Кружок «Радуга творчества». Дополнительная образовательная программа «Радуга Творчества».

Людмила Слободяник
Кружок «Радуга творчества». Дополнительная образовательная программа «Радуга Творчества».

Возраст воспитанников: 4,5-5,5 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Л. Н. Слободяник

г. Клинцы, Брянская область

Пояснительная записка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно- творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.

На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Особое место занимают народные игрушки – жанр, наиболее близкий детям. Каждый вид народной игрушки по – своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы.

Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью, красочностью, условностью, стилизованностью образцов, составляющих узор или орнамент.

Вопросом ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались Т. С. Комарова, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, Н. Б. Халезова, Т. В. Черных, Т. Г. Казакова и др.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.

Опыт работы с детьми показывает, что чем раньше они начинают заниматься в кружках технического творчества, тем больше умений и навыков они приобретают, а если такие занятия постоянны и продолжаются несколько лет подряд, это даёт большие результаты, поэтому очень важно осуществлять преемственность в обучении как школьников, так и дошкольников.

Создание интегрированной программы с элементами декоративно-прикладного и технического творчества современна и актуальна, так как дети дошкольного возраста не могут заниматься одним видом деятельности.

Направленность программы «Радуга творчества» является программой художественно- творческой направленности с элементами народного декоративно - прикладного искусства, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель определила следующие задачи:

Образовательные: Закреплять нетрадиционные приемы в изобразительной деятельности детей.

Технические: Учить осваивать практические приёмы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Воспитательные: Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; Воспитывать гуманные чувства, уверенность в себе. Способствовать формированию социально-общественных качеств.

Художественно-творческие (Развивающие): Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей. Раскрывать творческий потенциал детей.

Воспитательные: Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; Воспитывать гуманные чувства, уверенность в себе. Способствовать формированию социально-общественных качеств.

Здоровьесберегающие: Активизировать двигательную активность детей. Способствовать снятию усталости и напряжения. Развивать мелкую моторику.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников( 5-6лет);

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у дошкольников развиваются творческие начала.

Предоставление дошкольникам свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми дошкольникам.

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия).

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

объекты творчества дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.

Формы реализации программы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы реализации программы:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Организация деятельности.

Кружок первого года обучения формируется из учащихся 5-6 лет. Это дети дошкольного возраста старшей или подготовительной группы детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с основными техническими понятиями. Основная форма обучения – игра. Происходит формирование элементарных знаний и умений, привитие навыков элементарного конструкторского мышления. Первый год обучения позволяет ребятам развивать моторику рук, привить аккуратность в работе, увидеть итог своей деятельности и найти ему практическое применение. Основной метод практической работы на первом этапе обучения – фронтальный. Все ребята копируют модели, изготавливая их по готовым шаблонам и чертежам. Модели, предлагаемые учащимся, должны быть посильны для всех.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку к моделированию.

К концу года дети должны знать и уметь:

Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство).

Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знать особенности изобразительных материалов, используемых в работе.

Знать название и назначение инструментов, приёмы и правила их пользования.

В рисовании:

Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры).

Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвет в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Расписывать объёмные изделия по мотивам народного искусства.

В лепке:

Лепить различные предметы, передовая их форму, пропорции, позы и пропорции фигур, используя разные способы лепки.

Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

В аппликации:

Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывание, используя бумагу разной фактуры.

В конструировании:

Правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.

Владеть техникой оригами: сгибать лист вчетверо в разных направлениях.

Правильно выполнять технологические операции: сгибание, склеивание, соединение деталей из бумаги и картона.

Изготовлять объёмные игрушки по шаблону.

Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением.

Работать по готовой выкройке.

Изготавливать простейшие модели разного вида транспорта (водный, наземный, воздушный) из картона, бросового и природного материала.

Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

Учебно-тематический план первого года обучения.

п\п Тема Количество часов

теоретические практические всего

1. Вводное занятие 2 - 2

2. Происхождение человека. Орудия труда. 2 - 2

3. Работа с природным материалом: «Птичка», «Мышка», «Утка», «Ёжик», «Плот», «Кораблик», «Петушок», «Буратино», «Зайчик», «Чебурашка». 2

8 10

4. Цикл «Осенние натюрморты»

Знакомство с искусством - рассматривание натюрмортов

Аппликация: «Кисти и грозди винограда», «Яблоки и груши»,

Рисование: «Ветки осенней рябины».

Лепка: «Яблоко, груша и слива»

1 3 4

5. Цикл «Осенние пейзажи»

Знакомство с жанром живописи – пейзажем.

Сравнение репродукций картин И. Левитана и И. Остроухова «Золотая осень».

