Получи документы

Кружок «Тили-тили! Тесто!!!»

Евгения Крюкова
Кружок «Тили-тили! Тесто!!!»

Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Он очень подходит для занятий лепкой как в домашних условиях, так и в условиях детского сада. Лепить из теста – занятие, доступное и для детей, и для взрослых. Активизируется работа пальцев рук, мозга.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

Лепка :

Публикация «Кружок „Тили-тили! Тесто!!!“» размещена в разделах

1. повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

2. развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. синхронизирует работу обеих рук;

4. формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

5. развивает творчество ребенка.

На мой взгляд, актуальность данной темы очевидна. Развитый ребенок в целом – залог дальнейшего успешного обучения в школе.

Цель работы – содействовать развитию творчества детей посредством лепки из соленого теста через кружковую работу.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.

2. Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.

Развивающие:

1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.

3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из теста.

4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.

2. Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.

3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года учащиеся

должны знать:

- технологию приготовления соленого теста;

- основные приемы, используемые для лепки животных и птиц;

- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;

должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- переводить шаблоны на тесто;

- изготавливать и оформлять поделки;

- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;

- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;

- самостоятельно исправлять повреждения поделок;

- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

приобретут навыки:

- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;

- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;

- изготовления поделки по собственному эскизу.

Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творчество детей.

Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются:

• активность – в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется в стремлении поло и до конца реализовать свой замысел;

• самостоятельность – умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа;

• инициатива – проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, отношением к изображению;

• воображение – в дошкольном возрасте активизируются функции воображения, вначале воссоздающего, затем творческого.

Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

• Развитие творческого воображения, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

• Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

• Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

• Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.

• Изменение мотивов деятельности, доставляющее детям удовольствие от своих результатов; этот показатель характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).

Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество – 10 человек. При большем количестве не остается времени на индивидуальную помощь. Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Проводятся занятия 1 раз в неделю по 20-25 минут. Дети усваивают последовательно логику выполнения задания на основе приобретенных знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в шкафу и всегда доступен детям.

Основным материалом для работы служит соленое тесто. Для его приготовления использую: 2 стакана муки,1 стакан мелкой соли, воду, клей ПВА. Рабочий стол освобождаю от посторонних предметов и застилаю клеенкой. Кроме того, использую рабочую доску. На стол ставлю стакан с водой.

Положительным воспитательным моментом является то, что я леплю вместе с детьми, они ориентируются на меня, как на образец. Метод демонстрации личного творчества использую как можно чаще.

Методика проведения специальных занятий (кружок) по лепке из соленого теста с детьми 4-5 лет мало отличается от лепки из традиционных материалов. Задачи и психолого-педагогические условия их формирования представлены во всех программах дошкольного образования.

Изучив исследования психологов и педагогов, я решила выявить возможности лепки из соленого теста как способа развития детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №88» «Дюймовочка» в средней группе «Сказка» в течении 1 года.

Количественный состав – 25 детей.

Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, способность проявить творчество детей 4-5 лет.

В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой.

В кружковой работе я использую разнообразный материал. Занятия развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяют ребенку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариативности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей младшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, трудоспособность, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, словом все то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам – это способ детского самовыражения. Ребенок выражает свое отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система кружковой работы по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребенка – осознанию им собственных чувств.

Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

• форма передана точно;

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно

4. Передача пропорций предмета в изделии:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция

В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей:

а) расположение фигур:

• по всей доске;

• не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изделий, составляющих сюжет:

• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Оригинальность изображения.

В этом критерии отражена передача реального цвета предметов, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом.

Цветовое решение изображения:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступление от реальной окраски;

• цвет предметов передан неверно.

Анализ процесса деятельности.

1. Характер лепки.

В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает лепку:

• по частям;

• из целого куска;

• комбинированным способом.

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены 3 группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

1) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

2) оценка ребенком созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

3) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится к:

• предложенному заданию;

• процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

4. Творчество:

• самостоятельность замысла;

• оригинальность изображения;

• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» носит не количественный, а качественный характер.

Оценка дается по трехбалльной системе: первый – 3 балла, второй – 2 балла, третий – 1 балл.

Публикации по теме:

«Соленое чудо»«Соленое чудо» В своем детском саду я веду кружок по тестопластике "Соленое чудо". В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием.

Подарок для любимой мамочкиПодарок для любимой мамочки Уважаемые коллеги! В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Соленое тесто - чудесный материал для этого. Пластичный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок «Тили-тили! Тесто!!!»
Опубликовано: 22 марта 2015 в 15:26
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД