Лучший педагог года

Кружок «Путешествие в мир профессий»

Юматова Наталья
Кружок «Путешествие в мир профессий»

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ….

1.2. Цель и задачи программы …

1.3. Содержание программы …

1.3.1. Учебно-тематический план ….

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …

1.4. Планируемые результаты ….

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график …

2.2. Условия реализации программы ….

2.3. Формы аттестации / контроля ….

2.4. Методические материалы ….

2.5. Список литературы …

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Кружок „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах

Актуальность программы

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста

Отличительные особенности программы «Путешествие в мир профессий» заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий

Адресат программы: воспитанники в возрасте от 6 до 7 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год (36 занятий)

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Занятия проходят:

- 1 раз в неделю по 30 минут

Занятия проводятся в свободное от основной образовательной деятельности время.

Учебно-тематический план программы реализуется через специально организованные занятия, которые проводятся один раз в неделю с сентября по май, во второй половине дня.

Примерное количество занятий в год

Возраст Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год

6-7 лет 1 4 36

Форма обучения - очная

Особенности организации образовательного процесса: организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов.

Каждое занятие предполагает изучение новой темы, но также включает в себя и закрепление пройденного материала.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с профессиями взрослых.

Задачи программы:

1. Личностные:

- создать оптимальные условия для развития познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей и пониманию взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- содействовать развитию желания у детей научиться выполнять трудовые действия

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

2. Метапредметные:

- сформировать навыки целеполагания, контроля и коррекции собственных действий;

- сформировать навыки работы с информацией;

- развивать творческое и логическое мышление, способствовать установлению причинно-следственных связей;

- развивать интерес к профессиям взрослых;

2. Предметные (образовательные) :

-Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.

-Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.

-Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Краткое содержание разделов программы

Работа по ранней профориентации дошкольников включает в себя следующие разделы:

1. Работа с воспитанниками

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

2. Совместная деятельность детей и взрослых

Включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а так же, за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями).

3. Самостоятельная деятельность детей

имеет следующие формы организации:

– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

– экспериментирование.

1.3.2. Учебно-тематический план

№ п/п Наименование раздела (темы) Количество часов Формы аттестации / контроля

Всего Теория Практика

1. Кто работает в детском саду? 7 6 1 Беседа

2. Все профессии важны, все профессии нужны 12 10 2 Беседа

3. Профессии для сильных и смелых 7 6 1 Беседа

4. Профессии моего края 6 5 1 Беседа

5. Кем быть? 4 4 0 Беседа, наблюдение

ВСЕГО 36 31 5

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. «Кто работает в детском саду?», 7 часов

Тема 1.1. «Заведующий»

Теория: Дать представление детям о людях этой профессии, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда

Форма контроля: беседа

Тема 1.2. «Методист»

Теория: Познакомить детей работой методиста, со значением этой профессии

Форма контроля: беседа

Тема 1.3. «Медик»

Теория: Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией)

Форма контроля: беседа

Тема 1.4. «Повар»

Теория: Беседа «Что нужно повару для работы» (закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы)

Тема 1.5. «Воспитатель»

Теория: Продолжать знакомить детей с особенностью профессии воспитатель

Форма контроля: Беседа

Тема 1.6. «Младший воспитатель»

Теория: Закреплять знания детей о работе младшего воспитателя

Форма контроля: Беседа

Тема 1.7. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Практика: Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Форма контроля: Наблюдение

Раздел 2. «Все профессии важны, все профессии нужны», 12часов

Тема 2.1. «Архитектор»

Теория: Познакомить детей с профессией архитектора, дать представление об архитектуре, как об искусстве. Развивать творческое воображение.

Форма контроля: Беседа

Тема 2.2. «Журналист»

Теория: Познакомить детей с профессией журналиста.

Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.

Форма контроля: Беседа

Тема 2.3. «Юрист»

Теория: Формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названии и назначении профессии юрист; обогащать словарный запас, развивать связную речь

Форма контроля: Беседа.

Тема 2.4. «Экономист»

Теория: Познакомить детей с профессией экономиста, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расход», «приход», «зарплата». Обогащать активный словарь детей.

Форма контроля: Беседа

Тема 2.5. «Программист»

Теория: Познакомить детей с профессией программист; активизировать словарный запас детей; Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Форма контроля: наблюдение, контрольные упражнения.

Тема 2.6. «Орнитолог»

Теория: Познакомить с профессией «орнитолог». Объяснить детям важность данной профессии для сохранения природы Земли. Обогащать словарный запас детей (орнитолог, отслеживают, кольцевать, маршрут, пернатые).