Аппликация: «Осенний пейзаж», «Грибы на лесной поляне», «Осенний ковёр».

Рисование: «Осеннее дерево» «Осенняя берёза», «Золотая осень», «Пасмурный осенний день».

Лепка: «Грибы», «Дерево».

2

2

4

2 10

6. Цикл «Птицы»

Лепка: «Калининские ветки».

Аппликация: «Синички на ветках», «Снегири на ветках рябины», «Жар-птица».

Рисование: «Воробышек», «Стайка воробьёв», «Сорока оглянулась», Ворона летит», «Жар-птица».

1

2

4 7

7. Цикл «Здания и транспорт»

Экскурсия «Рассматривание домов разной архитектуры».

Аппликация: Моделирование «Построй блочный дом», «Бревенчатый дом с забором» - цилиндры из бумаги, «Какие бывают автомобили», «Пожарная машина».

Рисование: «Легковой автомобиль», «Автобус», «Вечером возле дома остановился автомобиль», «Пожарная машина спешит на пожар».

1

5

4 10

8. Общие сведения об оригами. Изготовление простейших моделей из бумаги. Базовые формы: треугольник, конверт, рыба. Условные обозначения, принятые в оригами. Знакомство с условными обозначениями. Умение читать условные знаки. Отработка основных приёмов складывания по условным знакам. Изготовление животных, корабля с двумя трубами, плащ, рыбка, птица, лодка с парусом.

2 14 16

9. Изготовление моделей «Бумагопластика». Базовая форма:цилиндр.

Изготовление поделок: лягушка, жираф, лошадь, птица, собачка, Дед Мороз, пенал, лукошко. Изготовление панно «Домик», «Дача».

1 6 7

10. Изготовление моделей «Бумагопластика». Базовая форма: конус.

Изготовление поделок: лисичка, матрёшка, птица, снегурочка, дерево. 1 4 5

11. Составление композиций «Мастерская Зимушки-Зимы».

Моделирование «Опушка зимнего леса», «Новогоднее панно», «Дедушка Мороз и Снегурочка», «Снежинки». 1 3 4

. Человек

Знакомство с искусством - рассматривание портретов.

Рисование «Балерина», «Спортсмен», «Весёлые клоуны», «Палочные человечки», «Портрет мамы», «Забавные рожицы».

Аппликация: «Клоуны в цирке», «Портрет мамы», «Афиша».

1

6

3

10

13. Изготовление моделей из бросового материала. Изготовление моделей транспорта (трамвай, автобус, грузовик, поезд и др.); зверушек (медведь, заяц, поросёнок, собачка, петух и др.) из готовых коробок. 1

5 6

14. Декоративная лепка «Дымковская игрушка»

«Дымковская птичка»

«Дымковская собачка», «Дымковский петух», «Дымковский медведь»,

«Дымковский олешек»,

«Дымковский конь», «Дымковский козлик», «Дымковский барашек», «Дымковская композиция (мальчик на зверушке)», «Дымковская барышня»,

«Дымковская водоноска», «Дымковская Няня». «Дымковские барыни - франтихи», «Дымковская ярмарка». 1

14

15

15. Декоративное рисование по мотивам «Дымковская игрушка»

Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек.

Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками\, штрихами.

«Дымковский конь», «Дымковский козлик», «Дымковский барашек», «Дымковская барышня».

1

5 6

16. Декоративная лепка посуды

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ-РАССМАТРИВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ.

«Тарелка с узором», «Миска с узором», «Ваза для фруктов», «Кружка, украшенная цветком», «Ваза для цветов».

1

5 6

17. Хохломская роспись

Знакомство с искусством – народное декоративно – прикладное искусство.

Рисование: «Хохломской узор на миске», «Узор на бочонке или вазе», «Хохломские ложки», «Хохломские ковши и птицы», «Настенные панно с хохломским узором».

1

5 6

18. Цветущая весна

Рассматривание «весенних» пейзажей и натюрмортов.

Рисование: «Весенний букет в вазе», «Цветёт сирень».

Моделирование «Нарциссы и тюльпаны», «Ветка сирени», «Бабочки», «Ваза с цветами».

1

Кружок «Радуга творчества». Дополнительная образовательная программа «Радуга Творчества».

2

3 6

19. Заключительное занятие. Выполнение работ по замыслу. 2 - 2

20. Праздники. Игры. Соревнования. 2 8 10

Всего: 27 117 144

Публикации по теме:

Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем»Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем» Программа кружка словесного творчества "Творим, выдумываем, сочиняем"Программа по развитию словесного творчества детей 5-7 лет базируется.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Кружок «Радуга творчества». Дополнительная образовательная программа «Радуга Творчества».
Опубликовано: 19 декабря 2012 в 14:41
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...