Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности

Ирина Поняева
Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности

Первый год обучения

Сентябрь

Обследование детей. Анкетирование родителей.

Октябрь

Тема: На свету и в темноте.

Цель: Помочь детям определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Зарисовка опыта.

2. Тема: С водой и без воды.

Цель: Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений (вода).

Вывод. Растения без воды жить не могут.

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

3. Тема: Дружба красок

Цель: Формировать умение смешивать краски для получения нового оттенка.

Вывод: Все многообразие цветов можно получить, смешивая цвета в разной пропорции.

4. Тема: Мир бумаги.

Цель: Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Формировать представление о роли бумаги для человека.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, горит, намокает. Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.

Ноябрь

1. Тема: Мир ткани.

Цель: Познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; помочь понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. Дети называют сходства и различия разных тканей.

2. Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется, звенит.

3. Тема: Легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). От свойств материала зависит его использование. Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности

4. Тема: Металл и пластмасса.

Цель: Способствовать формированию у детей умению узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие.

Декабрь

1. Тема: Знакомство с ухом

Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Способствовать формированию привычки: прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.

Выводы: уши позволяют слышать, слушать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом и т. д.

2. Тема: Наши помощники – глаза.

Цель: Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. Помочь определить, зачем человеку нужны глаза. Показать зависимость видения объекта от расстояния до него. Показать детям качество зрения при использовании обоих глаз. Способствовать формированию привычки: проверять свои знания на практике.

Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

3. Тема: Определение пищи на вкус.

Цель: Познакомиться с особенностями работы языка. Упражнять в определении вкуса продуктов. Формировать привычку детей прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений. Продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.

Вывод: Язык помогает издавать звуки; определить вкус и теплоту продукта, переворачивать кусочки пищи при жевании).На языке есть бугорки, которые называются вкусовыми сосочками. Они позволяют ощущать, какой вкус имеют продукты: сладкий, соленый, горький или сладкий.

4. Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов.

Развивать умение с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.

Вывод: С помощью органов чувств мы воспринимаем свойства окружающих нас предметов: их внешний вид, звук, запах, вкус и каковы они на ощупь.

Январь

2. Тема: Свойства воды.

Цель: Формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. Выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

3. Тема: Свойства льда и снега.

Цель: Сформировать у детей представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Помочь детям выявить свойства снега. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега, о загрязнении снега.

Вывод: Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Снег защищает растения от замерзания. На снегу оседает пыль, грязь, хоть он и, кажется белый.

4. Тема: Как и почему льется вода.

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды: текучесть, принимать форму того сосуда, в который её наливают. Формировать у детей представления о бережном отношении к воде.

Вывод: Вода – это жидкость, она обладает текучестью и принимает форму того сосуда в который налита.

Февраль

1. Тема: Измеряем воду.

Цель: Познакомить детей с измерением жидкости меркой.

Вывод: Чтобы узнать в каком из сосудов воды больше, необходимо измерить. Воду можно измерять стаканами, ведрами, литрами, банками, ложками и т. д.

2. Тема: Вода – растворитель.

Цель: Формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, о свойствах соленой воды.

Вывод: Не все вещества растворяются в воде бесследно. Есть вещества, которые изменяют цвет воды, которые в воде вообще не растворяются, и которые оставляют на поверхности воды маслянистую пленку. Дети зарисовывают результаты эксперимента.

3. Тема: Фильтрование воды.

Цель: Формировать представление о том, что вода не растворяет некоторые вещества. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Вывод: Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

4. Тема: Плавучесть предметов.

Цель: Сформировать представления у детей, что легкие и полые предметы плавают.

Вывод: Плавать могут не только легкие предметы (пластмасса, дерево, но и тяжелые (металлические, если внутри них есть воздух. Чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть;

Март

1. Тема: Этот удивительный воздух.

Цель: Формировать представление детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Вывод: Воздух есть во всем, хотя он и невидим, прозрачен. Воздух легкий, но имеет вес. Воздух необходим человеку для дыхания.

2. Тема: Движение воздуха.

Цель: Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Показать детям как человек использует свойства воздуха. Способствовать формированию представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Вывод: Воздух движется. Движение воздуха в природе называют ветром. Он бывает теплый, т. е. легким, и бывает холодным – тяжелым. Воздух может быть чистым и грязным. Использовать видео – презентацию.

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

3. Тема: Удивительные пузыри.

Цель: Расширять представления детей о воздухе и способах его обнаружения.

Вывод: Внутри мыльных пузырей – воздух, пузыри круглые, так как в таком виде пузырь прочнее всего, и лёгкие, поэтому мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

4. Тема: Магнит и его свойства.

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о свойствах магнита, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Познакомить с действием магнитного поля через бумагу. Вывод: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а металлические изделия – наоборот притягиваются к нему. Сила, которую создает магнит и которая притягивает металлические предметы, называется магнитная сила.

Апрель

1. Тема: Какие условия нужны растению для хорошего роста?

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету, а третья – без воды и света.

Цель: Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

Вывод: Для роста и развития растений необходимы вода и свет.

Наблюдения за состоянием растений зарисовывают на протяжении 3 недель.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

2. Тема: Вершки – корешки.

Наблюдение проводится ежедневно, в течение 10 –12 дней.

Рассматривание схемы строения растения.

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о проращивании семян. Выяснить, что раньше появляется из семян. Развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека.

Выводы: Растения размножаются семенами.

3. Тема: Песок, свойства песка.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу. Песок сыпется, пропускает воду, легкий.

Тема: Такие разные часы.

Цель: Формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т. д. Формировать представление о необходимости рационального использования времени в течение дня.

Оформление мини – музея часов; Выставка книг с иллюстрациями разных видов часов;

Вывод: Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами её измеряют. За одну минуту можно успеть что – то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

Май

Обследование детей, итоговые занятия совместно с родителями.

Родительское собрание: показ презентации «Школа волшебства».

Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли;

Публикации по теме:

Опыты в детском саду Опыт (наблюдение) №1 «Рост растения в разных условиях» Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше. Оборудование: два одинаковых.

План опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе ПЛАН ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе «А», на 2012-2013 уч. г. Воспитатель: Аникина Л. Н. Сентябрь. 1. Какая.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Весна
Автор публикации:
Кружок «Почемучки». Тематический план работы по опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 7 января 2014 в 20:38
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 194.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: «Праздник Светлой Пасхи»
Педагогический проект по ознакомлению детей с православным праздником - Пасха ориентирован на детей средней группы. Информационная карта Полное...
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сегодня»....
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сего дня». Звучат фанфары. Ведущий: Звучите, фанфары, и, трубы,...
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....