладкий, соленый, горький или сладкий.

4. Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов.

Развивать умение с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.

Вывод: С помощью органов чувств мы воспринимаем свойства окружающих нас предметов: их внешний вид, звук, запах, вкус и каковы они на ощупь.

Январь

2. Тема: Свойства воды.

Цель: Формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. Выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

3. Тема: Свойства льда и снега.

Цель: Сформировать у детей представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Помочь детям выявить свойства снега. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега, о загрязнении снега.

Вывод: Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Снег защищает растения от замерзания. На снегу оседает пыль, грязь, хоть он и, кажется белый.

4. Тема: Как и почему льется вода.

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды: текучесть, принимать форму того сосуда, в который её наливают. Формировать у детей представления о бережном отношении к воде.

Вывод: Вода – это жидкость, она обладает текучестью и принимает форму того сосуда в который налита.

Февраль

1. Тема: Измеряем воду.

Цель: Познакомить детей с измерением жидкости меркой.

Вывод: Чтобы узнать в каком из сосудов воды больше, необходимо измерить. Воду можно измерять стаканами, ведрами, литрами, банками, ложками и т. д.

2. Тема: Вода – растворитель.

Цель: Формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, о свойствах соленой воды.

Вывод: Не все вещества растворяются в воде бесследно. Есть вещества, которые изменяют цвет воды, которые в воде вообще не растворяются, и которые оставляют на поверхности воды маслянистую пленку. Дети зарисовывают результаты эксперимента.

3. Тема: Фильтрование воды.

Цель: Формировать представление о том, что вода не растворяет некоторые вещества. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Вывод: Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

4. Тема: Плавучесть предметов.

Цель: Сформировать представления у детей, что легкие и полые предметы плавают.

Вывод: Плавать могут не только легкие предметы (пластмасса, дерево, но и тяжелые (металлические, если внутри них есть воздух. Чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть;

Март

1. Тема: Этот удивительный воздух.

Цель: Формировать представление детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Вывод: Воздух есть во всем, хотя он и невидим, прозрачен. Воздух легкий, но имеет вес. Воздух необходим человеку для дыхания.

2. Тема: Движение воздуха.

Цель: Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Показать детям как человек использует свойства воздуха. Способствовать формированию представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Вывод: Воздух движется. Движение воздуха в природе называют ветром. Он бывает теплый, т. е. легким, и бывает холодным – тяжелым. Воздух может быть чистым и грязным. Использовать видео – презентацию.

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

3. Тема: Удивительные пузыри.

Цель: Расширять представления детей о воздухе и способах его обнаружения.

Вывод: Внутри мыльных пузырей – воздух, пузыри круглые, так как в таком виде пузырь прочнее всего, и лёгкие, поэтому мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

4. Тема: Магнит и его свойства.

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о свойствах магнита, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Познакомить с действием магнитного поля через бумагу. Вывод: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а металлические изделия – наоборот притягиваются к нему. Сила, которую создает магнит и которая притягивает металлические предметы, называется магнитная сила.

Апрель

1. Тема: Какие условия нужны растению для хорошего роста?

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету, а третья – без воды и света.

Цель: Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

Вывод: Для роста и развития растений необходимы вода и свет.

Наблюдения за состоянием растений зарисовывают на протяжении 3 недель.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

2. Тема: Вершки – корешки.

Наблюдение проводится ежедневно, в течение 10 –12 дней.

Рассматривание схемы строения растения.

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о проращивании семян. Выяснить, что раньше появляется из семян. Развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека.

Выводы: Растения размножаются семенами.

3. Тема: Песок, свойства песка.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу. Песок сыпется, пропускает воду, легкий.

Тема: Такие разные часы.

Цель: Формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т. д. Формировать представление о необходимости рационального использования времени в течение дня.

Оформление мини – музея часов; Выставка книг с иллюстрациями разных видов часов;

Вывод: Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами её измеряют. За одну минуту можно успеть что – то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

Май

Обследование детей, итоговые занятия совместно с родителями.

Родительское собрание: показ презентации «Школа волшебства».

Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли;

Публикации по теме:

Опыты в детском саду Опыт (наблюдение) №1 «Рост растения в разных условиях» Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше. Оборудование: два одинаковых.

План опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе ПЛАН ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе «А», на 2012-2013 уч. г. Воспитатель: Аникина Л. Н. Сентябрь. 1. Какая.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Весна
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 7 января 2014 в 20:38
+152
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 194.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...