Форма контроля: Беседа

Тема 2.7. «Банкир»

Теория: Расширять и обогащать знания детей о профессии сотрудников банка,

развивать познавательный интерес к современным профессиям

Форма контроля: Беседа

Тема 2.8. «Метеоролог»

Теория: Беседа «У природы нет плохой погоды. Знакомство с профессией метеоролога» (дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции)

Форма контроля: Беседа

Тема 2.9. «Иллюстратор»

Теория: Формировать у детей представлений о том, кто такой художник-иллюстратор и в чем заключается его работа; показать особенности творчества художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, Е. Чарушина и В. Сутеева

Форма контроля: Беседа

Тема 2.10. «Кондитер»

Теория: Познакомить дошкольников с профессией кондитера.

Расширять знания детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Закреплять знания о продуктах питания

Форма контроля: Беседа

Тема 2.11. Сюжетно-ролевая игра «Интервью»

Практика: Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Закрепление у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами, уточнять знания детей о телевидении как неотъемлемой части нашей жизни; Закрепить знания детей о людях разных профессий

Форма контроля: наблюдение.

Тема 2.12. Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Продолжи предложение», «Что не так?»

Практика: Закрепить и упорядочить полученные детьми знания о профессиях

Форма контроля: наблюдение.

Раздел 3. «Профессии для сильных и смелых», 7 часов

Тема 3.1. «Кинолог»

Теория: Познакомить с профессией кинолога, рассказать о том, чем он занимается, активизировать у детей познавательный интерес путем просмотра видеофильма.

Форма контроля: Беседа

Тема 3.2. «Спасатель»

Теория: Знакомство детей с профессией «Спасатель-МЧС», популяризировать деятельности МЧС России, расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя». Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности

Форма контроля: Беседа

Тема 3.3. «Военный»

Теория: Расширить представление детей о Российской Армии. Знакомить с различными родами войск, боевой техникой. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Форма контроля: Беседа

Тема 3.4. «Пожарный»

Теория: Дать детям знания о труде пожарных, об элементарных правилах поведения при пожаре. Учить детей быть осторожным с огнём и электричеством.

Форма контроля: Беседа

Тема 3.5. «Полицейский»

Теория: Дать знания о значимости профессии - полицейский. Воспитание уважительного отношения к профессии полицейского; уважение к защитникам порядка.

Форма контроля: Беседа

Тема 3.6. «Космонавт»

Теория: Рассказать детям о первом космонавте - Ю. А. Гагарине, формировать понятие о том, что профессия космонавта важна, воспитывать чувство гордости за советских космонавтов, желание быть похожими на них.

Форма контроля: Беседа.

Тема 3.7. Дидактические игры «Если не будет…», «Угадай профессию»

Практика: Закрепить представление детей о мире профессий

Форма контроля: наблюдение

Раздел 4. «Профессии моего края», 6 часов

Тема 4.1. «Шахтер»

Теория: Дать детям представление о шахте, познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать об их работе, о памятнике, созданном в честь шахтёров Кузбасса.

Форма контроля: Беседа

Тема 4.2. «Металлург»

Теория: Формировать представления о профессиональных качествах металлурга и необходимой спецодежде для данной профессии. Расширять кругозор и словарный запас детей.

Форма контроля: Беседа

Тема 4.3. «Энергетик»

Теория: Расширить и углубить знания детей о труде энергетика; закрепить знания об орудиях труда и рабочей одежды энергетика; закреплять знания о правилах безопасности обращения с электроприборами

Форма контроля: Беседа

Тема 4.4. «Машинист экскаватора»

Теория: ознакомить воспитанников с профессией машиниста, рассказать о качествах, необходимых для данной профессии.

Форма контроля: Беседа

Тема 4.5. «Водитель»

Теория: Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, работающих на транспорте.

Форма контроля: Беседа

Тема 4.6. Дидактические игры «Инструменты для людей разных профессий», «Кто, что делает»

Практика: Закрепить полученные знания через дидактические игры

Форма контроля: наблюдение

Раздел 5. «Кем быть?», 4 часа

Тема 5.1. Дидактические игры «Угадай профессию», «Кем я буду – не скажу, я вам лучше покажу»

Практика: Закрепить ранее полученные знания, развивать мышление, внимание, мимику

Форма контроля: наблюдение, беседа

Тема 5.2. Викторина «Что я знаю о профессиях»

Практика: Выявить и закрепить полученные знания о том, что надо для определенной профессии, о разных направлениях в профессиях.

Форма контроля: Наблюдение, беседа

Тема 5.3. «Отгадывание, о каких профессиях говорится в пословицах, поговорках, загадках»

Практика: Закрепить полученные знания о разных направлениях в профессиях. Развивать память, речь

Форма контроля: наблюдение, беседа

Тема 5.4. «Создание коллажа из детских рисунков о профессиях»

Практика: Выявить знания о профессиях, предпочтениях детей. Развивать творческие способности

Форма контроля: наблюдение, беседа

1.4. Планируемые результаты

Воспитанники будут знать:

- о профессиях взрослых;

- о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- принципы работы с инструментами, оборудованием изучаемой профессии;

Будут уметь:

- соблюдать правила техники безопасности в процессе трудовой деятельности;

- подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты

В результате обучения по программе воспитанники приобретут такие личностные качества как:

наблюдательность и внимание;

развитое воображение;

познавательная активность;

чувство коллективизма, организованности;

коммуникабельность, общительность;

ответственность;

трудолюбие;

уверенность в себе;

В результате обучения по программе у воспитанников будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

- способность принимать и следовать целям и задачам учебной деятельности, способность поиска средств её осуществления;

- коммуникативные навыки;

- проявление творческой инициативы;

- адекватная оценка своей деятельности и деятельности своих товарищей;

- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в игровой ситуации;

- мотивация к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель 36

Количество учебных дней 36

Продолжительность каникул Новогодние каникулы 10дней

Летние каникулы с 01.06. – 31.08.

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов Первое полугодие 01.09– 27.12

Второе полугодие 10.01.-31.05.

2.2. Условия реализации программы

Наименование Обеспечение

Материально-техническое - наличие экрана, проектора, музыкального центра

- наличие иллюстраций

- рабочих инструментов

Информационное В образовательном процессе используются:

мультимедийные презентации;

использование возможностей ИКТ для проведения образовательной деятельности с детьми,

использование ИКТ, создания наглядных консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей, создание банка методических материалов

Кадровое Обучающие занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Путешествие в мир профессий» проводят воспитатели подготовительной группы

2.3. Формы аттестации / контроля

Аттестация воспитанников проводится раз в год (май).

Для определения уровня сформированности представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых использовались такие методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, педагогического наблюдения.

Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений:

• уровня сформированности знаний о значимости труда людей в ходе профессиональной деятельности, представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества;

• потребности использовать данные знания и умения на практике;

• уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;

• уровня знаний и умений отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов; аналитические материалы, фото выставка на сайте детского сада.

2.4. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – форма обучения очная.

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный практический, игровой, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации занятия: игра, практическое занятие.

Педагогические технологии

На занятиях применяются следующие технологии:

- технология личностно-ориентированного обучения - соответствует индивидуальным особенностям каждого воспитанника; его стремлении к максимальной реализации своих возможностей;

- здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время. Основная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья воспитанника;

- технология проблемного обучения - воспитанники получают новые знания и умения посредством разрешения проблемных ситуаций в игровой деятельности;

- групповая технология – которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;

- технология индивидуального обучения - при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Перечень дидактических материалов, используемых в процессе обучения:

наглядный материал (картинки, иллюстрации);

- карточки с инструментами

- видеоматериалы.

2.6. Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М. : «Педагогическое Общество России», 2000. 128с. 2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М. : Просвещение,1974. 192с. 3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10. с. 56–63. 5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008. 64с. 6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69

Публикации по теме:

Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий»Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий» Актуальность проекта: конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время.

Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий»Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий» Конкурс-игра «Путешествие в мир профессий»Цель: закрепить представление о многообразии профессий. Задачи: Актуализировать знания о профессиях,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий».Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Искусство».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в страну профессий» во второй младшей группеКонспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в страну профессий» во второй младшей группе Конспект ООД по познавательному развитию На тему: «Путешествие в страну профессий» во второй младшей группе Задачи: Образовательные: познакомить.

Конспект познавательного занятия «Путешествие по морю профессий» Путешествие по морю профессий. Цель: 1 Познакомить детей с основными особенностями мужских и женских профессий (мужские и женские профессии.

Квест «Путешествие в страну профессий» для старшей группы Задачи: -организация целенаправленного досуга; - расширение кругозора обучающихся в области существующих профессий; -развитие познавательного.

Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий»Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в мир профессий» Конспект интегрированной познавательной образовательной деятельности во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Проект «Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в страну профессий» Выполнила воспитатель МБДОУ "ЦРР - д/с № 45" Безмельницына Н. В. Проект на тему: Сюжетно – ролевые игры в первой младшей группе «Увлекательное.

Фотоотчет о проекте «Путешествие в мир профессий»Фотоотчет о проекте «Путешествие в мир профессий» В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Путешествие в мир профессий»
Опубликовано: 30 января 2022 в 13:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД